Существует в английском языке слово a commuter, означающее жителя пригорода, работающего в городе и ежедневно совершающего протяженные поездки из дома на работу и обратно. Есть даже глагол to commute, отражающий эти перемещения. Указанные слова как нельзя более актуальны для многих обитателей Большого Лондона, подобно сонмам трудолюбивых муравьев каждое утро отправляющихся в свои офисы в Сити или в другие районы «настоящего маленького» Лондона, чтобы вечером разъезжаться обратно: на пригородных поездах, автобусах, реже - личным автотранспортом.
Примерно в этом же режиме изучал британскую столицу и ваш покорный слуга, разве что часам пик я в большинстве случаев предпочитал время, менее популярное у железнодорожных пассажиров. Купив на станции
Южного Кройдона дневной проездной, уже через три четверти часа я оказывался на вокзалах Виктории или Лондонского моста, откуда и начинал свои долгие прогулки по городу.
По крайней мере первые дни поездка на поезде сама по себе была приключением, открывая интересные виды через широкие чистые окна вагона. Вот, примеру, знакомая многим по обложке одного из альбомов группы Pink Floyd бывшая тепловая электростанция Баттерси (Battersea Power Station). Примечательна она уже хотя бы тем, что относится к числу крупнейших кирпичных зданий и являлась самой большой ТЭС Европы. Строительство ее велось в 1929-1955 гг., причем пуск первой секции состоялся в годы Второй мировой войны. Архитектором ее является сэр Джайл Гилберт Скотт (sir Giles Gilbert Scott), создатель моста Ватерлоо, здания другой известной лондонской ТЭС - Бэнксайд (Bankside Power Station), где ныне размещается галерея Тэйт Модерн, а также дизайна знаменитой британской красной телефонной будки. В свое время Баттерси производила пятую часть всей электроэнергии, потребляемой Лондоном. Из эксплуатации станцию вывели в 1983 году, и с тех пор здание, вошедшее в список британского культурного наследия, постоянно меняет своих хозяев.
Вдали на берегу Темзы привлекает внимание своими футуристическими очертаниями жилой комплекс Сент-Джордж Уорф (St. George Wharf). Архитектурное решение подчеркнуто современное, однако, на мой взгляд, вполне симпатичное. Лично у меня даже возникли ассоциации с застройкой
бухты Федорова во Владивостоке. Если ничего не путаю, комплекс стоит на месте бывших корабельных верфей.
Я читал, что рядом предполагалось возвести 49-этажную башню высотой 181 метр, автоматически ставшую бы самым высоким жилым домом Великобритании. Однако за строительство до сих пор так и не принимались, скорее всего, из-за финансового кризиса. Думаю, это не так уж и плохо - у Лондона был реальный шанс получить собственный «газоскреб» вроде печально известного питерского Охта-центра (которому я также искреннее желаю остаться только на бумаге).
Поезд идет уже по самому сердцу британской столицы. К железнодорожным путям часто примыкает мрачная промышленная застройка, по облику которой даже трудно определить, относится ли она к XIX столетию или уже к первой половине XX-го. Бело-желтые электрички обслуживают юго-восточное направление Большого Лондона и близлежащих городов: благо, что на юг, что на восток до моря практически рукой подать.
Впереди возвышается великолепный образчик раннего английского модернизма - здание авиакомпании «Имперские авиалинии» (Imperial Airways), построенное в 1939 году по проекту архитектора Альберта Лейкмана (Albert Lakeman). До конечного пункта железнодорожного этапа прогулки остались считанные минуты.
Вот уже и громадное пространство под крышей вокзала Виктории (Victoria Station), названного, разумеется, в честь королевы, чье правление было не только самым длинным в истории страны, но и называется золотым веком Британии. Жаль, я почему-то не догадался сфотографировать здание снаружи. Тем не менее замечу, что первый вокзал здесь был открыт в 1862 году, однако существующий построили 48 годами спустя. Свой современный внутренний облик вокзал принял и того позднее - только в 1980 году.
Выйдя из здания вокзала, я направился вдоль Виктория-стрит (Victoria street) по направлению к Парламентской площади (Parliament square). Эклектика британской столицы обрушилась на меня немедля: пестрые толпы пешеходов, смешение архитектурных стилей, старомодные кэбы, красные «даблдекеры» и сверкающие подчеркнуто современные автомобили.
В центре кадра на фоне серой башни из стекла и бетона можно видеть здание театра Виктория-палас (Victoria Palace Theatre), построенного в 1911 году по проекту Фрэнка Мэтчама (Frank Matcham). К слову, театральные подмостки традиционно находились на этом месте и вовсе с 1832 года.
Упомянутые выше старомодные кэбы-такси: машины представительные, очень просторные, но нередко лишенные банального кондиционера.
Поскольку въезд в центр Лондона на автомобиле стоит приличных денег, а пробки все равно встречаются, многие лондонцы предпочитают общественный транспорт и велосипеды. Впрочем, как мне показалось, в британской столице поклонников этих двухколесных средств передвижения значительно меньше в процентном соотношении, чем в том же
Хельсинки.
Вестминстерский собор (Westminster Cathedral) - главный католический храм Англии и Уэльса. Его неовизантийская архитектура удивляет даже среди обычной лондонской стилистической мешанины. Построен собор был в 1895-1903 годах по проекту Джона Фрэнсиса Бентли (John Francis Bentley), года не дожившего до окончания работ. Он стал первым католическим храмом, построенным в Британии после Реформации XVI столетия. Высота величественной колокольни-кампанилы составляет 110 метров.
Вообще любопытно, почему для католического собора был выбран именно византийский стиль, более уместный для православия. Между тем Бентли был признанным мастером и неоготики.
Кстати, в крипте Вестминстерского собора погребен А.К. Бенкендорф - последний посол Российской империи в империи Британской.
Эти дома наверняка весьма молоды, однако построены в приятном стиле, на мой взгляд, совсем не дисгармонирующем с духом древнего города.
Зато такие стеклянные кубические монстры кажутся уже куда менее подходящими решениями для застройки исторического центра. По-своему они неплохи, однако им самое место разве что в молодых районах.
Хорошая иллюстрация образа современного Лондона - над историей довлеют безликие современные башни. Впрочем, этой же проторенной дорожкой давно уже шествует Москва, туда же пытаются загнать и Петербург. Между тем опыт, скажем, Парижа наглядно доказывает, что развитие города может вполне органично сочетаться с трепетным отношением к историческому наследию.
К слову, в старом здании в центре кадра находится ресторан «Альберт». Уж и не знаю, чем он знаменит, однако облик имеет очень даже интересный.
Вдаль уходит самый настоящий Бродвей (Broadway). Серое громадное здание вдалеке, как мне подсказали, занимает офис
лондонского метрополнитена (London Underground).
Но мой путь по-прежнему пролегает по улице Виктории. Впереди уже виднеется огромное колесо обозрения «Лондонский глаз» (London Eye), о котором я подробно рассказывал в
соответствующем альбоме. По левую руку тянется огражденное бетонными блоками здание Нового Скотланд Ярда (New Scotland Yard).
Вот уже и примыкающая к набережной Темзы восточная часть Вестминстра, где сосредоточены, пожалуй, одни из самых известных символов британской столицы - Вестминстерское аббатство и Парламент (Вестминстерский дворец).
Здесь же в центре кадра виднеется здание бывшей Миддлсекской ратуши (Middlesex Guildhall). Оно было построено в 1906-1913 годах для заседаний совета графства Миддлсекс. Почему-то место для этого было выбрано за пределами собственно графства. Впрочем, сейчас древний Миддлсекс входит в состав Большого Лондона, а в его ратуше заседает Верховный суд Великобритании (Supreme Court of the United Kingdom).
Здание выстроено по проекту Джеймса Глена Гибсона (James Glen Gibson) во всем великолепии неоготики. Меня так пленили пинакли, что я на несколько минут остановился полюбоваться тонкой резьбой по камню.
В этой части Вестминстра можно найти ракурсы, где виды старых или выполненных под старину строений не разбавляют башни из стекла и металла. Здесь, впрочем, мое внимание привлек также японский джип - будто весточка с далекой родины. :)
Мне показалось, что для улиц Лондона не слишком типичны огромные джипы с мощными двигателями - в Европе это вообще весьма недешевое удовольствие, в первую очередь, в эксплуатации. Как, впрочем, сейчас и в России.
Интенсивность воздушного движения в небе над британской столицей достаточно высока: это и самолеты, следующие в городской аэропорт (London City Airport) и Хитроу, и множество вертолетов, включая полицейские и частные.
На площади перед Вестминстерским аббатством стоит величественное неоготическое здание. Если ничего не путаю, принадлежит оно комплексу Вестминстерской школы (Westminster School), основанной еще в 1179 году понтификом Александром III (тем самым, что заложил первый камень в основание
собора Парижской Богоматери).
Напротив можно видеть колонну-монумент, поставленную в память выпускников школы, погибших во время Крымской войны (1853-1856) с Россией.
Ну а это, конечно, самый узнаваемый западный фасад Вестминстерского аббатства. Причем здесь речь идет уже о самой настоящей готике без приставки «нео», ведь строительство сооружения началось еще в 1245 году, правда, заняло оно пять столетий.
Строго говоря, правильнее называть этот храм не аббатством, а соборной церковью Св. Петра в Вестминстре (The Collegiate Church of St. Peter at Westminster). Между тем аббатство появилось здесь еще в начале VII века, а первый каменный собор был построен в середине XI столетия стараниями Эдуарда Исповедника (Edward the Confessor) (р. 1003-1066, прав. 1003-1066) и освящен в 1066 году.
Первый монархом, коронованным в станах аббатства, стал последний англосаксонский король Гарольд II Годвинсон (Harold II) (р. ~1022-1066), павший в исторической битве при Гастингсе. Причем победитель его - Вильгельм Завоеватель (William I the Conqurer) (р. 1027 - 1087) - был коронован тут же в том же году.
Вообще в Вестминстерском аббатстве короновалась большая часть правителей страны, и многие из них похоронены здесь же. Неудивительно, что церковь почитается британцами как святилище нации.
Вообще-то аббатство заслуживает отдельного подробного рассказа, но так как побывать в нем я так и не удосужился, этим пока и ограничусь.
Рядом с Вестминстерским аббатством стоит другая жемчужина средневековой готики - церковь Св. Маргариты (St. Maragaret’s Church). Первый храм, посвященный Маргарите Антиохийской, появился на этом месте еще в XII веке, однако существующее здание было построено значительно позже - в 1486-1523 годах. В 1730-е годы оно пережило реконструкцию, в частности, перестроили башню, а стены облицевали свчетлым портлендским известняком. В XIX веке к церкви пристроили притворы.
Стены украшают мифические существа.
В церкви Св. Маргариты традиционно венчались многие аристократы, в частности сэр Уинстон Черчилль.
Ну, вот я и дошел по Парламентской площади. В
следующей части прогулки направлюсь сначала к Вестминстерскому дворцу, а оттуда вдоль Уайтхолла к Трафальгарской площади.