Продолжаю
виртуальную прогулку по бывшей главной улице Хабаровска. В первых двух частях ее я уже показал все ее южную часть - от Уссурийского бульвара до Комсомольской площади.
Фотография северной части улицы. Как видно даже по этому старому снимку, вероятно, сделанному около 1910 года, она совсем невелика, но рассказ о ней займет у меня еще целых две главы - очень уж интересна и, с исторической точки зрения, многослойна ее застройка.
Северо-западная часть Комсомольской площади, слева вдаль уходит Шевченко - как раз тот участок, что фигурировал на переднем плане старой фотографии. Комплекс зданий в центре, занимающий целый квартал между площадью, улицами Шевченко и Тургенева, а также переулком Дьяченко, относится к ОДОРА - Окружному дому офицеров Российской армии. Пожалуй, это самый «многослойный» объект в этой части города, так как в основе его лежит одно из старейших каменных зданий Хабаровска.
Прежде, чем переходить к рассказу о комплексе ОДОРА, можно бросить взгляд с тротуара напротив него назад, в сторону площади.
Южное (правое крыло) ОДОРА, обращенное к Комсомольской площади, включает в себя концертный комплекс. Простота элементов классицизма так близка к рубленным формам конструктивизма, что уже первый взгляд на эту часть здания позволяет легко датировать период строительства серединой 1930-х годов.
Тогда этот комплекс, в начале того же десятилетия переданный Красной армии, пережил масштабную реконструкцию. Прежнее здание, о котором я расскажу чуть ниже, было надстроено третьим этажом, значительно изменили конфигурацию внутренних помещений. Вскоре, однако, случился сильный пожар, и архитекторы принялись за работу с новой энергией. Проект реконструкции хабаровского Дома Красной армии, как он в те годы назывался (а позднее получил имя Окружного дома офицеров Советской армии - ОДОСА), разработали ленинградские зодчие А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский. Им принадлежит авторство и концертного комплекса. Не знаю, насколько грандиозен был первоначальный их замысел, однако заложенные в проекте идеи полностью реализованы не были в связи с недостатком средств.
Наиболее интересна средняя часть комплекса - она-то и является самой старой.
По меркам западной части страны Хабаровск - город очень молодой. Но и он, основанный в 1858 году, не сохранил ни одну из построек первой четверти века своего существования. Дело в том, что первые дома сооружали из самого доступного и простого в обработке материала - дерева. Начало каменному строительству было положено только в 1880-е годы. Толчком этому стало образование в 1884 году Приамурского генерал-губернаторства и перевод в город сначала военного, а затем и гражданского управлений. Не стоит удивляться тому, что к числу первых кирпичных зданий принадлежала резиденция генерал-губернатора.
В своем первоначальном виде дом этот не сохранился, однако определенные следы его существования остались. Именно на его основе и построили в начале 1930-х годов Дом Красной армии.
Самое молодое, северное, крыло ОДОРА. Оно было пристроено только в 1956 году как спортивный комплекс, среди прочего включающий в себя плавательный бассейн.
С прежними постройками крыло соединено перемычкой и аркой проезда во двор. Автором левой части здания с мощным четырехколонным портиком являлся архитектор Р.П. Кухарский. И хотя эта часть комплекса выстроена формально во все том же стиле классицизма, что и южное крыло, сами очертания объемов и декоративные элементы присущи именно позднему, зрелому советскому классицизму.
Глубоко уважаемый мною хабаровский историк и архитектор Н.П. Крадин пишет, что своим обликом северное крыло отражает поиски и интерпретации архитектурной композиции в схемах и традициях классицизма.
Упомянутая въездная арка. Ее правая стена когда-то была внешней границей старого дома приамурского генерал-губернатора.
Вот так его резиденция выглядела в начале XX века.
Первоначальный проект был разработан военным инженером полковником В.Г. Мооро в 1883 году, строительство велось спешно, и уже в следующем году в новенькое здание въехал первый генерал-губернатор Приамурья - барон А.Н. Корф.
В течение последующих пяти-шести лет к зданию присоединялись некоторые пристройки, а также появлялись новые строения на усадебной территории. Впоследствии на участке губернаторского дома сформировался ландшафтный оазис с экзотическими растениями, получивший название сада генерал-губернатора.
Как видно, фасад здания был вытянут вдоль улицы, а его средняя одноэтажная часть фланкировалась двумя разными по величине двухэтажными объемами. Искусной кирпичной кладкой выделялись обрамления окон, подчеркивались карнизы и декоративные фронтоны. Увы, великолепие прежнего декора утрачено навсегда.
Во второй половине 1920-х годов, еще до первой крупной реконструкции, в генерал-губернаторском доме находились комсомольский клуб и окружной комитет комсомола.
При поверхностном взгляде снаружи практически невозможно увидеть в современном ОДОРА явственное наследие прежней резиденции генерал-губернатора - слишком глубоки были реконструкции. Однако, как пишет Крадин, рассматривая чертежи комплекса, в средней его части можно обнаружить фактически полностью сохранившуюся планировочную схему здания XIX столетия. В нем убрали лишь некоторые перегородки, чтобы увеличить площадь помещений.
После завершения строительства северного спортивного крыла общая протяженность комплекса Окружного дома офицеров Советской армии (ОДОСА) вдоль улицы Шевченко достигла 160 метров.
А так выглядел этот же участок улицы со второй половины 1930-х до середины 50-х годов. Любопытно, что за деревянное здание примыкало к театральной части с юга.
Перспектива Шевченко в северном направлении от средней части ОДОРА. Слева виднеется светлое здание художественного музея и концертного зала филармонии, о котором я расскажу чуть ниже.
Думаю, будет небезынтересно взглянуть на улицу примерно в этом же ракурсе семь и двенадцать десятилетий назад.
Вот почтовая открытка «Виды Хабаровска» издания 1938 года. Справа на месте еще не построенного спортивного крыла тянется солидная каменная ограда, за которой, судя по всему, находился не то палисадник, не то уже часть парка ОДОСА.
А это 1890 год. Деревянная арка была построена к визиту в Хабаровск цесаревича Николая Александровича - будущего последнего российского императора Николая II. Об этом событии я уже
подробно рассказывал.
Справа виден дом генерал-губернатора, а приземистое строение слева - это будущий Дальневосточный художественный музей и концертный зал Краевой филармонии. История этого здания, пережившего немало реконструкций, также достаточно многослойна.
Современный его облик практически под тем же углом.
В одном из описаний конца XIX века сказано: «В особенности хороша панорама города, открывающаяся взору путешественника при приближении на пароходе к Хабаровке (тут стоит напомнить, что город был переименован в Хабаровск в 1893 году). Первое, что бросается в глаза, это каменная церковь, левее - дом генерал-губернатора, Военное собрание, городской сад, правее - разные казенные постройки в зелени, лестница с беседкой, затем базар, несколько хорошеньких домиков, китайский город с кумирней». Военное, или Офицерское гарнизонное собрание и есть нынешнее здание Дальневосточного художественного музея.
Офицерское собрание являлось своего рода клубом. В Хабаровске оно объединяло офицеров и чиновников военных ведомств местного гарнизона, поэтому чаще его называли гарнизонным офицерским собранием. Начало этому клубу положили офицеры артиллерийского склада и горного дивизиона еще в 1875 году. Первые годы собрание содержалось только на членские взносы, а впоследствии финансовые влияния делались и из средств, находившихся в распоряжении командующего войсками Приамурского военного округа.
Спустя немногим более десяти лет после образования первого офицерского клуба для его нужд было построено специальное здание. Чертежи датируются 1887 годом. Автором проекта является упомянутый выше В.Г. Мооро.
Здесь на фотографии запечатлен первоначальный облик здания, каким оно было в период между 1888 и 1914 годами. Это был дом переменной этажности: в верхнюю часть рельефа вписывался двухэтажный объем, в нижнюю - более протяженный одноэтажный. В угловой его части находился полуподвал.
Согласно описанию, набор помещений первого этажа включал в себя большая гостиную (зал со сценой), две малые гостиные, столовую с буфетом, переднюю, комнату для музыкантов и туалетная. На втором этаже в небольшом угловом помещении имелась библиотека, две комнаты отводились для карточных игр и одна - под биллиардную. В полуподвале находились комнаты для прислуги и повара, кладовая, а также кухня. Из зала через небольшую гостиную можно было выйти на широкую и просторную террасу, соприкасающуюся с парком. Недалеко от террасы стоял деревянный музыкальный павильон.
В 1914-1916 годах здание перестроили по проекту инженера А. Николаева-Труханина. Первоначальный объем был органично включен в состав нового, постройка получила общую высоту в три этажа. По краям высокой скатной крыши появились четырехгранные шатры, с северо-западной стороны был пристроен крупный двухэтажный объем, выступающий в парковую зону и увенчанный мощным куполом.
Так выглядело здание в конце 1970-х. Как видно, за годы советской власти оно несколько поутратило богатый декор начала XX века. Однако в 1980-90-х годах была проведена реконструкция, в целом значительно приблизившая облик былого Офицерского собрания к тому виду, который оно имело перед революцией.
Фасад со стороны набережной.
В прежние годы Офицерское собрание служило настоящим центром притяжения местной интеллигенции. Все мероприятия организовывались и проводились собственными силами. Спектакли ставил драматический кружок, а концерты давались музыкантами-любителями.
В 1890 году, останавливаясь в будущем Хабаровске во время своего известного путешествия на Сахалин, А.П.Чехов написал в одном из писем родственникам о том, что читал «последние газеты... в Хабаровке в Военном собрании». О визите в город великого писателя и драматурга сегодня напоминает мемориальная доска, прикрепленная на главном фасаде музея.
Кстати, в 1928 году предполагалась еще одна надстройка новой части здания, чтобы приспособить его под театр. Для этого был разработан проект, но специальная комиссия при участи московского архитектора Б.Я. Улинича признала его несостоятельным. Через десять лет архитектор П.А. Стариков все-таки выполнил перепланировку зрительного зала, пристроив к нему «карман», а через несколько лет В.М. Кампиони реконструировал интерьеры.
Переулок Дьяченко, образующий с улицей Шевченко Т-образный перекресток. По правую руку тянется боковой фасад северного крыла ОДОРА, слева можно видеть здание
музея истории Дальневосточного военного округа (ДВО).
Тупой угол упомянутого перекрестка. Слева высится здание художественного музея, о строениях в глубине кадра я расскажу уже в следующей главе альбома, а здесь ограничусь историей дома, который занимает военный музей.
Здание, в котором он находится, старше не только музея, но и самого округа. Данный участок был выделен под строительство хабаровского отделения Государственного банка еще в конце XIX века. Проект был разработан гражданским архитектором Л.О. Чайковским и военным инженером Н.Ф. Александровым. Начало строительства по ряду причин отложили на несколько лет - до 1904 года. Работы по возведению продолжалась три года и завершились в 1907 году. В течение следующих двадцати трех лет тут находилось хабаровского отделение банка, только до победы советской власти тот назывался Государственным, а после национализации - Госбанком РСФСР.
В 1930 году здание отошло управлению рабоче-крестьянской милиции Дальневосточного края, а девятью годами позже его отдали в ведение военного округа. В период Великой Отечественной войны здесь размещалось Военно-строительное управление ДВО. С 1946 по 1960 год корпус поочередно занимали штаб ПВО округа, управление финансовой службы и банк ДВО. Затем два десятка лет под этой крышей располагалась военная прокуратура. В 1981-1982 годах в здании прошел капитальный ремонт, и в 1984 году свои экспозиции для публики в нем открыл вновь созданный музей истории Дальневосточного военного округа. Последние годы мне не единожды приходилось слышать тревожащие слухи о возможном скором закрытии музея.
Здание музея вовсе не является типичным образчиком русского модерна, каким кажется на первый взгляд. В его богатом декоре можно вычленить элементы даже барокко и классицизма. При этом в кирпичное узорочье вплетен как традиционный русский красный кирпич, так и необожженный серый маньчжурский - характерная черта многих дореволюционных каменных строений Хабаровска.
Забор к северу от музея, огораживающий внешнюю экспозицию (состоящую из различной бронетанковой техники, артсистем и т.п.) выполнен в едином стиле со зданием.
Я уже показывал крыльцо парадного входа, но вновь не удержусь от этого искушения - очень уж оно хорошо. Вынесенный далеко вперед полуциркулярный козырек декорирован великолепной узорчатой композицией и поддерживается двумя фонарными столбиками со светильниками на изразцовых металлических кронштейнах.
На долю четвертой главы осталось только два здания с богатой историей и короткий заключительный отрезок улицы.