Англия. Морской курорт Брайтон

Aug 27, 2006 17:00

Брайтон (Brighton) - это курортный городок в графстве Сассекс (Sussex), расположенный недалеко от Лондона - всего в часе езды на поезде, на берегу Английского пролива, за пределами Британии известного как Ла-Манш. На выходные дни он неизменно привлекает множество людей как из столицы, так и из многочисленных городков южной Англии.



Привокзальная площадь буквально заполнена велосипедами, что в общем-то нехарактерно для английских городов. По крайней мере такого количества велосипедистов, как в Скандинавии, Японии или Китае, тут нет и в помине. Скорее всего, брайтонский велосипедный феномен связан именно с курортным статусом городка.
Вокзал в Брайтоне не очень большой, но уютный. Правда, по приезду меня поразила сцена, красноречиво свидетельствующая о методике воспитания английских детей. У ног весьма приличного вида супружеской пары прямо по полу зала, выходящего на платформы, каталась опять же прилично одетая девочка лет так десяти. Судя по всему, это была их дочь. При этом на катание колбаской пусть даже по очень чистому для столь людного места полу родители совершенно не обращали внимания. Пусть дитя тешится, раз так хочет!.. Воистину торжество демократии! :)
С наглядным свидетельством плодов подобного подхода к воспитательному процессу я сталкивался в Великобритании неоднократно, но обо всем будет рассказано в свое время и в соответствующих альбомах.




На площади перед вокзалом любителям псевдоазиатской экзотики предлагает свои услуги водитель классического тук-тука - мотороллера с кабиной, подвизавшегося на ниве такси. На носу этой гордой машины прямо так и написано - «Tuc-tuc». При этом стоимость короткой поездки до берега моря - буквально четыре минуты - составляет, если мне не изменяет память, фунта три с половиной (около 180 рублей), что в три с лишним раза дороже, чем проезд на городском автобусе.



Кстати, общественный транспорт в Брайтоне заметно дешевле, чем в Лондоне, зато цены в кафе и отелях почти на том же уровне: модный курорт все-таки…



Одна из главных улиц города называется Queen Street. Она соединяет вокзал с набережной, вдоль которой растянулся известный пляж Брайтон-Бич (Brighton Beach).
В погожий для сентября выходной день поезда из Лондона прибывали один за другим практически непрерывно, и тротуары Queen Street с трудом вмещали густую толпу, жаждущую свежего морского воздуха и солнца пляжа.



Чтобы избежать стадной участи, я свернул на боковую улочку, решив продолжить путь к морю в стороне от многолюдной магистрали.



Весьма чистый переулочек, если учесть, что здания обращены сюда исключительно служебными и черными входами. Правда, не стоит по этой фотографии делать вывод, что Англия везде выглядит как на лубочной картинке. Впрочем, города туманного Альбиона в любом случае гораздо чище российских.



Тихая улочка вывела на более широкую, всю проезжую часть которой занимают кафе. Мне показалось, что эта улица становится пешеходной или по выходным, или в светлое время суток во время курортного сезона. В пользу того, что автомобили по ней все же ездят, свидетельствует тот факт, что мощенные плиткой тротуары и асфальтированная проезжая часть тут четко разделены.
Смирившись с тем, что все ведущие к набережной улочки в этой части Брайтона переполнены людьми, я стал протискиваться между многочисленными столиками по направлению к морю.



Очень заинтриговавшая меня вывеска, давшая обильную пищу фантазии. Думаю, эта надпись всего-навсего подразумевает, что здесь не продается обувь из натуральной кожи.



Погода была что называется неверной. Пронизанную солнцем голубизну неба часто сменяли весьма угрожающего вида плотные мрачные тучи. Когда это происходило, сразу становилось весьма прохладно, а порой и откровенно холодно. К счастью, сильный ветер, слабо ощущаемый на тесных улочках города, быстро разрывал грозящие дождем тучи, а их обрывки стремительно утаскивал в сторону моря.



Относительно часто встречающееся транспортное средство для пожилых людей и инвалидов. Этот компактный электомобильчик (так и тянет назвать его электростульчиком :)), питающийся от аккумуляторов, рассчитан на довольно короткие поездки (кажется, что-то около 4-6 километров). При этом и движется он со скоростью среднего пешехода. Впрочем, батареи подзаряжаются буквально от любой розетки. По своим правам водители этого электромобиля приравнены к пешеходам: ездят по тротуарам, пересекают улицы только на переходах, зато могут кататься и по крупным магазинам. Думаю, для людей с ограниченными физическими возможностями или просто для тех, кто быстро устает и не может носить тяжести, - это очень удобно. Стоит такое чудо около тысячи фунтов, то есть чуть больше 50 тысяч рублей, что довольно-таки недорого, особенно по меркам Великобритании.



Надо сказать, что Брайтон не может похвастаться древностью истории. До середины XVIII столетия на этом месте находилась крошечная рыбацкая деревушка Брайтельмстон. Однако в 1750 году лондонский врач Ричард Расселл «открыл» потрясающий терапевтический эффект морского воздуха в окрестностях Брайтона. Какой такой особенностью обладает воздух именно в этом месте, а не, например, в десятке километрах восточнее или западнее, неизвестно. Однако «открытие» врача было с энтузиазмом воспринято высшим обществом Британии, и ничем не примечательное местечко, как по мановению волшебной палочки, стало превращаться в модный курорт.



В немалой степени город обязан своим чудесным превращением принцу-регенту, заслужившему прозвище принца Удовольствий и впоследствии правившему Британией под именем Георга IV. Он способствовал популярности отдыха в этой части северного побережья Ла-Манша. Сам принц-регент регулярно отдыхал тут с 1783 года, а в начале XIX века по его заказу в Брайтоне началось строительство Королевского павильона - по сути своей дворца. Завершилось это строительство к 1823 году. На снимке видно здание, входящее в состав дворцового комплекса, выполняющее также роль северных ворот небольшого парка, окружающего павильон. 
По темноте своей и ориентируясь на небольшую фотографию в путеводителе, я даже сначала принял его за сам дворец.



Аллея парка. Справа виднеется внутренняя часть здания, приведенного на предыдущей фотографии.





Крыши Королевского павильона. Как и упомянутое выше здание, дворец построен в так называемом индийском стиле.



Павильон, конечно, очарователен, но ужасно безвкусен: какое-то нагромождение куполов-луковиц, минаретов… Английский публицист Уильям Коббет (William Cobbett) в свое время емко описал этот дворец буквально в трех словах: «репки и луковицы тюльпанов». Однако легкомысленной и беззаботной публике Королевский павильон, видимо, пришелся по вкусу, раз она с удовольствием отдыхала в этих местах.



Судя по путеводителю, внутренние покои оформлены уже не в индийском, а в китайском стиле. Однако любоваться роскошью интерьеров я не стал, несмотря на бытующее мнение, будто нельзя побывать в Брайтоне и не зайти в Королевский павильон.



Южные ворота парка: уже ощущается запах моря.





Узкие и романтичные пешеходные улочки приморской части города называются Лейнами. Здесь сосредоточено много антикварных, книжных и сувенирных магазинов.



Очередной обход людных улиц…



…и вновь оживленная городская магистраль, прилегающая к главной площади Брайтона.



В центре ее расположен живописный фонтан, окруженный еще более живописными клумбами.



Судя по одежде, это не бомж, а просто товарищ без лишних комплексов, решивший поспать немного на довольно-таки лысом вытоптанном газоне.



А это явно разморило папашу, выгуливающего свое малолетнее потомство. Видела бы эту сцену его супруга!.. :)



И опять-таки на бомжа непохоже. Возможно, просто экономный турист.



За всеми спящими с фонтана зорко наблюдает чайка. :)



Вокруг раскиданы уютные уличные кафе.



Легкомоторый самолет жужжащей осой таскает в небе рекламу проходящего в Брайтоне фестиваля песчаной скульптуры. Я так понимаю, что этот «крупнейший в мире» фестиваль проводится каждую осень.



Забавный микроавтобус. Водитель почему-то очень не хотел, чтобы я фотографировал его «Росинанта».



Вот и долгожданная набережная!



Увенчанный башенкой с часами вход на знаменитый Дворцовый пирс, построенный в 1899 году.



Планировка прилегающих к набережной кварталов в виде террас сложилась еще в начале XIX века, хотя большинство домов относится к гораздо более современному периоду.



Несмотря на зрительную свободу, с которой шезлонги щедрой рукой расставлены на песчаной полоске пляжа, они вовсе не являются бесплатными. Уже на спуске к пляжу размещены плакатики, призывающие платить за аренду шезлонгов по полтора фунта за день (около 76 рублей). Скажу откровенно, мне было лень искать кассу, и я беззаконно плюхнулся на приглянувшийся шезлонг. Однако система на этом пляже была продумана гораздо лучше, чем я ожидал. Спустя примерно десять минут ко мне подошел молодой человек с мобильным кассовым аппаратом и предложил оплатить аренду, что я с удовольствием и сделал, ведь занимать шезлонг на законных правах психологически гораздо приятнее, чем на птичьих. Кстати, я потом заметил, что кассир мудро давал десять минут всем посетителям пляжа, предпочитавшими сидеть цивилизованным образом, а не на песочке и камнях. К хорошему, как известно, быстро привыкаешь!.. :) И еще я поразился потрясающей зрительной памяти служителя, ведь обычно больше пары часов на пляже мало кто задерживается, зато отдыхающие периодически отлучаются к киоскам и к кромке воды. Соответственно нужно помнить всех, кто платил, а кто - только пришел на пляж. При этом я не видел, чтобы кассир хоть у кого-то проверял чеки.



Все-таки англичане - народ очень хладостойкий. Мне порой было прохладно в ветровке, а многие тут расхаживали, будто это был не конец августа в Северной Европе, а жаркий июльский денек где-нибудь в Средиземноморье!



Дворцовый пирс украшают крупные объявления, сообщающие, что там шезлонги предоставляют бесплатно, а за вход на пирс тоже денег не берут. Понятно, что пирс зарабатывает за счет размещенных на нем аттракционов, кафе и т.д. Однако я туда не пошел: слишком уж там много было народу (вот она - оборотная сторона халявы!), да и сидеть на берегу приятнее, чем на досках.



Дальняя часть пирса отдана под карусели, американские горки и прочие развлечения.



Самое интересное, что в этот день в Брайтоне я первый раз в жизни оценил удовольствие от бездумного ничегонеделания на пляже. Я просидел в шезлонге, глядя на море, больше двух часов!



Неподалеку расположилась группа «афробританцев». Они за шезлонги платить не стали, а сразу же разбили настоящий лагерь из подручных средств.



Еще одно бесплатное развлечение. :)



Я заметил, что в Англии флаг с крестом св. Георга (красный крест на белом фоне) более популярен, чем традиционный британский сине-красный стяг. Впрочем, первый флаг - это символ именно Англии, а второй - всего объединенного королевства, включающего в себя еще и Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию.



Смельчаки, храбро полезшие в холодные волны, меня просто шокировали.





«Белеет парус одинокий…» 
Эх, где-то там, за горизонтом, совсем недалеко, лежит столь милая моему сердцу Нормандия…



Лихачи на скутерах порой проносились на зрительно опасном расстоянии друг от друга.



Однако день уже клонился к вечеру, и пора было возвращаться в Лондон, чтобы опередить толпы приехавших сюда на один денек и не толкаться в переполненном вагоне.



Памятник некому сэру Джону Корди, рыцарю Барроусу (sir John Cordy Burrows Knt), трижды избиравшемуся на пост мэра Брайтона.



Queen Street недалеко от набережной.





Несмотря на не слишком молодой вид эта капелла Святой Троицы - почти новодел. Она была построена в 1847-1853 годах.





Вот и опять вокзал. Прогулка по Брайтону закончилась.

Великобритания, история, Англия

Previous post Next post
Up