Христианское отношение: еретиков любить не нужно

Oct 10, 2012 23:48


Наверное, очень многие огорчатся, но это есть факт: согласно православному вероучению, еретиков любить не следует.  Врагов - да, следует. Ненавидящих и обидящих нас - обязательно. А вот на еретиков cия установка, увы, не распространяется, как бы кому-то не хотелось.  Об этом прямо говорят святоотеческие толкования на вчерашнее апостольское чтение (Флп, зач.236, I 8-12).
Апостол:
"... О сем молюся, да любовь ваша еще паче и паче избыточествует, в разуме и во всяком чувствии, яко искушати вам лучшая. Да будете светли чистотою, и не порочни в день Христов, исполнени плодов правды Исус Христом, в славу и похвалу Божию".

Иначе:
...Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию (I, 9 -11).

И вот Златоуст даёт толкование:
Не мене ради но вас ради сия глаголю наказуя со искушением и разумом сие творити. да не како и ко еретиком любовь имети будете, и сим вредитеся и сокрушитеся, и ложныя догматы под образом любви приимете. како же инде рече со всеми человеки мир имейте. мир веща имейте, но не тако любяще да любовь тщету сотворит. Аще убо рече око твое десное соблажняет тебе, изми е и верзе от себе.
(Толковый Апостол: http://sobornik.ru/text/apostol/page/apostol14.htm)

Общий смысл - христиане предостерегаются от "любви без разсмотрения" - ввиду наличия еретиков, сближение с которыми может принести вред. Жить в мире - да, но не более того.
Все мы помним заповедь Христа о любви к врагам. Помним притчу о милосердном самарянине. Частенько из этого многие делают вывод, что любить надо вообще всех без исключения. Однако иные многие (особенно в среде древлеправославных) с этим  не соглашаются, по крайней мере оговаривая, что когда речь идёт о ЕРЕТИКАХ - то на них заповедь любви не распространяется. То есть еретики как бы являют собой некую исключительную категорию. "Любвиобильные" оппоненты на это возражают - мол, милосердный самарянин тоже был вроде еретика в глазах июдеев, однако Господь не случайно приводит его в качестве примера для всех, следовательно, и еретики не так плохи, и всё такое...
Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя вчерашнее зачало, не оставляет от таких рассуждений камня на камне:
"...Чтобы вы любили не просто, но с рассуждением и уверенностью и испытанием, потому что есть много таких, которые любят безрассудно, от чего такая любовь и не бывает прочна. Или чтобы не любили еретиков... Если вы любите благоразумно и с рассуждением, то вы можете избирать полезное и распознавать, кто достоин любви, то есть верных, и кто не достоин, то есть неверных. Но как же говорит он в другом месте: «будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18). Во-первых, он не безусловно сказал, но с ограничением: «если возможно, будьте в мире со всеми людьми». Затем, иное - быть в мире, и иное любить; первое значит не враждовать, а для любви требуется душевное расположение и как бы слияние и тождество в нравах, чего не следует оказывать по отношению к еретикам. Ибо «если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его» (Мф.5:29). Я говорю это не ради своей пользы, но для того, чтобы вы под предлогом любви не приняли какого-либо ложного учения".
http://azbyka.ru/otechnik/?Feofilakt_Bolgarskij/tolk_68=1

Previous post Next post
Up