Продолжаю прогулку по бывшей главной улице Хабаровска XIX века, а ныне тихой и чем-то даже похожей на парк Шевченко.
Первая часть альбома завершилась рассказом о втором корпусе прокуратуры (светло-коричневый фасад чуть правее центра кадра). По четной стороне улицы до того как она поднимется на Комсомольскую площадь, осталось поговорить только о двух зданиях - они видны слева. Снимок, как нетрудно догадаться, сделан практически с края площади, а начиналась прогулка, напомню, внизу - от Уссурийского бульвара.
Трудно поверить при беглом взгляде на здание современной школы №35, что ему более ста десяти лет. Но здесь нужно уточнить, что столь почтенным по меркам Хабаровска возрастом может похвастаться не весь дом, а лишь часть его. И ее довольно-таки легко обнаружить, присмотревшись к кладке стен и оформлению оконных проемов. Так в первоначально кажущемся монолитным однотонном фасаде проступают очертания двухэтажного торгового дома Эмери, построенного в 1897 году и, к слову, являющегося одним из старейших зданий подобного назначения в Хабаровске.
Чтобы оценить его былые размеры, можно просто отсчитать от правого угла современного фасада шесть окон по второму этажу.
Как видно, в общем-то небольшой по протяженности фасад был расчленен на четыре самостоятельные части, каждая из которых имеет свою симметрию. Однако фасад в целом асимметричен. Членение его было выполнено исключительно из соображений внешнего облика здания и, согласно мнению историка и архитектора Николая Крадина, никак не отвечало внутренней организации помещений. Первая и третья части объема, если считать справа, напоминают ризалиты.
Каждая из частей фасада имела свой тип окон. Так, в правом ризалите на втором этаже расположено широкое окно лучковой формы, а на первом этаже - два парных окна, объединенных общей аркой, в полуподвальном же этаже - два лучковых окна. Во втором ризалите наверху одно арочное окно, а на первом этаже - прямоугольный проем давно заложенного и превращенного в окно входа. Такие же прямоугольной формы проемы сделаны и между ризалитами на первом этаже. Окна частей между ризалитами на втором этаже сгруппированы попарно, но в левой части они арочные, а во втором сегменте - лучковые.
Так строение выглядело в начале прошлого века. Снимок явно был сделан после 1905 года, так как слева уже возвышается пристроенная к Успенскому собору колокольня. К слову, изображенный здесь же каменный дом, стоявший на углу Алексеевской и Соборной (ныне эта ее часть носит имя Комсомольской) площади, до 1907 года занимал Госбанк. Но оба здания, стоявших выше торгового дома Эмери, не сохранились.
Однако стоит немного рассказать о самом Иннокентии Семеновиче Эмери. Несмотря на русское имя, он был американским гражданином, главой основанной еще в 1870 году фирмы. Его компания ежегодно осуществляла прямые пароходные перевозки пассажиров и грузов из Гамбурга, Одессы и Сан-Франциско на Дальний Восток, имела свои склады и магазины во Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, Хабаровске и Благовещенске. Оптом и в розницу она продавала разнообразные товары: от мануфактуры и парфюмерии до соли и вин. Фирма Эмери даржала на Дальнем Востоке крупный аптекарский магазин, электротехнический отдел и самый обширный в Восточной Сибири и Приамурском крае склад земледельческих орудий.
В Хабаровск Иннокентий Семенович прибыл из Николаевска в 1885 году, уже имея солидный капитал. Он сразу же приобрел у города два престижных участка. Один находился на углу Муравьева-Амурского и Поповской (современная Калинина), а второй - на Алексеевской. Там-то осенью 1897 года и вырос двухэтажный кирпичный торговый дом.
Проектировали его и руководили строительством гражданские архитекторы А.В. Перниц и Л.О. Чайковский. В залах первого этажа Эмери поместил свою торговлю, а помещения второго сдавал в аренду. В частности, в разные годы наверху находились управление по постройке Уссурийской железной дороги и комиссия по строительству домов в Осиповском затоне.
В 1913 году Эмери дальновидно продал свой торговый дом хабаровскому мещанину И.И. Васильеву, который два года спустя отдал его в аренду городской думе для размещения Второго городского училища имени П.Ф. Унтербергера (бывшего Приамурского генерал-губернатора). Как свидетельствует мемориальная доска на стене здания, там учился известный полярный исследователь Георгий Алексеевич Ушаков.
По всей видимости, где-то между 1915 и 1917 годами одноэтажный деревянный дом рядом был снесен, а к зданию училища пристроили левое крыло, также в два этажа. При этом строители пытались хоть как-то выдерживать стилистическое равновесие. Они соорудили в новом крыле такое же окно, что украшало и верхний этаж первого ризалита дома Эмери. Также три сгруппированных оконных проема второго этажа получили лучковое обрамление. На мой взгляд, все это выглядело полумерами, но, будучи отштукатуренным, фасад уже хотя бы зрительно не рассыпался.
Даже под толстым слоем штукатурки видна очевидная разница в кирпичной кладке.
В 1923 году, вскоре после окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке, недвижимость И.И. Васильева была муниципализирована. С 1928 по 1931 год в здании размешалась третья хозрасчетная школа второй ступени имени Октябрьской революции. К слову, некоторое время она даже носила имя Н.И. Бухарина. Впрочем, уже в 1931 году решением уездного ревкома она была переименована в образцовую 7-ю школу имени Ленина.
Помещений бывшего торгового дома Эмери даже с пристроенным левым крылом для школы уже не хватало. Поэтому в 1934-1935 годах были надстроены еще два этажа, а годом спустя школа получила свой современный номер - 35-й. К сожалению, третий и четвертый этаж даже не пытались сочетать с модерном конца XIX столетия, невооруженным глазом в них легко найти конструктивистские черты с проступающими элементами раннего советского классицизма.
На месте давно снесенного старого здания Госбанка возвышается былая доминанта Комсомольской площади - здание управление Амурского речного пароходства. Возвели его в 1932-1934 годах.
Здание имеет Г-образную форму, композиция его состоит из двух прямоугольников, вытянутых соответственно вдоль улицы Шевченко и южной части площади, объединенных круглой угловой башней, увенчанной двухъярусным бельведером. Наверное, из-за этой башни и желтого колера стен данное здание горожане иногда неофициально называют адмиралтейством, явно имея ввиду аналогию с одноименным строением в Петербурге. Тем не менее первоначальный облик управления речного пароходства был совсем иным.
На этой открытке 1930-х годов, найденной мною в Краеведческом музее им. Гродекова, видны парадная лестница, спускающаяся от площади к набережной Амура, и здание управления еще в первоначальном конструктивистском облике.
Этажность также была иной: основной объем на уровне площади имел три этажа, а бельведер был ограничен лишь одним уровнем.
Справа тут можно видеть уже надстроенный торговый дом Эмери, что позволяет датировать снимок интервалом с 1935 до 1939 год.
Кстати, весьма интересную предвоенную фотографию прилегающего участка площади со зданием управления Амурского пароходства я выкладывал в
альбоме, где сопоставлял старые ракурсы Хабаровска с современными.
В 1954 году по проекту архитектора Л. Сизова здание было реконструировано, надстроено и получило новый облик в стиле сталинского классицизма.
Вход в управление речного пароходства символично обрамляют мощные якоря. Над дверьми висит, на мой взгляд, не слишком удачное чеканное панно с изображением судна на подводных крыльях, проходящего под большим мостом, имеющем очень мало сходств с Амурским.
Декор 50-х годов тоже вполне логично несет на себе изображения якорей.
Теперь самое время переходить к противоположной стороне улицы Шевченко. Между юго-западным углом площади сверху и виднеющимся внизу Конференц-залом с Домом официальных приемов правительства края находится единый комплекс зданий, ныне обычно называемый словом «Парус» по наименованию находящегося здесь гостиничного комплекса. Впрочем, точно так же называется и арендующая его фирма. Между тем с исторической точки зрения более правильным было бы именовать квартал казначейством или Амурской казенной палатой.
Как с хронологической, так и со структурной позиций, комплекс логично разделить на четыре корпуса. В центре можно видеть два старых, включая одноэтажный объем на переднем плане. Два более высоких боковых корпуса являются новоделами.
Но в своем рассказе я буду следовать географической систематизации, а при подъеме по Шевченко к площади первым встречается именно новый корпус. Собственно, из двух современных пристроек он является самым молодым. Если ничего не путаю, строительство завершили буквально пару лет назад. В принципе, корпус этот ничем не примечателен: наверху расположены дорогие офисы, внизу - ресторан. Выполненная из красного кирпича с декором «под модерн» пристройка в принципе не вступает в явный диссонанс с историческим здание казначейства, однако даже расположенная ниже по рельефу, она зрительно подавляет последнее своими пятью этажами.
Казенная плата осуществляла контроль за взиманием прямых государственных налогов, таможенных сборов, разного рода повинностей с населения и прочими финансовыми вопросами такого рода. В губернской иерархии управляющий (председатель) казначейства занимал третью ступень сверху, выше стояли лишь губернатор и вице-губернатор.
Амурская казенная палата появилась в Хабаровске вместе с прочими органами областного управления. Еще с конца XIX века на угловом участке припарковой зоны располагалось деревянное здание Приморского областного управления, на месте которого и был возведен впоследствии сохранившийся каменный дом Казенной палаты.
Построили его в первые годы XX века, и выше линии полуподвала он был полностью симметричным. Осью симметрии являлся ризалит, на первом этаже несущий в себе парадный вход, а на втором - широкий открытый балкон. И хотя язык так и просится назвать здание выполненным в стиле модерна, на деле это скорее эклектика, где прослеживаются даже псевдоготические черты вроде стрельчатых арок и венчающих ризалит островерхих декоративных элементов. Также можно обратить внимание на присущее Дальнему Востоку использование серого маньчжурского кирпича, что позволило сделать более выразительной рустовку угловых частей и межоконных простенков. Металлические элементы, в частности ограждение крыши и балконная решетка выполнены очень близко к модерну.
После окончания Гражданской войны, с декабря 1923 года, в этом здании находилось Хабаровское отделение госбанка, а с марта следующего года - уездный финансовый отдел. Где-то в середине 1930-х годов в бывшем казначействе разместили городскую поликлинику Центрального района, которая оставалась тут вплоть до 1960 года. Затем после капитального ремонта и реконструкции здание приспособили под гостиницу крайисполкома. Здесь останавливались высокопоставленные государственные деятели от Брежнева до Горбачева, а также высокие зарубежные гости, включая Ким Ир Сена, Фрэнка Карлуччи, шаха Реза Пехлеви и других.
Мне доводилось слышать даже такое неофициальное название здания казначейства, как резиденция Рузвельта. Услышанная мною еще в детские годы наивная городская легенда утверждала, будто Франклин Делано Рузвельт останавливался здесь на заключительном этапе Второй мировой войны, когда советская армия крушила японские силы в Маньчжурии. Данная версия, конечно, не выдерживает никакой критики, уже хотя бы принимая во внимание дату смерти названного американского президента.
С правой стороны, выше по рельефу, к казначейству примыкает одноэтажный хозяйственный блок. Возможно, там когда-то находилась служебная квартира управляющего палатой. За этим блоком с дворовой стороны возвышается еще один новодельный корпус с гостиничными номерами.
Пристроен он был в середине 1990-х годов. Несмотря на отступ вглубь от улицы, корпус значительно снизил композиционные качества прежнего здания. Во-первых, был утерян масштаб Казенной палаты, во-вторых, указанная новая пристройка появилась в парковой зоне. Как вспоминает Николай Крадин в своей замечательной книге «Старый Хабаровск», при обсуждении на нескольких градостроительных советах вариантов этой пристройки говорилось о том, что будет нарушен ландшафт внутреннего двора, ориентированного на Амур. И тогда арендаторы, владельцы «Паруса», уверяли членов градостроительного совета, что вместе с пристройкой они гарантируют не просто восстановление, а устройство нового прекрасного сада, много лучшего, чем был прежде. Однако обещанным садом, как видно на этом снимке, сделанным со стороны парка, до сих пор даже не пахнет. Зато появился двойной забор. Печально наблюдать, как из-за легковерия или небрежения тех или иных инстанций страдают памятники истории и культуры.
На что тут еще можно обратить внимание, так это на ризалит Казенной палаты, который пронизывает здание насквозь и чей задний фасад выглядит ничуть не хуже обращенного к улице парадного.
В нескольких метрах от того места, где улица Шевченко выходит на Комсомольскую площадь, установлен столб со знаком, воспрещающим проезд гужевого транспорта. На первый взгляд, это может показаться забавным, но нельзя забывать весьма популярное в городе развлечение - катание на лошадях, в том числе и в открытых экипажах. Принимая во внимание крутизну подъема и зимние снегопады, представляющийся смешным знак, на мой взгляд, вовсе не является тут лишним, хоть над ним в свое время потешался известный прежде всего скандальной славой владелец одной столичной дизайнерской студии.
Прежде чем выйти на площадь, я хочу бросить с этого места взгляд на Алексеевскую, какой она была в начале XX века (фотография взята
отсюда). По отсутствию дома Плюснина и наличию казначейства предположу, что снимок был сделан где-то между 1902 и 1906 годами. Признаться, совершенно не представляю, что за дом стоит по правую руку ниже Казанной палаты, так что как всегда буду рад подсказкам.
Комсомольская площадь, взгляд от юго-западного угла вдоль оси улицы Муравьева-Амурского. Шевченко же пересекает кадр на переднем плане справа налево. Однако площадь заслуживает отдельного подробного рассказа, так что я пока буду ограничиваться упоминанием лишь выходящих или некоторых когда-либо выходивших к ней зданий по улице Шевченко. Впрочем, сделаю некоторое исключение для двух уже канувших в лету строений, стоявших когда-то между Алексеевской и набережной Амура.
Современный вид парковой зоны между улицей Шевченко и городской набережной. Она относится к
парку им. Муравьева-Амурского, о котором я уже рассказывал. Белые стены, издалека похожие на колоннаду, венчаются смотровой площадкой, выходящей как раз к тротуару Шевченко. Справа виднеются здание управления Амурского речного пароходства и новый гостиничный корпус «Паруса». Слева высится «пряничный домик» Успенской церкви, построенной в 2003 году на месте взорванного в 1930-х одноименного собора.
Так выглядело это же место в первые годы XX века: как видно на снимке, колокольня Успенского собора пока не построена, но каменное казначейство уже стоит, рядом сохранилась деревянная триумфальная арка, воздвигнутая еще в честь
визита в Хабаровск цесаревича Николая Александровича в 1891 году. Таким образом, я предполагаю, что фотография была сделана где-то в узком интервале между 1902 и 1905 годами. У самого берега можно видеть пристань с дебаркадером. Прямо за ним и возведут в 1906 году одно весьма примечательное с исторической точки зрения, но, увы, уже утраченное здание первой городской электростанции. Впрочем, о ней я расскажу чуть ниже.
Здесь я хочу показать, какой представала улица Шевченко, вливаясь в Комсомольскую площадь, в конце 1970-х годов. Парк ЦПКиО еще очень зеленый, пока не построены обзорная площадка и парадная лестница, ведущая к набережной, еще существует парк ОДОСА, уголок которого можно наблюдать на переднем плане. Там же видно и снесенное в 2000-х небольшое здание, где в 1990-х располагался офис сотового оператора «ДальТелекомИнтернешнл», позднее купленного «Вымпелкомом». Кстати, когда было построено данное здание, я не знаю, хотя однозначно это произошло не позднее 1950-х годов.
На этом снимке (взят
тут) предстает здание первой городской электростанции.
Об уличном электрическом освещении Хабаровска разговоры велись еще с 1896 года, но слова долгое время оставались словами. Лишь в 1905 году группой купцов и членами городской управы было образовано «Товарищество на доверии по электрическому освещению города». Уже к осени следующего года построили электростанцию с мощной по меркам того времени 300-сильной машиной. Первые электрические фонари зажглись на улице Муравьева-Амурского в шесть часов вечера 1 ноября 1906 года.
Место для электростанции, конечно, выбрали весьма неудачное - постоянными ветрами с Амура дым и копоть разносились по всему центру города. К тому же слабый генератор довольно быстро перестал отвечать требованиям времени. В 1930 году станцию закрыли, а оборудование вскоре демонтировали. Здание подверглось значительной перестройке, даже разобрали трубу. Часть помещений тогда отдали под жилье, в остальных разместились мастерские по ремонту трансформаторов. В 1952 году здание передали Дальневосточной студии кинохроники, которая находилась здесь до последних дней существования бывшей электростанции. В 2000-х годах историческое здание снесли, сейчас на его месте летом стоят временные киоски, торгующие пивом.
На фотографии электростанция предстает такой, какой она была между 1928 и 1930 годами. Нижнюю временную границу легко определить по однотонному (красному) флагу на крыше и надстроенному второму этажу корпуса слева. К слову, первый корпус электростанции тут виден справа, левая же часть была возведена в 1915 году, сначала в один этаж.
На заднем плане виднеется здание Офицерского собрания.
В начале XX века эта часть парковой зоны, прилегающая к Алексеевской и казначейству, отнюдь не пустовала. Где-то тут, на очень престижном участке, находился губернаторский дом.
Кто-то, может быть, с негодованием возразит, что резиденция губернатора всегда была на самой Алексеевской, только не здесь, а по другую сторону площади, там, где сейчас находится Окружной дом офицеров Российский армии, до которого я в своей фотопрогулке еще просто не успел дойти. Так-то оно так, но только по состоянию до 1911 года, когда прекратилась практика совмещения губернаторской должности с постом командующего военным округом.
Между тем здание, известное как дом генерал-губернатора Приамурья, официально называлось домом командующего войсками округа в Хабаровске. Пока должности совмещались, получалось, все было хорошо. Казус произошел, когда в январе 1911 года впервые губернатором был назначен Николай Львович Гондатти - гражданское лицо. И тут оказалось, что жить новому главе Приамурья в Хабаровске просто негде. Бывший дом генерал-губернатора, построенный военным ведомством как особняк командующего, так и остался причисленным к этому ведомству. И поселился там командующий войсками Приамурского военного округа. Ну а на все просьбы передать дом новому губернатору военное ведомство отвечало отказом.
Прибыв в Хабаровск со своей семьей в специальном губернаторском вагоне, Гондатти в нем первое время и жил. Вагон поставили в тупик, выставили охрану - вот и резиденция главы Приамурья.
Хлопоты относительно строительства губернаторского дома Гондатти начал еще весной 1911 года, но дело затянулось. Был объявлен конкурс, проекты долго оценивались и отбирались. Даже 1913 год прошел преимущественно в проектных хлопотах. А потом началась Первая мировая война, и вопрос о возведении губернаторской резиденции отпал сам по себе - стране стало не до того, в частности куда важнее было окончание строительства Амурского моста, связывающего Транссибирскую магистраль. Думаю, тот факт, что Гондатти так и не «продавил» в итоге строительство для себя величественного особняка, свидетельствует в его пользу как государственного деятеля, ведь в целом для города и края им было сделано очень многое, но, к сожалению, по идеологическим мотивам позднее личность Николая Львовича всячески затушевывали.
Ну а жил Гондатти в усадьбе - деревянном доме с надворными постройками, возведенном в 1887 году для командующего округом. После строительства каменной резиденции на Алексеевской усадьбу превратили в квартиру начальника штаба округа, но в 1911 году военные все-таки со скрипом отдали ее Гондатти - единственная уступка с их стороны. И в архивных материалах муниципализации недвижимого имущества 1920-х годов дом с прилегающим участком значится как усадьба Гондатти.
Судя по упомянутым описям, на территории усадьбы размещались три жилых дома и несколько надворных построек. Главный дом, построенный в 1887 году, впоследствии неоднократно перестраивался.
Архитектурно скромный деревянный дом на каменном фундаменте был обшит снаружи тесом, двухскатная крыша была покрыта оцинкованным железом. Кроме главного здания в усадьбе располагались еще две жилые постройки - флигель и дом адъютантов. Последний находился на откосе, ближе к электростанции.
Вокруг дома были разбиты цветники, проложены тротуары и посажены кустарники.
Где-то тут и стояла усадьба последнего губернатора Приамурья.
Сразу же после выезда Н.Л. Гондатти из Хабаровска ее заселили представители новой власти. В 1927 году здания с прилегающей территорией передали в шестилетнюю аренду Дальневосточной рабоче-крестьянской инспекции (Рабкрин), однако уже в 1930 году, участок со всеми строениями решено было отдать под застройку жилищно-строительному кооперативу товарищества «Дальневосточник», а с прежним арендатором договор в одностороннем порядке расторгли.
Любопытно, что товарищество «Дальневосточник» на бумаге собиралось строить здание для политкаторжан. При этом писалось: «Выбор именно этого места определяется двумя соображениями: политическими, чтобы подчеркнуть заботы советской власти о бывших политкаторжанах; практическими, чтобы выбранное место было более благоприятно для легочных больных». Так и закончилась история усадьбы Гондатти. Здания ее снесли, а новый дом для политкаторжан, что характерно, на этом месте так и не построили…
Ну, а в третьей части рассказа об улице Шевченко, я поведаю о ее участке, находящемся уже по другую сторону Комсомольской площади - со стороны стадиона им. Ленина. Надеюсь, я никого не утомил своими длинными историко-архитектурными отступлениями.