Часть I. Самое начало, 1937 г.Часть II. Стройка, задержанная войной, 1938-1947 гг.
Часть III. «Железка» с 1955 г. по наши дни.
24 Строительные работы начались лишь во второй половине 1938 года. К тому времени был составлен весьма амбициозный проект, предусматривающий возведение целого комплекса каменных зданий общим объемом 200 тыс. кубических метров и стоимостью более 50 миллионов рублей. Площадь территории, выделенной под институтский городок, составляла 55,3 гектара, с нее предстояло убрать 56 частных домов, часть из которых временно сохранили под нужды строительства и будущего ХабИИЖТа.
Фотографией я несколько забежал вперед по хронологии. Здесь можно видеть установку репера на строительной площадке в мае 1939 года; нивелировку осуществляет техник Коцолапенко.
25 Подготовительный этап оказался достаточно длительным и трудоемким.
Вот построенный рядом с прорабской конторой (Серышевская, 43) цементный склад. Получается, он стоял практически у современного перекрестка улиц Серышева и Герасимова. Рядом со складом можно видеть гордость строителей - первый институтский автомобиль - трехтонный грузовик ЗИС-5 с государственным номером «ДВ 75-55».
26 Известняковый склад, стоявший напротив. Не вполне понятно, на какой именно стороне перекрестка он находился. Возможно, через Михайловскую улицу (Герасимова). Около него стоит уже другой «трехтонник», с номером «ДВ 12-13». На заднем плане виднеется частная застройка, возможно, это дома по четной стороне Серышевской.
27 Возведение каркаса большого цементного склада.
28 Для размещения строителей и обеспечения основных бытовых нужд был построен целый городок одно- и двухэтажных деревянных домов по другую сторону от железной дороги - на месте закрытого максимум за пятнадцать лет до этого обширного кладбища. Точнее, там было даже три кладбища: православное, иноверческое и военное. Следы могил там было легко найти вплоть до 1990-х годов, а если как следует поискать, то можно обнаружить свидетельства тленности бытия и в наши дни.
Здесь, на снимке, сделанном с железнодорожной насыпи в северном направлении, можно наблюдать круглые дома так называемого китайского типа и строящиеся двухэтажные бараки на сто жильцов каждый.
Круглые дома называли фанзами, видимо, неслучайно. Сейчас об этом уже мало кто помнит, но при строительстве ХабИИЖТа достаточно активно, как и до революции, использовалась китайская рабочая сила. Честно говоря, подобная информация меня несколько удивила, если принять во внимание, что с советским Дальним Востоком граничило контролируемое японцами отнюдь не дружественное государство Маньчжоу-Го, и граница была на замке. А вот об использовании заключенных, которых в ту пору в Хабаровском крае уже было в избытке, мне читать не доводилось, хоть на эту мысль и наводят запечатленные на фотографиях сторожевые вышки. Колючей проволокой, тем не менее, территория строительства отнюдь не оплеталась.
29 Достройка дома №2 на сто жильцов, июль 1938 года.
30 Дом №1 сразу после заселения его строителями, тот же месяц.
31 Вид с чердака дома №2 на стройжилплощадку института - тот самый жилой городок по другую сторону магистрали. Объектив направлен на северо-запад - в сторону нефтеперерабатывающего завода. Здесь также можно видеть множество круглых псевдофанз. Часть частного сектора, фигурирующего на заднем плане, в том или ином виде дожила до наших дней.
32 Начало земляных работ непосредственно на стройплощадке ХабИИЖТа - отрыв котлована под фундамент экскаватором ЛК-05.
33 Строители в котловане, среди рабочих видны и женщины. Уровень механизации труда, как видно, невысок, невзирая на наличие нескольких единиц техники.
Первый кирпич в основание первого капитального здания института был уложен только 1 июля 1939 года.
34 Согласно первоначальным планам, первую очередь корпуса ХабИИЖТа вдоль улицы Лесопильной должны были закончить к 1 сентября 1939 года, но все сроки были сорваны и знаменательную дату в итоге перенесли ровно на год. Тем не менее набор августа 1938 года все же поступил на обучение в еще толком не родившийся институт. Две группы на два семестра были направлены в Новосибирск и Томск, соответственно в Сибирский институт военных инженеров транспорта и Томский электромеханический институт. Третья группа, состоявшая всего из пятнадцати студентов, осталась в Хабаровске и занималась в помещениях показанной мною ранее железнодорожной школы №15.
К началу следующего учебного года - 1940/1941-го - удалось закончить первую секцию здания (западное крыло современного второго учебного корпуса). Строго говоря, оно уже изначально проектировалось как общежитие, в котором лишь часть помещений отводилась под учебный процесс, основным же корпусом ХабИИЖТа должно было стать более просторное и дорогое в строительстве, а потому отложенное на более позднее время здание вдоль Серышевской улицы.
К 26 сентября 1940 года - дню официального открытия института - распахнули свои двери 41 комната для студентов, жилые помещения для преподавателей, три учебных аудитории, лаборатории физики, химии, строительной механики, геодезии и строительных материалов, а также кабинеты графики и истории. Сданные в эксплуатацию площади достигли 5100 квадратных метров.
Стоит обратить внимание на выполненные из рельсов балки для отсутствующих балконов. Их доделывали уже позже, эти архитектурные элементы были принесены в жертву ускорению темпов более важных работ. До наших дней эти балконы не сохранились, их демонтировали.
35 Война затормозила и без того сильно отстающее от первоначального графика строительство, тем не менее в 1941 году сдали восточную секцию здания, что позволило обеспечить обучение сразу трех курсов в 1941/1942 учебном году. В это время корпус выглядел довольно странно - при построенных обоих крыльях практически отсутствовала связующая их центральная часть здания.
На фотографии 1940-х годов показан внутренний двор института.
36 Полностью здание закончили только в 1942 году. Но на этом строительство институтского городка не приостановилось.
37 В частности, в том же тяжелейшем для страны 1942 году напротив восточного крыла института - через Лесопильную лицу - были построены мастерские, заработала телефонная станция. Оборудование для них собрали из отходов производства, найденных в железнодорожных депо и на предприятиях края.
38 В 1943 году на участке земли, где сейчас стоит лабораторный корпус университета, а тогда находился институтский сад, были заложены парники.
39 Рисунок Бочарова Г.С., выполненный в 1947 году, показывает территорию, отведенную для строительства учебного корпуса вдоль Серышевской. Слева можно видеть упомянутые ранее водонапорную башню и железнодорожную среднюю школу №15 (в поздних источниках ее номер указывают как «пятый», возможно, нумерация в те годы менялась).
40 Жаль, я не нашел фотографий железнодорожной ветки от станции Хабаровск-I к строительной площадке института. Также в точности не знаю, когда она была разобрана, думаю, не позднее середины 1950-х. Однако ветку можно наблюдать на этом рисунке. После окончания строительства корпуса вдоль Лесопильной улицы ее не разобрали, а продолжали использовать для нужд института: в тупике прямо на территории ХабИИЖТ, где-то между современной второй башней лабораторного корпуса и легкоатлетическим манежем, стоял энергопоезд, дававший электроэнергию институту и, возможно, относящимся к нему домам. Кроме того, котел паровоза использовался для подогрева воды для бытовых нужд, в частности, для прачечной и бани.
На заднем плане изображен нынешний второй учебный, а в то пору первый и единственный корпус ХабИИЖТа.
41 Здесь показана выгрузка угля для энергопоезда №95. Мощность силовых агрегатов последнего составляла 3 МВт - весьма внушительная цифра по тем временам.
42 Тут Бочаров Г.С. зарисовал, как выглядела улица Серышевская вдоль отведенной под стройплощадку территории, где в наши дни находится главный корпус университета: преобладали оцинкованные пакгаузы и деревянные дома. Стоять им оставалось менее восьми лет - в середине 1950-х началось запланированное еще в 1937 году строительство величественного первого учебного корпуса, который и в наши дни украшает улицу Серышева.
Однако об этом этапе развития ХабИИЖТа я расскажу уже в следующий раз.