Oct 06, 2014 20:57

Путешествие не меняет человека. Уходит все лишнее, и струнки души начинают играть чистые, истинные мелодии. Сразу появляются желания найти себя, сделать много полезного, а еще наружу стремится творчество.
Мечта о диком, своенравном Тянь-Шане давно теплилась внутри. И вот, после того, как прошлым летом Норвегия сколотила нашу команду, уже зимой мы запланировали длительный месячный поход и купили билеты.

9.08.14
Это были грандиозные сборы! Так скурпулезно к подготовке мы еще не подходили. Сушили даже супы, не говоря уже об источниках гемоглобина и энергии - мясо, печень, язык, рыба - все попало в раскладку нашего прокачаного начпрода baloven-ksu. Повышали КПД горелки Fire-maple, сделав для нее отражатель. А мне довелось даже разрезать Bask-овский спальник, чтобы сделать из тройной спарки спальник на четверых.
Постоянно напевали хит этого лета: «Не так уж скверно все, не так уж плохо все». И действительно, все было не так уж гладко: маршрут мы защитили за неделю до вылета, меняли его три раза кардинально. Поэтому Киргизский хребет для нас был не самым желанным местом для проведения похода. Однако чем дальше уносила нас «Ласточка» от дома, тем спокойнее становилось на душе. Нас ждали горы.
Рюкзаки тянули к земле. Планировалось три закладки, но чтобы перевезти все продукты питания на двадцать восемь дней до них требовалась недюжинная сила. Но когда мы торопились на электричку, оказалось, что мы еще и бегать с ними можем!

10.08.14
Когда прилетели в Бишкек, нас встретил Костя, у него мы и подготовили закладки, пока Ксюша и Димка ездили на базар Дордой. У Кости из окна нам первый раз показались горы. Эти снежные шапки на острых пиках в рассветном тумане просто завораживали. В таких горах мы еще не были.
Погрузились в наш автобусик и поехали навстречу приключениям.

Киргизский хребет хорош своей доступностью. В течение двух часов мы уже были в долине Ала-Арча, куда, кстати, въезд и вход платные, оставляли закладку номер три. На подъезде к альплагерю ребята начали просыпаться. Больше всего мне была интересна реакция Иры на пейзажи за окном - ведь она не видела раньше гор и вообще была самым отчаяным участником нашей группы в этом смысле. И когда выжженые солнцем громады выросли и погрузили нас в свой особенный мир, Ира вскинулась и вскрикнула: «О-ей!!».

Затем закладки были оставлены в долинах Аламеддин на базе отдыха «Теплые ключи» и в санатории в долине Иссык-Ата, где мы навестили сошедшего с маршрута Макса. Скушали по вкуснейшей самсе за 30 сом и выехали на старт маршрута.
Надели рюкзаки и зашагали по тропе мы в ущелье Туюк. Маршрут был построен с востока на запад, и как мы поняли впоследствии, из самых диких, самобытных долин в долины более туристические и окультуренные. Природа удивляла - встречались дикие абрикосы, мята, впервые мы познакомились с арчою.

Взобрались на пупырь, рядом услышали ручеек и решили заночевать.

11.08.14
Будильник мы не услышали, поэтому встали поздновато. Солнце палило нещадно. Шли по правому берегу реки Кок-Мойнок. Переходили через ручьи, кушали малину, остывали в тени раскидистой арчи и ели. На обед запаслись диким луком.

Обедали у буйной речки, рядом паслись кони. Наконец Тянь-Шаньские долины открылись для нас в полной красе: низкая, коренастая арча, похожая на бонсай, цветы разных мастей и оттенков, пестреющие на солнце, широкая, полная воздуха долина, возглавляемая белоснежным пиком.

Начался подъем на перевал 278. Подъем проходил через заросли арчи, а потом ушел в ущелье Салык-Тоо. Оказалось, только весной в нем бурлят воды реки Салык-Тоо, а в этот засушливый год даже ручья не текло по руслу.  Мы встали на ночевку на одной трети пути до перевала. Дима, Вова и Толя сделали марш-бросок вниз к месту обеда с целью набрать воды для преодоления набора в 1000 метров.

Через пару минут после отбоя из-за хребта выплыла огромная луна, которая освещала склоны, бросала длинные тени.

12.08.14
Встали затемно, но когда собрались солнышко уже ласково грело.

Сначала поднимались по руслу, прыгали с камушка на камушек, потом уклон стал больше, дышать стало тяжелее.

Осознание того, что воды не будет еще много часов начало сводить с ума. Пили по глотку, жевали слезо и слюновызывательные таблетки. Склон местами был осыпной, местами травяной. Немного подкашивала горняшка.

В такие моменты начинаешь по-настоящему жить, дышать, шагать. Сердце бухает, голова тукает. И вот наступает время глотка воды. Теперь ты понимаешь насколько он ценен для тебя.

Шли медленно. Я глядела на Ксюшку, и мне казалось, что она просто летит к перевалу, настолько легок был ее шаг.  Наконец показалась седловина. У меня в голове всплывали картинки из «Града обреченного».

Заход на перевал был простой,  в 14:45 поднялись на высоту 3800 м. Когда Димка первый поднялся на перевал, я боялась, что за седловиной будет еще какое-либо препятствие, но нет, Дима улыбнулся и кивнул, что все прекрасно.

Спуск прошел достаточно медленно, но начавшийся дождик нас подогнал. Мальчишки сбежали вниз и начали ставить палатки, а я, завороженная, смотрела на потрясающий свет, который подарило облако.

Внизу паслись кони, коровы, белел пик Чон-Партак. Так мы увидели настоящее высокогорное джайлоо.

Дождь кончился, а мы уже обустроились у ручья. Воде радовались как дети.

Кони горды и не подпускают к себе людей, но коровы же наоборот очень наглые, и нам пришлось отпугивать их от палаток: улюлюкать, бежать на них. Однако по неосторожности на улице были оставлены вещи, которые были безжалостно съедены.

От переутомления мы не смогли встать на ночную съемку. Но ночь была полна таинственных теней, которые вырисовывались на палатке, пожевывая ее.

13.08.14
Утро радовало красками, облака играли в догонялки, соединялись, затем открывали голубое небо вновь. Мы были окружены несметными стадами коров, коней, баранов.

Сделали крюк, спустили к речке Бытый, а потом, зарядившись от нее бодростью, забрались на перевал отрога.

Вдоль воды спуститься в долину Иссык-Ата невозможно - скалистые, обрывистые берега. Зато мы увидели много красивейших пейзажей. Зеленые великаны окружали нас, а их каменные браться будто пытались выбраться, вырваться из земли, но застывали, скованные временем.

Спуск был очень утомительным и длительным. Правда по тропе, хотя она очень пылила. Спустили до водопада, который был местной достопримечательностью. Именно поэтому рядом с ним было жутко грязно и мусорно. Уже смеркалось, когда мы встали на ночевку. Река бурлила рядом, но к ней было очень сложно подобраться. Вовка даже пытался вырубить дорогу в кустарнике, чтобы без особых сложностей ходить за водой.

14.08.14
Вчера получили совет свыше не ходить на перевал Проценко. Решили забрать закладку и дойти до озера Ортокёль, а может и дальше, затем перебраться в долину Аламеддин на автобусе. К нашему великому сожалению, мы не были готовы идти другие перевалы по многим причинам.
Забрали закладку, которая ждала нас в поликлинике. Съели по традиционной самсе и пустились в путь.

Заночевали у бурной речки. Вечером в палатке провели операцию  - прокололи стерильной иглой ожог, который Дима получил от солнца на подъеме на перевал 278. Вообще с этими ожогами было многое связано. Мы даже дали им имена: Вадик и Никита с подружкой. А Вовка Смирнов даже сочинил некролог:
Жил-был обычный парень Вадим,
Под штаниной он был невидим.
Подсадили его на иглу,
Парень позорно кончил в углу.

15.08.14
Поворот реки (и слияние двух потоков) возглавлял пик, на котором с утра облака играли в прятки. Прямо как у Лермонтова: тучки золотые и утес-великан.

Встречали необыкновенной красоты лошадей: вороных, белых, гнедых, семьями и целыми табунами. Некоторые совсем нас не боялись, а с достойнством прогуливались на своих уютных пастбищах. Один жеребец подозвал к себе самую красивую лошадь, они поцеловались.

На обед остановились чуть выше слияния Иссык-Аты и Батыя. Затем набежала непогода, и нам пришлось остаться там на ночь.

16.08.14
В горах выпал снег. Припорошило серых великанов.

А утро поражало светом и оттенками.

Шли в облаках и тумане. Повстречали табун лошадей, который шел ровно по той же тропе, что и мы.

Речка то переставала бурлить и выполаживалась, разливаясь ручьями, то опять начинала кипеть, собираясь единым руслом в ущельях.

Пройдя крупную неприятную осыпь, мы наконец вышли к озеру Ортокёль. Дымные облака стлались по нему, оно казалось мертвым, холодным, загадочным.
Вечером пошел снег.

17.08.14
Красота окружила нас! Мы будто побывали на Шавлинских озерах - такой красивый вид нам подарило утро. Я выбежала из палатки и бросилась рисовать. Пока солнце не вылезло из-за хребта напротив, я думала, что что-нибудь себе отморожу. Руки тряслись, но я даже не думала уходить. Все-таки в такие моменты ощущаешь себя вечной, тут вдохновение приходит из вселенной, проходит через тебя, кисть сама пляшет по листу и рождает маленькое искусство.

Закончила я рисовать часа через полтора. Солнце пригрело и осветило наших рыжих лисов. Озеро дарило молочно-бирюзовые оттенки, горы купались в небесной голубизне, искрили ледниками.

После стирки и мытья головы мы выдвинулись вниз по долине. Как по расписанию грянул дождик, и мы шли под ним около 1,5 часов.

Было сложно прыгать по скользким камням, все были напряжены и расстроены. Но вскоре мы уже опять стояли на слиянии Иссык-Аты и Батыя, на том самом месте, где нас приютила долина позавчера. Было решено встать очень рано и успеть спуститься вниз до автобуса примерно за 4 часа.

Утро началось задолго до рассвета. Мы быстро собрались и торопливо побежали вниз по долине. Горы потихоньку просыпались.

Этот день запомнился своим переездом в долину Аламеддин.
На автобусной остановке нам сказали, что всю группу водитель не посадит, так как наши рюкзаки и ледорубы могут видите ли испортить салон. И нам пришлось бы либо делиться на две части, а еще неизвестно как бы мы смогли уехать из Бишкека(прямого автобуса из одной долины в другую нет), либо брать такси. Водитель микроавтобуса сначала сказал, что не повезет нас в соседнюю долину, так как там ужасная дорога. Но потом подошел другой киргиз, заболтал и нас и его, и мы договорились на 2000 сом до г. Аламеддин, от которого по словам киргизов было 3-4 км до «Теплых ключей», где нас ждала закладка.
Удобно устроившись в бусике, мы задремали. Когда я открыла глаза, было видно, что все горные дороги мы уже проехали и едем по шоссе. Я заволновалась и попросила Диму уточнить, верно ли мы едем. Дима сказал не волноваться и спрашивать ничего у водителя не стал. Я подумала, что наверное киргиз решил объехать плохую дорогу более приемлемым способом. Я опять заснула, а когда вновь посмотрела в окно просто перепугалась - мы въезжали в Бишкек. Тут уже и Дима заволновался и спросил у водителя, куда мы едем. «В Аламеддин», - ответил киргиз, и я уже перестала вообще что-либо понимать. Ведь Киргизский хребет находится в среднем в часе езды от Бишкека, так каким образом нас занесло в город? Тут мы подъехали к остановке, водитель, указал на табличку и сказал: «Аламеддин и есть Бишкек». И действительно, на остановке было написано название долины, в которой мы мечтали оказаться. В Бишкеке было пыльно, грязно, шумно, жарко, мы будто попали в ад после горной чистоты и умиротворения.
Не буду рассказывать как мы расстроились, ведь нам пришлось взять две легковушки еще на 2000 сом, чтобы добраться все же до базы отдыха «Теплые ключи». Наверняка и мы были не правы, что не потребовали отвезти нас дальше, но в тот момент у нас сложилось нехорошее мнение, что все киргизы хотят нас обмануть. Однако водитель одной из легковушек, на которой мы ехали как раз и попросил нас так не думать. Он вообще оказался рубахой-парнем, от которого мы узнали последние новости и выслушали много теплых слов о России.
Как мы и ожидали, долина Аламеддин оказалась очень зеленой, красивой. Немного и правда напоминала сказочную страну.

Рюкзаки потяжелели, мы еле плелись в гору. Было видно, что в горах идет дождь, а мы шли на периферии солнечных городов и мокрых гор. Лошади в этой долине были менее пугливы, правда мухи зато были более жестокие.
Долго выбирали место под стоянку - река была где-то внизу, а берег был очень крутой. В итоге мы спустились, Дима нашел очень уютное местечко, где ночью мы смотрели на звезды прямо не выходя из палатки.

19.08.14
Утро радовало солнцем.

Мы шли по сказочному лесу. Он был заколдованный и с характером - ветки постоянно норовили нас хлестнуть.

Обедали на подходе к реке Кутургансу. Ее подсохшее русло выложено белыми шершавыми камнями, по которым мы начали подъем к перевалу Атжайлоо.

Ночевали в месте впадения пересохшего левого притока реки Кутургансу. По полученным сведениям воды на подъеме к перевалу не было, и там нужно было решать тактическую задачку по преодолению 1200 м без воды.

20.08.14
Встали затемно, проводили наш «Звездный десант» - Диму, Вову Смирнова, Ксюшу и Иру. Они были теми отважными людьми, кто забрасывал воду и снаряжение на первый пологий участок для облегчения подъема всей группы. Они должны были поднять около 700 м.
Мы с Женей сделали все свои личные дела, отдохнули от разговоров, немного поспали, а потом я пошла к Толе и Вовке Еремееву, чтобы сказать, что мы ничего не делая жутко проголодались. Вова спал, и я сказала Толику, чтобы он позвал нас как Вовка проснется, чтобы мы приготовили обед вместе. Однако уже через пятнадцать минут нас позвали ребята, сказав, что ужин готов. Оказывается спросонья Толя подумал, что я сказала приготовить нам обед как принцессам датским. Когда я откусила кусочек обеденной шоколадки, послышались голоса. Мы ждали ребят только к ужину, но они уже успели вернуться и с хорошими новостями - через 200 м наверху нас ждал небольшой водопадик.
День дальше пошел томно, все желали уже быстрее пойти наверх, к ледникам и красотам.

21.08.14
Утром мы начали подъем к перевалу Атджайлоо. Склон был достаточно крутой - около 25-30 градусов. Сначала сделали привал у водопадика. На самом деле это были остатки ручья, которые будто брались из ниоткуда и пропадали в никуда. Привалить было тяжело, так как очень сложно было даже стоять на склоне. Но мы все же напитались влаги вдоволь и пошли вверх.

Когда выползло солнышко, стало очень жарко идти. Трава была высокая, сложно было передвигать по ней ноги. Это были просто поля дикого лука и чеснока, которые наверное еще месяц назад были сочными. Теперь же они были колкие и сухие и хлестали нас по ногам.
С Толей пребывала суперсила. Он успел три раза уходить вверх и спускаться за рюкзаками девочек. Угадайте, чей рюкзачок так и не покинул спину? Правильно, мой. Видимо на эмоциях и я лосячила вверх. Наконец показались снежные шапки, от них веяло прохладой и идти стало чуть легче.

К двенадцати дня мы добрались до закладки. На соседнем бугре нашли просто райское местечко - небольшая ровная плошадка, на которой не дул ветер и была мягкая низкая растительность. Тут мы и решили остановиться на ночевку.

Так как Толя был самым педантичным туристом и ходил широкими траверсами, в отличие от нас, идущих прямо в лоб, именно он услышал звуки бурлящей воды недалеко от места закладки. И представьте себе, какова была наша радость, когда Толик раскопал ручеек, и нам не нужно было экономить водицу.
После обеда ломовая группа номер два: я, Вова Еремеев и Толик пошли на разведку перевала с целью узнать наилучший подъем и закинуть часть снаряжения. Сначала Вовка задал такой темп, что я думала прямо умру там на сыпухе. Но как девочка я имела право на снисхождение, поэтому мы чуть снизили скорость по моей просьбе. Разведка показала, что до перевала не так уж далеко - необходимо поднять сто метров серьезного уклона, а потом продолжать движение по морене под перевал. Самая важная часть подъема на перевал была в тени, поэтому рельеф мы не смогли рассмотреть. Вернулись мы, опоздав на пять минут, к заданному времени. Но нас ждала уютная и красивая стоянка, которая вошла в топ самых красивых стоянок этого похода.

Вечер был наполнен разговорами и песнями, а ночь разлилась молоком. Я чувствовала себя просто молекулой среди этого звездного великолепия, хотя именно в такие моменты ощущаешь себя еще и частью Вселенной. Она манит и не отпускает, а ты плывешь в ее невесомости, тебе и жутко от Бесконечности, и радостно от торжественности и причастности.

Продолжение читайте здесь:
Путешествие на Киргизский хребет или мой самый длинный горный поход в жизни. Часть II

Если вам понравился отчёт и фотографии, вы можете легко поделиться ссылочкой с друзьями!

Прошлые наши отчёты о походах:

Тропою троллей или горный поход в Западную Норвегию. Часть 1
Тропою троллей или горный поход в Западную Норвегию. Часть 2
Кандалакшские тундры или как мы за зимой в январе ходили.