Путешествие на Киргизский хребет или мой самый длинный горный поход в жизни. Часть II

Oct 08, 2014 01:19

"Мчался конь огневой, туч касался головой, туч касался головой.
Показался огонь, в небе вспыхнул месяц-конь, в небе вспыхнул месяц-конь.
За тобой месяц-конь не угнаться, мне б хотелось с тобой побрататься.
Я не знал до сих пор, что на свете
Где-то есть конь-простор и конь-ветер."

22.08.14
Вчера у нас накрылась вторая горелка, поэтому тактика сборов лагеря по утрам и готовки, в целом, теперь требовала усовершенствования. Но мы достаточно быстро справились с завтраком и двинулись дальше покорять перевал.
Первые сто метров подъема были просто адищенскими. Все ехало, мы местами падали, сердце стучало.

Наконец склон начал выполаживаться, а мы наконец могли привалиться. Затем с новыми силами мы начали прыгать по камням крупной сыпухи до закладки.
Забрав снарягу, мы начали подъем траверсом к перевалу по снегу и мелкой сыпухе. Седловина перевала Атжайлоо на этом хребте не самая низкая, но самая доступная по подъему. Однако доступность не означает легкость. Под снегом был лед, Вовка Смирнов шел первый, ему доставалось больше всего падений. Я пыталась «зарубаться» треккинговыми палками, но это было смешно, разумеется. Вскоре мы добрались до скальника, как и планировали.

Дальше был самый сложный участок психологически - казалось, что в независимости от того, что ты держишься руками за скальный выступ, все движется с огромной скоростью вниз под обрыв.

Но уже скоро мы стояли на перевале Атжайлоо 1 б, 3960 м. В лицо дул свежий ветер, а глаза слезились от обилия снежной красоты.
Оказывается на этом перевале не было никого уже три года! Это достаточно странное и гордое чувство осознавать, что тут так давно не ступала нога человека.

Пообедали, связались и начали спуск с перевала. Снег был очень глубокий. Трещины имелись, но не много и очень явно обозначенные.

Планировалась ночевка на леднике, а потом подъем на перевал Памяти Фрунзе. Однако было принято решение перевал не идти, а спускаться ниже и вместо этого перевалить через Зигзаг.
Спустили до небольшого озерца, которое было покрыто тонкой пленкой льда и устроились на ночевку.
23.08.14
Всю ночь Ксюша и Вова не могли спать из-за странных звуков, раздающихся рядом с палатками. Казалось, что падают камни или пришли страшные монстры. А с утра и мы удивились непонятному треску. Оказывается озеро, рядом с которым мы стояли было очень изменчиво. Ночью лед сковывал его берега, а днем на солнце наоборот лед трескался с ужасным скрежетом. Но выглядело это очень красиво.

Целый день шли по неприятной морене, а к вечеру наконец вышли к перевалу. Задача была найти воду поблизости, так как все воды ледника ушли под морену. И какова же была наша радость, когда Вова Еремеев сказал у подножия перевала: «Ребята, присмотритесь», - небольшое озерцо настолько мимикрировало с ландшафтом, что его можно было легко просмотреть, прилегало к склону.
Тут мы радовались мягкой траве, отгадывали загадки Бригадировых, кушали красную икру, вместе любовались на Млечный путь и ночной Бишкек. Ночью рядом с палаткой пели сурки.

24.08.14
Утром к нашей воде пришли бычки. Совершенно беспардонно они начали пить из нашего озера. Ну а потом сделали свои дела, после чего вода перестала быть для нас привлекательной.
Подъем на перевал Зигзаг был очень приятный - травяной склон со скальными живописными вкраплениями. На перевале мы любовались на гигантскую морену, по которой шли. Сверху она была очень даже приятной и даже красивой. Низкие бархатные горы, спускающиеся к пустыне слева, плавные волны морены, под которой погребен ледник, все это мы увидели с перевала Зигзаг.

Спуск занял у нас около пятнадцати минут. Склон был осыпной и мы съехали по нему как на лыжах. Долина, в которую мы вышли была названа нами как «Долина горных духов» - возможно Чункурчак именно так и переводится. Монолиты, возвышающиеся из земли, выветренные и гладкие - все это по словам ребят очень напоминало горный Крым. Возглавляли это великолепие пики Учитель и пик Скрябина Северный. Они были самой классической пирамидальной формы, увенчанные белыми шапками, которые так контрастно смотрелись на черной породе.
Сошли к речке, которая вытекала из огромной морены.

Пообедав, мы опять дождались сгущавшуюся над нами небесную пелену, однако вопреки обычаю она разошлась, и мы продолжили подъем под солнцем.
Подняли триста метров по травяному склону, встали на ночевку рядом с ручьем вблизи морены.
Я опять порисовала. В этот раз мне компанию составила Ксюша. Мы очень душевно посидели, поговорили, подарили друг другу много тепла, хотя было очень холодно.
25.08.14
Ручей, в котором вчера мог купаться взрослый мужчина с утра пересох. Мы, немного шокированные таким раскладом, быстро собрались и начали подъем по морене в поисках воды. К счастью скоро мы напились из лужицы. Вдали было видно красивое недоступное озеро. Подошли почти под пик Учитель к обеду.

Мальчишки начали ровнять места под палатки, что у них очень успешно получилось, как сказала Ксюша с утра, это было самое ровное место под палатку за весь поход. Вечером я рисовала в то время, пока Вова Смирнов и Дима ходили на разведку перевала, который мы завтра хотели покорять.
Вернувшись, ребята сказали, что этот перевал непроходим, чем очень расстроили всех. Это означало, что время ледников и снегов подходило к концу и в дни, которые оставались у нас от похода мы не смогли бы пройти самую западную и самую красивую часть маршрута в долине Ала-Арча.

26.08.14
С утра была плохая видимость и снег, поэтому мы встали позднее. Так как нас ожидал спуск в долину, хотелось сказать спасибо горам за красоту их скал, за белизну и чистоту ледников.

Спустили по морене достаточно быстро. Внезапно набежавшее облако казалось каким-то живым организмом - оно постоянно изменялось и показывало все новые и новые красоты гор.

Переход с морены на зеленку был немного осложнен большой сыпучестью склона. Женя спустила камни с таким грохотом, что я, шедшая в конце строя, перепугалась за друзей.
Переходили через пересохшие ручьи, хотели дойти до речки Чункурчак на склоне, но она тоже не текла.

В итоге пришлось спускаться до притока, на котором обедали позавчера. Неожиданно ночь была очень холодная, лед в бутылках с утра замерз.

27.08.14
Пик Учитель и Пик Скрябина Северный сверкали в лучах рассвета.

Траверсировали отроги, затем поднимали до перевала, который назвали «Ксюша» в честь нашей неутомимой подруги. На подъеме напились из ручья, который ну никак не ожидали увидеть.

А под перевалом вообще оказалось небольших размеров озеро, которое тоже зарядило нас бодростью.

На перевале мы последний раз любовались на белоснежные пики, не хотелось уходить. Затем траверсировали почти без потери высоты.

А спать легли в красивейшем месте с видом на Бишкек. Казалось, мы будто зависли над всей этой городской суетой. И ничто нас не тянуло тогда  в города, в голове только вечная дорога - путников услада.

28.08.14
Утренний спуск к реке запомнился пылью и мухами, которые забивались в нос и рот. Я даже одела очки и натянула баф до носа. У воды явно недавно побывали коровы - следы их деятельности были всюду. К сожалению этот привал нам запомнился еще и как место, где Ксюша сильно ударилась ногой о камень.
Небольшая долина почему-то очень напомнила альпийские пейзажи. Она была узкая и очень зеленая. Мы достаточно быстро спустили до нужной высоты, пообедали и начали траверсить вновь отроги. Продирались через заросли арчи, шиповника, а еще ели костянику, которой почему-то было очень много. Заночевали на отроге, который спускался в долину Ала-Арча, где нас ждала закладка и еще два денька в запасе.
Вечер был очень теплым, солнечным и живописным, чем я и воспользовалась - опять рисовала.

29.08.14
Длинный день, который привел нас к альплагерю.

Перед выходом к дороге наткнулись на растущие яблони, набили животы кислятиной, а еще набрали яблок, чтобы вечером сварить варенье.

Мы поразились ухоженностью территорий национального парка. Конечно чистотой он не блистал, но все же его постарались хотя бы немного приблизить к европейским стандартам.

Встали на ночевку в лесу рядом с речкой. Впервые за поход поставили палатки так, что можно было перекидывать вещи, не выходя из тепла и уюта. Ночью любовались на бриллианты звезд на елях, слушали как белочки перепрыгивали с ветки на ветку.

30.08.14
Утренний лес так напоминал родные края, что сердце замирало в неге.

Так как мы могли себе позволить только недалекую прогулку по долине, мы выбрали тропу, которая вела к водопаду. Как гласила схема парка, путь до водопада занимал по времени всего два часа. Но разумеется с нашими тюками-рюкзаками за спиной мы поднимали полдня две трети пути.
Долина показывала себя в самой красе. Острые пики лесов, молочная река, дающая жизнь всему этому растительному миру. Мне кажется, что так выглядел бы полет над раем.

Затем мы нашли красивое место в близкой доступности к воде и сделали радиальный выход к водопаду. Он был не так полноводен как мог бы быть весной например. Но все равно его мощь поражала. Вблизи него можно было бы встать на ночевку - там находились заросли, в которых как и везде в парке было много мест под палатку и много костровищ.
Дальше тропа уходила вверх к хижине Рацека, про которую мы, уже вернувшись в Бишкек, узнали таких подробностей, пожалев о том, что не осилили подъем до нее. Оказывается в СССР каждый из покорителей ближайщих вершин, да и просто проходящий по маршруту через эту хижину должен был захватить мешочек цемента или еще каких-нибудь материалов для постройки.

31.08.14
С утра устроили большие постирушки, немного отдохнули, поиграли в коллективные игры, а потом начали готовиться к спуску. Шли не спеша, бережливо относясь к своим коленкам. Но все равно успели разделиться и потеряться в лесу. Однако все дороги ведут к схеме, а мы и того раньше нашли друг друга. Очень много встречали на своем пути иностранцев, что было приятно.
Ночевку затеяли на том же месте что и позавчера. Лес также гостеприимно с нами обошелся. А утром мы вышли к альплагерю, там где нас уже поджидал бусик, который повез нас кататься на лошадях в ущелье Шамси.

Если вам понравился отчёт и фотографии, вы можете легко поделиться ссылочкой с друзьями!

Прошлые наши отчёты о походах:

Путешествие на Киргизский хребет или мой самый длинный поход в жизни. Часть 1
Тропою троллей или горный поход в Западную Норвегию. Часть 1
Тропою троллей или горный поход в Западную Норвегию. Часть 2
Кандалакшские тундры или как мы за зимой в январе ходили.