1 Продолжу тему мартовского Хабаровска еще одной прошлогодней фотопрогулкой. Как-то в обеденный перерыв мне нужно было сходить к бабушке, и от этой незапланированной прогулки по весеннему городу я получил поистине колоссальное удовольствие. Давно не ходил по этому маршруту пешком, все на машине да на машине. А тут шел улочками, переулками и дворами, где гулял в детстве. Примерно таким же путем ходили с дедушкой в ЦУМ за новыми игрушками... Настроение было какое-то светлое, будто я вернулся на тридцать лет назад. Разве что временами становилось немного грустно...
Здесь в кадр попал Амурский бульвар между улицами Дзержинского и Волочаевской. Снег еще не сошел, но влажная, покрытая прелыми прошлогодними листьями земля, пробуждаясь, все активнее сбрасывает с себя ставшее грязно-серым зимнее одеяло.
2 На пересечении бульвара с улицей Шеронова, где трамвайные пути по широкой дуге поворачивают к наверх к улице Муравьева-Амурского, чтобы оттуда устремиться далеко в южную часть города, в 2014 году был разбит крошечный сквер Дружбы. Центром его стал 12-метровый монумент с символическим названием «Песня о дружбе». Это подарок Харбина - столицы соседней китайской провинции Хэйлунцзян, созданный в ознаменовании двадцатилетия побратимских связей с Хабаровском. Композиция образована изваяниями русской балалайки и китайского музыкального инструмента пипа. Хабаровчане быстро окрестили монумент просто балалайкой, тем более название это стало вакантным после демонтажа в 2002 году стелы в честь 50-летия образования СССР, стоявшей в конце улицы Ленина.
3 Настоящим феноменом в центре Хабаровска сохранился один из первых советских микрорайонов комплексной застройки - так называемый ГУПРовский городок. Появился он в середине 1930-х и предназначался для семей работников главного управления Дальневосточной железной дороги. Управлялся ГУПР Хабаровской дистанцией гражданских сооружений ДВЖД, и там до сих пор находятся (либо до недавнего времени находились) объекты инфраструктуры железнодорожников. Основу ГУПРа составляют деревянные двухэтажные многоквартирные дома, позднее появились и каменные - достройка велась до начала 1950-х. Этот микрорайон, который можно назвать огромным кварталом, будто застыл в безвременьи. Кабы не обилие пластиковых окон и внешних блоков сплит-систем на стенах, можно было бы подумать, что все там осталось в позднесоветской эпохе. Примечательно, что решеток в окнах - обязательного атрибута малоэтажных зданий и первых этажей с начала 1990-х - осталось очень мало.
Уникальность застывшего в прошлом огромного квартала в центре города объясняется достаточно прозаично - необходимостью расселения порядка 240 квартир. И вот в прошлом году заявился желающий взяться за преобразование территории застройщик из Ижевска. Те рендеры, что попадались в Интернете, у меня лично никакого восторга не вызвали, особенно с поправкой на то, что в реальности все оказывается куда проще, чем на картинках - застройщики чрезвычайно любят вводить «экономию» в процессе реализации проектов.
4 Начало улицы Джамбула, уходящей в сторону северной части города. Геометрически она представляет собою продолжение улицы Пушкина, но отделена от нее широкой полосой бульвара. В 2011 году
проходил общественные слушания проект реконструкции бульваров, предусматривающий главным образом оборудование парковок на месте зеленых насаждений. Он же предполагал соединение улиц Пушкина и Джамбула, чтобы разгрузить проблемный участок Амурского бульвара вдоль центрального рынка. Проект в целом получил совершенно разгромные отзывы от активных хабаровчан, что вызвало довольно нервную реакцию городских властей и, к счастью, отказ от реализации намеченных планов.
Кстати, здесь же на снимке можно видеть кусочек центрального рынка - подчеркнуто современный (правда, в аляповатом китайском стиле) фасад торгового центра «На Пушкина». На переднем же плане у развилки трамвайных путей, коротает век давно закрытая похожая на киоск капитальная будка, откуда много лет назад контролировали движение вагонов и выходили переключать стрелки.
5 Розовое здание в стиле раннего советского неоклассицизма занимает (предположу, что с момента постройки еще в 1930-х годах) поликлиника, относящаяся к Дорожной клинической больнице. Ее соседство с ГУПРом, конечно, не случайно. В детстве меня водили именно в нее; помню, что раньше для самых юных пациентов был отдельный вход как раз отсюда, со стороны улицы Джамбула. Впрочем, и в более позднее время мне приходилось бывать тут неоднократно. По каким-то причинам эта ведомственная поликлиника считалась лучше, чем обычные городские. Не готов сейчас судить, насколько верным было такое мнение. На мой взгляд, восприятию здания да и ощущению уюта этого уголка города чертовски вредит черный забор по периметру.
6 Бывший кинотеатр «Октябрь», как и большинство «малокалиберных» коллег не переживший наступление нового времени. В пору трансформации среди прочего тут работала даже дискотека, но в конечном итоге здание стало выполнять роль чего-то вроде малопопулярной торговой площадки.
Большой популярностью кинотеатр не пользовался и в советские годы, тут никогда не было премьер. Но на повторные показы сюда ходили, в том числе и целыми организациями. Сам, помню, смотрел тут с одноклассниками какую-то сказку по мотивам «Спящей красавицы» Шарля Перро.
Увенчанное мансардой здание в верхней точке рельефа выходит уже на площадь Серышева. Сейчас его основной объем занимает Дальневосточное управление МВД на транспорте, и в закрытом дворике даже установлен тематический памятник. А в пору моего детства на первом этаже там работал гастроном, где я как-то раз покупал сою (стоила сущие гроши - кажется, 40 коп. за кг), чтобы плеваться ею через трубочки с балкона вместе с другим таким же шалопаем. :)
7 Сквер Серышева, он же площадь Серышева, а в более ранней трактовке еще и бульвар, расположенный на одноименной улице. Свое название улица получила в 1929 году, вскоре после смерти Степана Михайловича Серышева - одного из военачальников дальневосточной Народно-революционной армии периода Гражданской войны. До этого улица около шести лет носила имя Троцкого, а еще ранее называлась Тихменевской. В ту пору на месте сквера находился обширный плац, тянувшийся практически до нынешнего Амурского бульвара. Сквер был разбит во второй половине 1950-х годов силами военнослужащих расположенного рядом штаба Дальневосточного (сейчас Восточного) военного округа, и на продолжительное время стал если и не сосредоточием культурной жизни прилегающих кварталов, то уж во всяком случае центром притяжения. Тут работали фонтаны, были разбиты клумбы, проложены аллеи, высажены деревья. В общем, сквер был ухоженным и гораздо более приятным уголком города, чем в наши дни.
Бюст С.М. Серышева, по всей видимости, является ровесником сквера (разные источники указывают на 1956 и 1958 годы). Фоном ему служит недостроенная громада многофункционального торгового центра «Счастья». Добавлю, что ТЦ не достроен до сих пор, а суд и вовсе постановил его снести. Застройщиком выступает Управление инвестиционных программ г. Хабаровска (УИП), чья теснейшая аффилированность с руководством мэрии ни для кого секретом не является. Застройщик по привычке начал работы без разрешения на строительство, но тут нашла коса на камень - против резко выступила поддержанная Росимуществом Федеральная служба исправления наказания. Дело в том, что «Счастье» вплотную примыкает к комплексу следственного изолятора (в обиходе просто тюрьма). Мэрией была развернута настоящая пиар-кампания, в качестве контрнаступления подогревавшая общественное мнение в пользу переноса СИЗО за город. Тем не менее чаша весов определенно склонилась в сторону оппонентов. Строго говоря, снос уже по сути построенного здания, к тому же объективно востребованного в этой части города, где нет полноценных торговых центров и гипермаркетов (с некоторыми оговорками можно вспомнить разве что центральный рынок), представляется не вполне логичным. С другой стороны, чиновники, выражаясь словами киноклассика, путающие личную шерсть с государственной, считающие законный порядок для себя не более чем пустой формальностью и утыкавшие центр города свечками точечной застройки, определенно заслужили урок. Застройщика тоже не жаль - я сам живу в построенном УИПом доме, где при строительстве было удешевлено и (что гораздо хуже!) нарушено все, что только можно и что нельзя.
8 Обрамляющая Серышевский сквер с востока застройка возникла существенно раньше площади, хоть и не вся в нынешнем виде, разумеется. Например, краснокирпичное дореволюционное здание - ровесник некогда находившегося здесь обширного плаца, на большей части которого в середине 1930-х и был построен ГУПРовский городок. На переднем плане можно созерцать остатки фонтана 1950-х годов. Справа в кадр попало затянутое в сайдинг упомянутое выше управление на транспорте. Входная группа под вывеской и была входом в тот самый магазин «балконных боеприпасов».
9 В центре кадре фигурирует комплекс Первой типографии. Некогда он являлся безусловной доминантой в этой части улицы Серышева. Как все-таки время меняет масштабы!..
Правее на стыке двух пятиэтажек круглым углом выделяется небольшой магазинчик. В советское время то была «Школьная книга», где учащиеся приобретали учебники и учебные пособия до того, как ими стали обеспечивать школьные библиотеки. В эпоху перемен тут успели отметиться и «Православная книга» (прогорела), и торговля женским бельем (последовала туда же). Сейчас вроде бы опять открылось что-то книжное.
10 Улица Джамбула тянется трамвайными путями на север прочь от центра Хабаровска. Слева в кадр попал фрагмент «Счастья», ниже которого тянется мрачный глухой забор СИЗО. Вдали высится громада жилого комплекса на углу с
улицей Советской. Застройщик его имеет китайские корни, о качестве жилья я слышал в основном негативные отзывы. Бело-синяя башня левее стоит на улице Знаменщикова. Правую часть кадра занимает фрагмент комплекса Первой типографии. Правда, сама типография, насколько я знаю, существенно сократилась в площадях.
11 В расположенном на сопках центре Хабаровска перепады рельефа бывают достаточно резкими, однако входы в подъезды по мостикам встречаются в городе нечасто. Тем сильнее они бросаются в глаза. Помню, в детстве этот дом на тихом тупиковом участке улицы Яшина даже казался каким-то таинственным.
12 Во дворах за многоэтажными кирпичными зданиями еще кое-где сохранились очаги частного сектора и скромные деревянные дома 1930-х годов. В моем детстве их было существенно больше. Помню, классе так в шестом несколько раз угощал здесь печеньем из школьной столовой через щели в заборе огромного сторожевого пса, который казался мне ужасно голодным и несчастным. А сразу после поступления в университет (тогда еще академию) запускал с другом начиненные всякой горючей всячиной ракеты, одна из которых, пронзительно засвистев, взмыла до высоты пятого этажа, а потом стремительно рухнула в этот дворик, с глухим уханьем подняв небольшое облако дыма. Там как раз рубил дрова домовладелец, и это событие произвело на него столь глубокое впечатление, что он бросил свое занятие. :)
13 Вот примерно отсюда наша ракета и стартовала. В 1980-х одновременно с возведением большой девятиэтажки слева было построено обширное бомбоубежище. Справа как раз можно видеть один из нескольких его вентиляционных грибов, похожий на стабилизатор крупнокалиберной авиабомбы. У стены здания в центре кадра неряшливо обшит жестью главный вход в подземелье. Вообще входов было несколько, и в детстве мы с неослабевающим интересом исследовали то, что представлялось фантастическим лабиринтом. Правда, я лично далеко не углублялся - не столько из-за того, что нас гоняли за эти экспедиции коммунальщики, сколько из-за затопившей большинство помещений грязной воды. Еще одним популярным местом паломничества была крыша девятиэтажки, лежа на парапете которой я пару раз даже делал домашнее задание. Думаю, мама до сих пор не ведает о моих приключениях. :)
14 Самый главный дворик моего детства, хоть относится он к дому дедушки и бабушки. Между тем дворы тех двух домов, где мы жили с родителями, у меня подобных чувств не вызывают. Тут же я проводил каждое лето и очень часто выходные дни в прочие сезоны. Стальные качели появились тут еще в годы детства моей мамы, а бетонная горка - незадолго до моего рождения.
В глубине кадра за деревьями виден второй учебный корпус «Железки» - ныне Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Несмотря на числительное,
история вуза началась именно с этого здания. В пору моего детства корпус использовался главным образом как студенческое общежитие, а на обращенном к объективу углу, где темнеет металлический козырек, работало почтовое отделение, где мы иногда получали очень вкусные посылки от родственников из западной части Союза.
15 Вдоль улицы Герасимова вытянулся советский долгострой - здание, возведенное для давно канувшего в лету Дальневосточного института минерального сырья (ДВИМС). По воспоминаниям мамы, строили его едва ли не два десятилетия, и строительная площадка успела побывать игровой для пары поколений местной детворы. В пору своего детства я иногда заглядывал в фойе ради автомата с газированной водой. Правда, сиропа частенько не бывало, и приходилось брать обычную газировку за копейку.
В начале 1990-х тут открылся коммерческий магазин «Пекин», где торговали всякой всячиной, диковинной для неискушенных граждан бывшего СССР: в основном импортными шоколадками-чипсами-колой, но какое-то время, по-моему, предлагали и шмотки вроде спортивных костюмов. Сначала формат торговли сводился к выходящему на улицу окошку, через которое и отпускали товары, затем под магазинчики приспособили два кабинета в правой части здания.
16 Вросший в землю старый деревянный дом на углу улиц Герасимова и Серышева (на которую мы вышли, описав широкую полупетлю). Предположу, что появился он между серединой 1920-х и серединой 1930-х годов. В ту пору это было достаточно завидное жилье. Сейчас же дом терпеливо ждет, когда его снесут. По планам, это должны были сделать еще в конце «нулевых» при строительстве так и не появившейся второй очереди жилого комплекса, виднеющегося тут на заднем плане.
17 Тут этот же жилой комплекс высится справа. На переднем же плане - забор психиатрической больницы с дореволюционными корнями. Граффити прозрачно намекает на то, что именно в этих стенах в 1932 году, находясь на лечении в психоневрологическим диспансере, Аркадий Гайдар написал «Мальчиша Кибальчиша» и «Военную тайну». Стоит напомнить, что в ту пору писатель работал корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».
Если я не ошибаюсь, этого граффити уже нет. К слову, зря - не самый плохой образчик этого жанра и в данном случае вполне уместный.
18 Вновь ГУПРовский городок, только не южная, а северная его граница. Часть образующих ее зданий представляет собою надстроенные и объединенные в 1950-х двухэтажные жилые дома постройки 1930-х годов. Это очень заметно по нижним этажам, особенно если зайти в подъезд.
19 Массивный стилобат дома на углу улиц Серышева и Волочаевской с момента постройки здания в первой половине 1970-х годах и как минимум до конца 1990-х занимал магазин «Военная книга». Выбор места неудивителен - через дорогу расположен обширный комплекс штаба военного округа. Магазин размещался на обоих этажах угловой нежилой части здания. После целой серии перипетий помещения заняло отделение «Сбербанка». А чуть левее находится нечто вроде ночного клуба с бурлеском. Признаться, жаль даже не столько магазин (хотя для своего времени он был очень неплохим и с довольно широким ассортиментом, выходившим за рамки обычного книжного), сколько большой металлический барельеф на фасаде. Подобный ему сохранился разве что на пристройке к дому №22 по той же улице Серышева. А вот топоним «Военная книга», по моим наблюдениям, лексикон хабаровчан еще не покинул. Впрочем, это вопрос времени…
20 Интересное здание по Волочаевской чуть ниже «Военной книги». Построено оно было, скорее всего, в 1930-х и сейчас пребывает в весьма печальном состоянии.
На этом и завершаю фотопрогулку.