Sep 20, 2014 23:18
Как думаешь, у младенцев в утробе матери есть душа?
Во время Второй мировой войны мать двоих детей Мари Латур, муж которой находится в плену, еле сводит концы с концами. Однажды соседская женщина просит ее помочь сделать аборт и Мари неохотно соглашается. Операция проходит успешно и соседка отдает в качестве благодарности патефон. Примерно в это же время Мари знакомится с проституткой Люси, которая начинает подбирать ей клиентов для «подработки». Дела идут в гору, а не вернувшегося мужа Мари вообще не обращает внимания, предпочитая наслаждаться своими новыми доходами…
Тема абортов является одной из самых противоречивых и немногие авторы осмеливаются снимать фильмы на подобную тему, но каждый вышедший на эту тему фильм вызывал общественный резонанс.
Клод Шаброль занимает нейтральную позицию к ремеслу героини, он не пытается искусственно вызвать ни сострадания, ни осуждения у зрителя. Нейтральность автора заложена в самом названии фильма - «Женское дело».
Фильм прекрасно показывает лицемерие и двуличность французского общества времен Второй мировой войны, пытающегося прикрыть свое позорное поражение декларированным возвращением к традиционным христианским ценностям. В этом плане показательна сцена суда, на котором из Мари делают пример, много рассуждая о ее безнравственном поведении, «лишившим Францию 23 ее будущих граждан» и приговорив ее к смертной казни, забыв при этом про христианский постулат «не судите, да не судимы будете».
Мари Латур далека от образа добропорядочной женщины, но ее занятие этим ремеслом, по крайней мере поначалу, было продиктовано нуждой. Она никого не заставляла делать аборты и большинство ее клиентов не собирались становится добропорядочными матерями. Большего презрения заслуживает ее муж Поль, написавший донос на жену из-за ревности, зависти и злобы.
В «Женском деле» Изабель Юппер сыграла одну из своих лучших ролей. Изабель Юппер представляет с помощью полутонов Мари Латур в трех образах: забитую жизнью мать, преуспевающую и надменную бизнесвумен и ожидающую казни сломленную женщину. Еее героиня может вызывать и отвращение, и сочувствие, и понимание, но никак не равнодушие. Академия искусств и технологий кинематографа Франции незаслуженно в очередной раз обделила Сезаром Изабель Юппер, предпочтя ей не самую лучшую роль Изабель Аджани в «Камилле Клодель», о которой я уже писал рецензию.
Подводя итог, хочется сказать, что Клод Шаброль создал неоднозначный фильм, затрагивающий очень противоречивую тему. Если вы любите фильмы, которые заставляют задуматься и дают полноценную возможность сформировать свою точку зрения, то обязательно посмотрите его.
9 из 10
Изабель Юппер,
кино Франции,
1988,
Клод Шаброль