Sep 27, 2014 20:09
I'm so scared to be unhappy
В 1981 году Изабель Аджани получила на Каннском кинофестивале две приза за лучшую женскую роль и стала единственной актрисой в истории Канн, получившей две награды в одной номинации в рамках одного фестиваля. В отношении заслуженности награды за «Одержимую» не может быть никаких сомнений и я решил посмотреть «Квартет». Однако, пребывая в небольшом разочаровании после просмотра «Камиллы Клодель», я был настроен немного скептически в отношении этого фильма…
Мари Зелли живет со своим молодым мужем Стефаном - подпольным торговцем антиквариатом - в небольшом отеле в Париже. Через некоторое время Стефана арестовывают и приговаривают к году лишения свободы с дальнейшим административным выдворением за пределы Франции. В одночасье оставшись без денег, Мари, с согласия мужа, принимает предложение пожить некоторое время у одной пожилой британской пары. Поселившись у Хайдлеров, Мари становится вовлеченной в странную игру этой пары…
Про Париж 1920х годов, город в котором зародился сюрреализм, творили Фицджеральд и Хемингуэй, город нескончаемого веселья, любви и декаданса, было написано много книг и снято много фильмов. Джеймс Айвори также не остался в стороне от этого, сняв историю о любовном «четырехугольнике» или «квартете», кому как больше нравится.
Фильм хорошо показывает грань между хорошим и пристойным, внешней добротой и внутренней черствостью, непонимание между богатыми и бедными. Еще в начале фильма героиня Изабель Аджани говорит: «Ведь такие женщины, как Луис, у которых всегда были деньги, не понимают тех, у кого их никогда не было».
Центральной темой «Квартета» является любовная игра между четой Хайдлеров и главной героиней. Мари, с молчаливого согласия Лоис Хайдлер, переезжает к чете Хайдлеров, чтобы ее муж мог получить для себя молодую и привлекательную любовницу. Хайдлер рад поиграться с наивной и неопытной Мари, лишь бы это выглядело со стороны пристойно. В одной из сцен, после очередной ссоры, Луис просит Мари не «выносить сор из избы». «Это единственное что тебя беспокоит» - спрашивает взбешенная Мари и Луис честно отвечает, что да.
Париж показан соответственно внутреннему миру героев - обшарпанные фасады отелей в Монпарнасе, фотостудии, в которых тайно снимают порнографию, прокуренные кабаре. Второстепенный герой точно выражает одну из основный мыслей фильма: «В нынешние времена люди живут грязно. Нет традиций. Нет ничего прекрасного».
С эстетической точки зрения, Изабель Аджани прекрасно воплотила девушку 1920х, смотреть на актрису - находящуюся на пике своей удивительной красоты - одно удовольствие. Когда смотришь на Мари Зелли, на ум приходят фотографии парижских девушек 1920х годов, настолько точно ее образ соответствует тогдашним стандартам. Играет Изабель Аджани неплохо, но ничего выдающегося на экране она не показала, в особенности если сравнивать с вышедшей в этом же году «Одержимой». Хотя сравнение игры Изабель Аджани в «Одержимой» и «Квартете» равносильно сравнению игры Лоуренса Оливье в «Комедианте» и «Спартаке».
Мэгги Смит, объективно рассуждая, сыграла намного сильнее Изабель Аджани. Ее Лоис Хайдлер получилась несчастной женой, презирающей богемную жизнь мужа, но вынужденную играть по правилам общества. Она искреннее любит своего мужа и пытается сохранить уже давно потухший брак, потакая всем прихотям своего мужа.
Подводя итог, хочется сказать, что получился средний фильм, который нельзя назвать выдающимся или провальным. Мне кажется, что Изабель Аджани дали вторую премию за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале 1981 года, чтобы дополнительно отметить ее потрясающую актерскую работу в «Одержимой».
7 из 10
Изабель Аджани,
Кино Франции,
Алан Бейтс,
Мэгги Смит,
Кино Великобритании,
1981,
Джеймс Айвори