Из истории строительства «Железки». Самое начало, 1937 г.

Jun 20, 2012 15:28

Часть I. Самое начало, 1937 г.
Часть II. Стройка, задержанная войной, 1938-1947 гг.
Часть III. «Железка» с 1955 г. по наши дни.



1 Хабаровск уже при основании его в качестве военного поста рассматривался как будущий важнейший транспортный узел дальневосточных рубежей России. Расположенный близ слияния крупных рек - Амура и Уссури, - он быстро стал основным пунктом внутренних коммуникаций в Приамурье. Строительство Транссибирской магистрали лишь укрепило этот статус - с начала XX века в Хабаровске сходились уже не только водные, но и железнодорожные пути сообщения. Забегая вперед, можно также отметить, что еще позднее именно тут был построен крупнейший аэропорт-хаб Дальнего Востока СССР.
Статус важнейшего железнодорожного узла обязывал иметь собственную базу для подготовки специалистов путей сообщения. Поэтому именно в Хабаровске в 1895 году открылось первое в Восточной Сибири (в ту пору, как и в современной европейской географической традиции, отдельно Дальний Восток не выделялся) железнодорожное училище. Оно готовило среднее звено специалистов-эксплуатационников. Гражданская война пагубно отразилась на этом учебном заведении, но постепенно оно вернулось к прежнему своему профилю - с 1930-х в Хабаровске работал техникум железнодорожного транспорта. Однако этого было уже мало: на Дальнем Востоке велось масштабное строительство новых железных дорог, модернизировались существующие. Региону остро требовались инженеры, а перевод на работу с запада страны уже не мог в полной мере удовлетворить кадровый голод. Поэтому в августе 1937 года было принято решение о строительстве в Хабаровске профильного вуза - Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ). Именно под таким именем вуз был известен до начала 1990-х, когда его на короткое время переименовали в Дальневосточную государственную академию путей сообщения (ДВГАПС), после чего он получил свое нынешнее название - Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС). Но в обходе как в прошлом, так и сейчас, этот вуз хабаровчане часто называют просто «Железкой».

Ваш покорный слуга имел отношение к ней с раннего детства. Меня водили сюда, когда не с кем было оставить дома, а я не хотел идти в детский сад. Лабораторные установки стали моими игрушками; сидя на задней парте на лекциях, я в весьма юном возрасте научился рисовать эпюры изгибающих моментов и поражался, почему с такой задачей справлялись не все студенты, казавшиеся мне самыми настоящими взрослыми. Много позднее я учился в стенах «Железки» в инженерном классе, потом поступил в нее как в академию, а пятью годами спустя закончил уже университет. Успел даже короткое время постоять за преподавательской кафедрой, но это давно в прошлом. Тем не менее я до сих пор довольно часто заглядываю в Alma mater. В один из таких визитов зашел в музей истории ДВГУПС и благодаря его директору - Лидии Ивановне Каберник - получил доступ к поистине уникальным материалам времен самого начала строительства ХабИИЖТа. Думаю, не ошибусь, если предположу, что они никогда не выкладывались в Интернете. Более того, даже в самом музее они находятся в запасниках, так как едва ли переживут пребывание в составе постоянной экспозиции.
Речь идет о фотографиях строительства университетского городка, в первую очередь начального этапа с 1937 по 1939 год. Тема, конечно, специфическая; полагаю, она будет интересна далеко не всем, что, впрочем, искупается эксклюзивностью материала.



2 Для простоты ориентирования в названиях текстов и расположении различных объектов помещаю карту-схему университетского городка, взятую непосредственно с сайта ДВГУПС. На ней, правда, совершенно не показаны в принципе относящиеся к городку дома, которые в свое время строили для преподавателей и их семей. Не отображен также находящийся довольно далеко упомянутый выше железнодорожный техникум со своими общежитиями, который, насколько я знаю, сейчас тоже относится к ДВГУПС.
Здесь следует иметь в виду, что в конце 1930-х многие улицы носили другие названия. Так, Яшина была Лесопильной, Герасимова - Михайловской, Серышева и Некрасова были узнаваемыми по звучанию Серышевской и Некрасовской, только Станционная названия с дореволюционной поры не меняла.



3 Важным ориентиром на многих снимках будет построенное еще до начала работ по подготовке площадки для ХабИИЖТ здание школы №15 в городском квартале №142. Иными словами, школа, как и сейчас, стояла фасадом вдоль улицы Серышева между Некрасовской и Станционной (ее адрес - Серышева, 53). Здесь здание показано со стороны Лесопильной (Яшина), то есть запечатлен дворовый фасад. Там, где в середине 1960-х был построен квартал пятиэтажных домов для институтских преподавателей, как видно, в 1937 году еще находился весьма невзрачный частный сектор с огородами.



4 К сожалению, не могу сказать, когда именно была построена эта школа, подозреваю, что около 1936 года. Изначально школа считалась железнодорожной и, как я же упоминал выше, носила номер «пятнадцать». Позднее она стала городской и долгое время была известна как 78-я. Здесь в свое время училась моя мама, да и я сам совершенно неожиданно проучился в 78-й школе год с четвертью и заканчивал именно ее. Сейчас школа опять носит 15-й номер.
Учителя там были очень неплохие, но вот оснащение ближе к середине 1990-х оставляло желать лучше. Помню, на уроках информатики двигали какие-то квадратики по магнитной доске. Меня это изрядно веселило, так как дома стояла хоть и устаревшая, но все же личная «двойка» - 286-й компьютер с 16-цветным монитором EGA, 40-мегабайтным винчестером и двумя пятидюймовыми дисководами, на котором я уже уверенно писал программы в Basic.



5 Данный снимок был сделан со школьной крыши в северо-западном направлении вдоль улицы Некрасовской. Видно, что в 1937 году за школой находился частный сектор - собственно упомянутый 142-й квартал. Вдали можно разглядеть бараки, какие-то промышленные установки и трубы. Судя по всему, это уже территория нефтеперерабатывающего завода им. Орджоникидзе, чья история началась двумя годами раньше.
Любопытно, какой организации принадлежит состоящий внизу у штабелей дров грузовик. Номер похож на военный, без указания региона - Дальневосточного края - букв «ДВ».



6 А вот что конкретно запечатлено тут и откуда велась съемка, сказать уже не могу. Не могу даже опознать попавшие в кадр более или менее крупные каменные дома. Возможно, снимок не имеет прямого отношения к строительству и был включен в фотоальбом для антуража.



7 Здесь слева совершенно определенно фигурирует школа №15. Судя по отсутствию трубы школьной котельной, это главный фасад здания. Значит, снимок был сделан примерно от пересечения улиц Станционной и Первомайской. По четной стороне Станционной у перекрестка с улицей Серышева еще не высится водонапорная башня, но она была возведена, если мне не изменяет память, чуть позднее - уже в 1938 году, одновременно со строительством института.



8 Вид на находящийся за школой 142-й квартал с улицы Некрасовской. Высокий деревянный столб слева, вероятнее всего, является опорой линии электропередачи. Уличного освещения тут в ту пору не было.



9 Дома Барсукова и Горбачева по Станционной улице, выкупленные ХабИИЖТом. Судя по всему, их снесли в самом начале строительства - тут была специально проложена 900-метровая ветка от расположенной неподалеку станции Хабаровск-1 для подачи строительных материалов и других грузов.



10 Дома Жукова, Кривошеева и Чередняченко по той же Станционной, также выкупленные у своих владельцев институтом. Удивляет, что за домами высится нечто, похожее на опушку леса (хоть ею явно не являющееся).
Сложно сказать, насколько адекватными были тогда суммы компенсаций. У семьи моего дедушки перед самой войной выкупили добротный просторный дом с участком на Уссурийской улице (позднее на его месте была автобаза). Однако на полученные деньги удалось построить куда более скромный домик на отведенном участке в Украинской слободе (ее иногда называли просто Слободой) - где-то в районе пересечения переулков Трубного и Олега Кошевого.



11 Дом Кравченко по Станционной улице. Судя по удручающему состоянию зданий на снимках, их фотографировали уже после переезда жильцов.



12 Дом Ларцевой, там же. Он уже совершенно точно был снесен для строительства грузовой ветки.



13 Дом Ткачука по Лесопильной не снесли, а перенесли на новое место. В Хабаровске тех лет это был достаточно распространенный прием при расчистке будущих строительных площадок. Так, один из читателей рассказывал мне, что дом его предков еще во второй половине 1920-х был перевезен по бревнышку с улицы Дикопольцева аж на Большую.



14 Дом колонии инвалидов (не путать с тюремным учреждением) Хабаровского горсовета по Лесопильной улице. Достаточно основательное здание, наполовину построенное из кирпича. Оно продолжительное время использовалось для размещения административных служб института.



15 Стоявший рядом барак той же колонии инвалидов. Как я понимаю, он использовался для нужд стройки, возможно, в качестве жилья строителей.



16 Дом Савченко по Лесопильной улице был перенесен в поселок им. Молотова, то есть, если ничего не путаю, в район, примыкающий к современному заводу «Дальдизель». Тем, что дом сохранил владельца, видимо, и объясняется его вполне благополучный вид.



17 Совсем иначе выглядит на фотографии усадьба Кравченко по Михайловской улице. Похоже, она стояла на углу современных улиц Герасимова и Яшина, где сейчас находится юго-западное крыло нынешнего Второго учебного корпуса (Герасимова, 34).



18 Дом Пуца на Некрасовской улице, где до завершения строительства первой очереди капитального корпуса находилось управление института.



19 Барак по той же улице, носящий номер 101 и принадлежавший ранее С.К.О. Д.В.Кф. Интересно, как расшифровывается эта аббревиатура? Подозреваю, что речь идет о военном ведомстве.



20 Флигель во дворе дома с адресом Некрасовская, 120, дом Симоненко.



21 Дом №43 по Серышевской улице, который выкупили под конторы прорабского пункта. Сейчас сложно сказать, где именно стоял этот дом - с западной или же с северной стороны пересечения Серышева и Герасимова. Предположу все-таки первый вариант. Выходит, что чуть позже на этом месте построили небольшой одноэтажный барак, сохранившийся до наших дней (Герасимова, 19).



22 Очень интересный кадр - строения, принадлежащие некому штабу ОКД КФ. Первые три буквы, несомненно, означают «Особой Краснознаменной Дальневосточной». А вот что скрывается под «КФ»? Ведь явно не Амурская Краснознаменная военная флотилия…
Так или иначе, а в ту пору военный округ, штаб которого, как и сегодня, располагался в Хабаровске, именовался просто Особой Краснознаменной Дальневосточной армией (ОКДВА).
Здесь важно отметить, что указанные здания оказались внутри строительной площадки и их, вероятно, снесли далеко не сразу. Также вызывает интерес круглая форма двух домов, сразу наталкивающая на мысль о том, что их строили китайцы. Во второй части альбома, где речь пойдет о подготовительном строительстве, я остановлюсь на этом явлении более подробно.



23 Вид с торца на выкупленные бараки на жилой площадке ХабИИЖТа, где размещались рабочие-строители. Не исключено, что это строения могли дожить аж до 1950-х годов. Сам снимок относится к следующему году, поэтому на нем видны более поздние постройки, о которых я расскажу уже следующей части альбома.

железка, Хабаровск, Дальний Восток, история

Previous post Next post
Up