Владивосток поздним вечером

Jan 28, 2007 23:00

Откровенно говоря, я ожидал от вечерней фотосессии большего, но подсветка зданий во Владивостоке встречается редко даже в самом центре. Впрочем, по моим наблюдениям, роскошь расцвечивать себя морем огней позволяют себе лишь немногие города даже на благополучном Западе. Помню, я был сильно разочарован съемкой ночного Новосибирска, где тоже светились преимущественно окна домов, уличные фонари да фары машин на дорогах. В свете вышесказанного приятно, что к числу городов, где принято подсвечивать фасады, в России относятся не только обе столицы, но среди прочего мой родной Хабаровск.



Железнодорожный вокзал Владивостока - здание с очень богатой по дальневосточным меркам историей, отражающей многие перипетии судьбы Приморья и страны в целом.
Проект первого здания вокзала во Владивостоке составили в 1891 году, строительство закончилось к 1 июля 1894 года. Тогда это было одноэтажное каменное строение с двумя двухэтажными башнями по бокам. Спустя два десятка лет - в 1907-1912 гг. - вокзал был реконструирован по проекту архитектора де Плансона.
Это было уже совершенно другое здание. Выстроенное из серого гранитного песчаника, доставленного с острова Русский, с выкрашенным в цвет слоновой кости фасадом, оно было существенно увеличено в размерах. Потолок внутри был расписан, по воспоминаниям современников, картинами с библейскими сюжетами. Надстроенный второй этаж соединялся двумя виадуками с привокзальной площадью. Виадуки были важны, так как вокзал своеобразным островом возвышается среди проходящих по обе стороны от него путей.
Фасад был украшен изразцовыми изображениями герба Приморской области, воина-всадника, мифических птиц Сирин и Алконост, символизирующих радость и печаль, а также других символов-картинок. Крышу над входом венчал бронзовый двуглавый орел с короной, распростерший крылья, символизирующий обширность земель и могущество России.
Новое здание вокзала, напоминавшее русские сооружения XVII века, сразу же после открытия стало главной достопримечательностью Владивостока. Автор проекта осуществил идею московского архитектора Ф. Шихтеля, мечтавшего построить в конечных пунктах всех железных дорог, берущих начало в Москве, здания вокзалов в традициях древней русской культуры. Петербургский журнал «Нива» в том же 1912 году отмечал, что Владивостокский вокзал является лучшим на всем пути Великой Сибирской железной дороги, как тогда называли Транссиб.
Владивостокский вокзал очень пострадал в годы Гражданской войны. В результате артиллерийского обстрела осенью 1919 года стены и крыша были повреждены снарядами, а часть помещений выгорела. Правда, уже на следующий год здание подремонтировали, однако облик его был уже не тот, что прежде.
После установления советской власти в Приморье вокзал подвергся форменному погрому: с его крыши с пролетарской ненавистью сбили двуглавого орла, ободрали значительную часть изразцовых барельефов, забелили художественную роспись потолка и стен пассажирского зала, растащили медно-бронзовые символы и атрибуты старой России... С годами здание лишь ветшало и приходило в упадок. Только в 1936 году новая власть нашла силы на косметический ремонт. В частности, тогда внутренние интерьеры были расписаны в стиле сталинского соцреализма. Еще двадцать лет спустя вокзал вновь подремонтировали, потолок кассового зала украсило панно на сюжет «наша великая Родина», где вместо библейских персонажей фигурировали уже рабочие и колхозницы. В 1969 году была проведена очередная «реставрация», в результате чего вокзал окончательно утратил свой исторический вид. Все что можно еще было отодрать и закрасить из царского облика, отодрали и закрасили, а фасад покрыли зеленой краской, что в корне изменило облик сооружения. По слухам, такой цвет был выбран в силу банальной нехватки в тот момент других красок.
Возрождение вокзального комплекса началось лишь в первой половине 90-х годов. К этому времени здание пришло в аварийное состояние. В международном конкурсе среди строительных компаний победили итальянцы. Говорят, что президент компании-победительницы, увидев впервые железнодорожный вокзал Владивостока, был изумлен: «Mama mia! Париж, XVII век!».
В ходе ремонта, которого здание вокзала не видело около 85 лет, в значительной мере был воссоздан первоначальный как внутренний, так и внешний облик здания. Установленный на перроне знак «9288 км» красноречиво говорит о том, какое расстояние отделяет Владивосток от Москвы.



Современный Владивостокский морской вокзал был построен в 1965 году на месте старого Морвокзала. Старое здание в свою очередь было возведено в 1903 году на Коммерческой пристани бухты Золотой рог - места одной из первых стоянок русских судов. По данным исторических хроник, в начале 1860 годов здесь находилась станция шхуны «Алеут», моряки которой проложили просеку, ставшую впоследствии улицей Алеутской. Эта улица как раз пересекает кадр слева направо.
Морской вокзал не имеет подсветки (или ее просто не включают), поэтому по вечернему снимку трудно делать заключение относительно его внешнего облика. Однако днем видно, что здание стилизовано под морской лайнер. Кстати, расположено оно совсем рядом с железнодорожным вокзалом, с которым даже соединено виадуком.



Подземный магазин напротив вокзала. Именно в этот я не заходил, но вообще мне показалось, что цены на продукты во Владивостоке заметно выше, чем в Хабаровске.



Симпатично подсвеченный балкон здания на улице Бестужева.



Кинотеатр «Океан», если не ошибаюсь, является самым крупным в Приморье. Он был открыт в 1969 году, причем строили его не по типовому, а по индивидуальному проекту, что совершенно нехарактерно для тех времен. Стоит особо отметить, что в «Океане» даже есть гардероб, чем сейчас не может похвастать ни один кинотеатр Хабаровска (до весны 2006 года гардероб был в кинотеатре Majestic, но потом его отдали под торговые площади). Отдельно хочется проехаться по хабаровскому кинотеатру Hollywood: владельцы сего весьма претенциозного заведения соорудили даже VIP-зал с широкими креслами и «ресторанным» обслуживанием, однако они почему-то полагают, что «очень важные персоны» будут счастливы весь сеанс просидеть в верхней одежде (уточню, что при этом теплой парковки у кинотеатра тоже нет, так что оставить вещи в машине не получится).



Корабельная набережная неподалеку от штаба Тихоокеанского флота. Деревья на газонах тут бережно укутаны, несмотря на то, что зима в Приморье относительно мягкая.



Вид на бухту Золотой рог и расположенный по другую ее строну мыс Чуркин. Кстати, жилплощадь там одна из самых дешевых во Владивостоке: если в центре города квадратный метр стоит порядка двух тысяч долларов, то в Чуркине - около 1250. Это объясняется некоторой удаленностью (чтобы попасть в центр приходится огибать всю бухту или пользоваться паромом), неразвитостью районной инфраструктуры и неблагополучной экологической ситуацией. В этом смысле полуостров не спасет даже омывающее его со всех сторон море: в воздухе много свинца и кадмия - последствия деятельности судоремонтных заводов, а также автомобильных выхлопов.



Суровые серые силуэты принадлежат учебным и большим противолодочным кораблям Тихоокеанского флота. Если я не ошибаюсь, слева находится учебное судно «Бородино».



Это часто называемый дальневосточной «Авророй» в прошлом сторожевой, а ныне мемориальный корабль «Красный вымпел».
Его история началась в апреле 1911 года, когда на финской верфи «Крейтон» построили одновинтовую двухпалубную паровую яхту, названную в честь камчатского губернатора В.С. Завойко, руководившего обороной Петропавловска-Камчатского в Крымскую войну 1853-1856 гг. Первое время яхту приписали к Ревельскому (Таллинскому) порту, затем она перешла на Камчатку.
После Гражданской войны часть боевых и вспомогательных кораблей увели отступавшие белогвардейцы. Миноносцы с выведенными из строя машинами стояли на приколе во Владивостоке. Единственным боевым кораблем в дальневосточных водах оказался «Адмирал Завойко», которому 31 мая 1923 года присвоили новое наименование «Красный вымпел» и переквалифицировали в посыльное судно. Когда в 1923 году был объявлен состав Морских сил Дальнего Востока (позже Тихоокеанский флот), первым в списках числился именно «Красный вымпел». Именно на нем 24 января 1923 году впервые на Тихом океане был поднят военно-морской флаг РСФСР.
В 1924-1925 гг. этот корабль охранял морскую границу, помогал ученым и флотским гидрографам исследовать акваторию Японского моря. «Красный вымпел» был настоящей кузницей кадров для флота, на нем служили будущие адмиралы С.Г.Горшков и Н.И.Смирнов. В 1940 году корабль передали военно-морскому училищу, но с началом Великой Отечественной войны он вернулся в строй: прокладывал подводные линии связи, обеспечивал базирование субмарин в необорудованных бухтах.
В августе 1945 году «Красный вымпел» сделали тральщиком, после чего он участвовал в Сейсинской десантной операции, очищал воды северокорейских портов от мин, оставленных там японцами, а также выставленных в 1942-1945 гг. американской авиацией. После войны корабль до 1958 года служил вспомогательным судном, после чего был преобразован в плавучий музей.
Немного справочных данных: водоизмещение судна составляет 650 тонн, длина - 58,6 м, ширина - 8,5 м, осадка - 3,45 м, максимальная скорость - 9 узлов, дальность плавания - 2500 миль, экипаж - 57 чел.



Еще один мемориал, пожалуй, даже более известный - гвардейская краснознаменная подводная лодка С-56.
Заложена она была в Ленинграде в 1936 году, потом по Транссибу в разобранном виде была перевезена во Владивосток, где ее достроили на Судостроительном заводе имени Ворошилова (ССЗ №202). Лодка была спущена на воду в 1939 году.
Конструктивно С-56 представляла собой среднюю лодку новейшего по тем временам (для СССР) типа (серия IX-бис) с сильным торпедным и артиллерийским вооружением, высокой скоростью и большой автономностью. Водоизмещение лодки составляет 840/1070 тонн (соответственно для надводного и подводного положений), длина - 77,7 м, ширина - 6,4 м, осадка - 4 м, скорость - 19,5/9 узлов (в надводном положении - дизели, в погруженном - электродвигатели), дальность плавания - 9500 миль, предельная глубина погружения - 100 м, время погружения 68 секунд, автономность - 30 суток. Вооружение включает в себя четыре носовых торпедных аппарата и два кормовых (все 533-мм) с боезапасом в 12 торпед, а также два артиллерийских орудия (калибров 100 и 45 мм). Экипаж подводного корабля составлял 46 человек.



Осенью 1942 года в целях укрепления боевого состава подводных сил Северного флота шесть подводных лодок, в том числе и С-56 (под командованием капитан-лейтенанта Г.И. Щедрина), направились с Дальнего Востока в Полярный. К месту назначения они прибыли в марте 1943 года, пройдя 17,5 тысяч миль через три океана и десять морей, столкнувшись с атакой вражеских подводных лодок и минной опасностью. Подводные корабли сразу же начали действия на вражеских коммуникациях вдоль Скандинавского полуострова.
Всего С-56 участвовала в восьми боевых походах, на ее боевом счету числится десять потопленных и четыре поврежденных корабля и транспорта. 31 марта 1944 года за проявленные в боях отвагу, стойкость, мужество, дисциплину и организованность личного состава подводная лодка С-56 была награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года экипаж был преобразован в гвардейский. Весь экипаж был награжден орденами, а Г.И. Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза.



В 1951 году лодка вернулась на Тихий океан по Северному морскому пути, а четырьмя годами спустя была выведена из боевого состава флота: ее переоборудовали в учебно-тренировочную станцию. В 1975 году С-56 вновь подняла боевой флаг, став мемориалом.
Теперь посетители входят в ее кормовые отсеки, где развернута экспозиция «Развитие подводных сил нашей Родины на Тихом океане», и через люк попадают в центральный пост и носовые отсеки, где все восстановлено так, как было во время войны.
Во время проведения фотосессии один из стоявших в карауле матросов предлагал экскурсию внутрь лодки, несмотря на неурочное время. После моего отказа (банально было мало времени и очень хотелось спать), он находчиво предложил еще и экскурсию на «Красный вымпел». Однако в тот вечер заработать ему так и не удалось… :)



Очевидно, эта часовня тоже является частью мемориального комплекса на Корабельной набережной.



Вид с обзорной площадки на мысе Голдобина (юго-западная точка Чуркина) на торговый порт (на переднем плане) и полуостров Шкота, расположенный через узкий вход в бухту.



Здесь же расположен еще один морской памятник, на этот раз гражданский. Это сейнер МРС-80, служивший в дальневосточном промысловом флоте. В течение многих лет такой тип судов, один из первенцев отечественного рыболовного судостроения, использовался для прибрежного лова рыбы. Водоизмещение сейнера составляет 56 тонн, длина - 18,78 м, осадка - 2 м, скорость - 8 узлов, автономность - 5 суток, район плавания - до 20 миль от защищенного порта, экипаж - 8 человек.
Сейчас МРС-80 помещен на овальной площадке, вымощенной бетонными плитами, рядом начертано «В честь трудового героизма и доблести рыбаков Приморья». Расположенный на высоком холме у входа близ входа в бухту Золотой рог, он будто встречает и приветствует моряков, возвращающихся в свой порт, и провожает уходящих в море.
К сожалению, этот памятник не освещается, мне удалось вытащить его из темноты только чудовищной выдержкой затвора. Но зато на фотографии видны звезды! Кстати, эта видовая площадка на мысе Голдобина является весьма популярным у горожан местом: несмотря на довольно поздний час, она вся была уставлена машинами. Правда, снаружи людей почему-то было мало, почти все сидели в салонах своих автомобилей. :)



Еще один обзорный снимок в сторону бухты Золотой рог, на этот раз с севера, откуда-то из района сопки Буссе.



И опять популярная обзорная площадка близ верхнего корпуса ДВГТУ. Слева видна символическая часовня памятника Св. Кириллу и Мефодию, уже фигурировавшая в первом моем альбоме по Владивостоку.



Почти с этого же ракурса я фотографировал город в утренние часы, что опять-таки отражено в вышеупомянутом альбоме. Слева как раз виден Чуркин (мыс Голдобина, если смотреть с этой точки, скрыт полуостровом), а справа сияет огнями центр Владивостока.



Ворота близ въезда на обзорную площадку у ДВГТУ украшает очень лирическая надпись. :) Впрочем, говорят, этим письменам уже немало лет.

Владивосток, Дальний Восток, история

Previous post Next post
Up