Владивосток: от вокзала к Спортивной гавани

Sep 10, 2009 09:00

И хотя я не закончил намеченный рассказ о Владивостоке по следам январской поездки 2007 года, решил-таки приступить сразу к фотопрогулкам, датированным уже этим сентябрем. Уже в силу сезона новые снимки получились более яркими и красочными. Впрочем, контраста ради, думаю, впоследствии все же покажу приморскую столицу и в сером обрамлении грязноватой зимы, но сейчас хочу продемонстрировать город по возможности с приглядной стороны.
Сначала я предполагал сопроводить этот альбом обширными историческими комментариями, почерпнутыми из книг, но потом решил ограничиться программой-минимум. Поскольку, к сожалению, Владивосток я знаю весьма слабо, традиционно буду рад исправлениям, дополнениям, уточнениям.



Прогулка моя началась, как и у большинства хабаровчан, посещающих Владивосток, на железнодорожном вокзале. Внизу на платформе можно видеть вагоны фирменного поезда «Океан», связывающего два крупнейших дальневосточных города. На заднем плане подсечены розоватыми лучами утреннего солнца сопки современного центра Владивостока.




Предыдущий снимок был сделан с виадука, не только соединяющего железнодорожные платформы, но и ведущего от площади к расположенному на западном берегу бухты Золотой рог морскому вокзалу. Существующее его здание, имеющее некоторое сходство с океанским лайнером, было построено в середине 1960-х годов на месте куда более скромного строения Коммерческой пристани 1903 года.



За железнодорожными путями и правым крылом морского вокзала виднеется стоящее у причала крупное судно. Откровенно говоря, не знаю, сколь многочисленны сейчас морские пассажирские рейсы, однако насколько я читал, по морю вполне можно попасть, например, в Японию.



Здание железнодорожного вокзала не только возвышается над путями, но и частично проходит прямо над ними. Существующее строение является вторым, первый вокзал Владивостока, построенный к 1894 году, простоял сравнительно недолго - уже в 1907 году началась его реконструкция, полностью изменившая облик здания.
Справа можно видеть привокзальную площадь, вдоль которой идет улица Алеутская - одна из старейших в городе. Названа она была в честь шхуны «Алеут», стоявшей на этом месте в 1860 году, когда и был основан Владивосток. Моряки со шхуны проложили просеку вдоль берега, впоследствии превращенную в улицу будущего города.



Главный фасад вокзала, вытянувшийся вдоль Алеутской. Это здание было возведено по проекту архитектора де Пласона в 1907-1912 годах в псевдорусском стиле, пик популярности которого пришелся на царствование императора Александра III и первые годы на троне Николая II. Таким образом была осуществлена идея московского архитектора Ф. Шихтеля, мечтавшего построить в конечных пунктах всех железных дорог, берущих начало в Москве, здания вокзалов в традициях старинного русского зодчества. Петербургский журнал «Нива» в 1912 году отметил, что владивостокский вокзал является лучшим на всей Великой Сибирской железной дороги (Транссибе). При строительстве широко использовался гранитный песчаник с острова Русский.
В Гражданскую войну да и при последующих «реставрациях» здание понесло немало утрат, и лишь в самом конце XX века вокзалу был возвращен его первоначальный великолепный вид. Подробнее об этом я рассказывал тут.



Привокзальная площадь. Слева возвышается функционалистское, однако достаточно симпатичное здание железнодорожного почтамта. На первом этаже увенчанного стеклянной пирамидой строения в центре кадра находится дорогой и грязноватый магазин самообслуживания, на втором - очень неплохое сетевое кафе Republic, напоминающее по своей концепции столичное «Му-му». Справа можно видеть памятник Ленину.



Его установили на площади к 7 ноября 1930 года.



Забавно, что указующий перст бронзового Ильича направлен в сторону Японии (как мне подсказали, горожане часто именуют этот монумент незатейливо и просто - Пальцем). По исполнению статуя не впечатлят, на мой взгляд, ей далеко до работы Матвея Генриховича Манизера, украшающей хабаровскую площадь Ленина.



Не буду акцентировать внимание на причинах, обусловивших маршрут моей прогулки, но так или иначе, а от площади я двинулся вверх по Первой морской улице, то есть в сторону от современного центра города. Впрочем, туда я еще обязательно вернусь.



Уходящая на юг от Первой морской, в сторону района Эгершельд, улица Бестужева. Хотя этот район был заселен достаточно рано, сейчас здесь преобладают дома второй половины XX века.



Впрочем, попадаются здания и первой половины прошлого столетия. Хотя не исключено, что светлый дом справа относится уже к послевоенному периоду.
К слову, хотя датой основания Владивостока является 20 июня (2 июля по григорианскому календарю) 1860 года, де-юре эта территория отошла к России несколько позже - 2 ноября, когда был подписан Пекинский договор. Первый гражданский житель военного поста прибыл сюда только в следующем году, а организованное переселение из западных районов страны началось еще четырьмя годами спустя. В 1868 году во Владивостоке насчитывалось 480 русских, включая военных, и 73 китайских жителя. Из 78 строений 22 были казенными, 35 - частными, еще 21 являлось традиционными китайскими фанзами. Тогда же впервые был составлен генеральный план будущего города.



Современная застройка бухты Федорова. Не сказал бы, что нахожу эти стеклянные башни, заметно отдающие Азией, шедеврами, однако выглядят они достаточно симпатично. Лишь бы только ими не застроили весь Владивосток, в этом случае город рискует потерять индивидуальность. К слову, в Хабаровске подобные проекты тоже множатся год от года.



Новостройка на улице Набережной, практически напротив гостиницы «Владивосток». Когда я останавливался там в 2007 году, этот дом еще только строили.



На мой взгляд, такая надстройка старого дома, как на этой фотографии, совершенно недопустима. Здание безжалостно изуродовали: тонированные матовые стекла да серые панели неплохо смотрелись бы на откровенно хайтечном соседе (здание банка) особняка рубежа XIX и XX столетий, но не на нем самом. К сожалению, подобные язвы встречаются и в Хабаровске, чему я посвящал отдельный альбом.



Спортивная гавань. Выходящая кормой на набережную баржа использовалась как дискотека, а зимой ее палубу заливают льдом, превращая в каток. За узким парком с колесом обозрения находится стадион «Динамо». Чуть левее колеса едва различимы серые стены одной из батарей Владивостокской крепости, превращенной в музей (давно уже собираюсь о нем написать).



Смотровая площадка над набережной. Я так и не смог снять ее безлюдной - там постоянно шарахались увешенные неплохими фотокамерами китайские туристы.



Подозреваю, что это учебный парусник. Если не ошибаюсь, в прошлый раз я наблюдал его в бухте Золотой рог. Как мне подсказали, это и в самом деле учебное и научно-исследовательское судно «Надежда», построенное в 1991 году в Гданьске и приписанное к порту Владивостока.
Вообще Владивосток официально стал портом задолго до того, как получил статус города, - еще в 1862 году. Он сразу же обрел наравне с другими немногочисленными гаванями Приморской области права беспошлинной торговли иностранными товарами, что тут же вызвало внимание коммерческих фирм и приток капитала. Первое время в порт заходили преимущественно китайские суда, причем занимались они в основном вывозом продуктов моря, особенно трепангов и морской капусты, тогда еще обильно добываемых в бухте Золотой рог.
Уже 10 февраля 1871 года Владивосток стал главным российским портом на Тихом океане и основной базой Сибирской флотилии. Будущий город был подчинен Морскому министерству. Тогда же подводный телеграфный кабель связал Владивосток с Нагасаки и Шанхаем. В течение двух последующих лет осуществлялся перевод из Николаевска-на-Амуре механического завода, обслуживающего нужды флотилии.



Яхт-клуб в Спортивной гавани.
Любопытно отследить экономические показатели начального периода жизни Владивостока. Если в 1870 году приход бюджета составлял всего-навсего 1781 рубль, причем основными доходными статьями были сборы за выгон скота, ввоз леса и торговые пошлины, то всего через три года бюджет вырос до 10 тыс., причем в основном благодаря быстрому увеличению торгового оборота, достигшего уже тогда величины порядка 395 тыс. рублей. А еще через пять лет оборот порта перевалил за миллион сто семьдесят тысяч, за год через него прошло 61 коммерческое судно. Однако примечательно, что из названной цифры оборота на вывоз пришлось только 20 тыс., причем представлен он был в основном морской капустой. Бюджет же Владивостока тогда достиг 40 тысяч рублей.



В короткую поездку я не стал брать телевик, так что сфотографировать статую русалки у городской набережной смог только таким образом. Как мне подсказали, установлена она была в самом конце 1990-х.



Такой предстает с Набережной улицы западная часть города к югу от Первой речки. В центре кадра блестят в контровом свете купола Покровского собора, до которого я дойду, вероятно, во второй, а то и в третьей главах этого альбома.



А по правую руку лестница уходит от улицы вверх к памятнику адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Изначально он стоял на Луговой площади, а сюда был перенесен в июле 1999 года.



Как известно, вице-адмирал Макаров (1848-1904) был выдающимся русским военно-морским деятелем, океанографом, полярным исследователем, кораблестроителем, одним из основоположников теории непотопляемости судов и инициаторов строительства ледоколов, изобретателем русской семафорной азбуки, автором массы изобретений, включая наконечники для бронебойных снарядов. К сожалению, целый ряд его предложений по совершенствованию военно-морского флота так и не был принят правительством, что стало одной из причин технического преимущества японского флота в Русско-японской войне 1904-1905 годов. Макаров погиб в самом начале той войны в должности командующего Тихоокеанским флотом при защите Порт-Артура вместе с броненосцем «Петропавловск».



За памятником стена разукрашена вандалами. Я бы не стал акцентировать внимание на этом безобразии, если бы не антифашистский толк «наскальных рисунков». Помнится, когда я марте прошлого года гулял по изуродованной аналогичным образом набережной Хабаровска, там, напротив, фигурировали ультранационалистические лозунги.



Чуть ниже по улице в тени притаился тигр. Точнее, скульптура, в 1992 году установленная дальневосточной экологической организацией «Зеленый крест».



Еще ниже по Набережной улице стоит приметное здание кинотеатра «Океан» - самого крупного в Приморье. Он был построен в 1969 году по индивидуальному проекту, что для тех времен (как там было в «Иронии судьбы», «типовой кинотеатр “Ракета”») было скорее исключением. Насколько мне рассказывали, «Океан» по-прежнему является лучшим кинотеатром Владивостока (впрочем, есть мнение, что почетное первое место принадлежит все-таки «Уссури» на главной площади). Я там, увы, не бывал, точнее, не бывал в кинозалах, разве что один раз обедал в некогда работавшем там кафе «35 миллиметров».



Это уже начало Светланской - главной артерии города. Стоит отсюда несколько минут пройти вперед (точнее, здесь налево) - и можно будет выйти к главной площади Владивостока. В красивом здании, в декоре которого сочетаются одновременно классицизм и модерн, находится отель «Версаль» (в советские годы он назывался «Челюскин»; как мне подсказали, известен высокопоставленными гостями, например, в свое время тут останавливался Хо Ши Мин).



Угол с Тигровой, уходящей наверх на одноименную гору. Впрочем, несмотря на кажущийся крутым подъем и громкое название, высота этого холма от уровня моря составляет только 78 метров. Если пройти наверх, довольно скоро можно будет оказаться на Первой морской улице, которую я уже показывал. В этом квартале размещается управление делами президента. Что характерно, у входа пасутся в основном дорогие японские джипы, а отнюдь не «Лады Калины».



Изумительная эклектика на углу с Посьетской. Особенно симпатична нависшая над входом башенка. Я бы датировал этот дом примерно 1910 годом, но это только догадки, так как никакой информации на этот счет у меня нет.



Классическая подворотня солидного доходного дома начала XX века. Впрочем, второй этаж, виднеющийся в разрезе арки за скорлупой оригинального фасада, наверняка относится к куда более поздним перестройкам.



Обилие больших каменных домов явно дореволюционного периода во многом объясняется доступностью стройматериалов, завозимых морским путем. В тот же период времени Хабаровск, снабжаемый сначала только по Амуру, Уссури и Сунгари, а потом еще и по Уссурийской железной дороге, никак не мог похвастаться подобными объемами каменного строительства.



Вот и доминанта центральной площади Владивостока - здание администрации Приморского края. Полагаю, оно было построено где-то в середине 1970-х годов. Интересно оно не только своим в общем-то приятным и запоминающимся обликом, сколько тем, что практически под ним (если быть точнее, под прилагающим участком площади) в тоннеле проходят пути Транссибирской магистрали.
Однако к Светланской и площади я еще вернусь, но пока поверну на Алеутскую и продолжу свой путь в направлении Покровского парка.

Владивосток, Дальний Восток, история

Previous post Next post
Up