Велосипедное путешествие по Грузии (апрель-май 2017). День пятый

Jun 12, 2017 21:40

Велосипедное путешествие по Грузии (апрель-май 2017). День четвёртый. Часть вторая

30 апреля, воскресенье

Всю ночь шёл дождь, но утро было солнечное, палатка высохла моментально. Традиционный подъём в шесть. Пошёл набрать воды в канале, чтобы приготовить завтрак. Она попахивала, хотя ещё вечером была нормальная. По всей видимости, из-за дождя, в воду, стекающую с гор попал навоз. Но другой воды не было, а кафе утром закрыто, свадьба уехала. Хорошенько прокипятив воду, всё таки приготовили на ней завтрак, и, вроде, ничего, покушали, попили чай, кофе, не отравились.

Часам к восьми вышли на дорогу и поехали в Сагареджо.

Начались приличные "качели" - дорога шла то вниз, то вверх, огибая склоны Гомборского хребта. Глядя на такой рельеф, решили, что правильно, не стали упираться минувшим вечером, всё равно бы не доехали до Сагареджо.

Между Сартичалой и Патардзеули, справой стороны от дороги в степи увидели неработающие нефтяный качалки.

Сартичальское нефтяное месторождение - единственное в Грузии крупное нефтяное месторождение. Его недолгая история - фактически и представляет собой историю грузинской нефтяной промышленности. Сейчас оно на грани исчезновения, хотя существуют проекты его возрождения.

В советское время в Грузии было найдено примерно 16 нефтяных месторождений, и все они уже на грани истощения. Предполагается, что можно найти ещё 40, но это требует инвестиций. Из сущетвующих скважин можно добывать 100-200 тысяч тонн, но для этого тоже нужны инвестиции.

Чуть дальше, ближе к Патардзеули, есть и работающие качалки. Некоторые из них огорожены заборами.

Проехали село Патардзеули. В этом селе находится один из новейших винных заводов Кахетии «KTW» (Кахетинское традиционное виноделие).

Село Патардзеули

Спустя двенадцать километров въехали в город Сагареджо. Его, конечно, с трудом можно назвать городом, в нашем представлении, скорее большой посёлок.

Сагареджо явлется центром одноимённого муниципалитета.

Сагареджийский район имеет много посевных площадей, однако сложилось так, что здесь почти нет воды. В прошлом это была почти пустыня, и только в ХХ веке удалось кое-что оросить. И всё равно сельское хозяйство здесь развивается хило.

С исторической точки зрения этот район - своего рода нейтральная полоса. Когда-то сразу на запад (за Иори) находилась местность Кухети, на север - Кахети, а воточная половина района относилась к государству Эрети. Почти всегда это был коридор, по которому персы или дагестанцы ходили войной на Грузию - или вверх по Иори или вдоль Гомборского хребта. Неудивительно, что здесь мало что сохранилось из построек.

Сагареджо - город с населением 12 000 человек. Трасса идёт через город 2,5 километра, но сам город вытянут на север от неё.

Базилика в Сагареджо

Собственно, в Сагареджо мы ехали ради, обозначенной на карте, крепости. Ехали по навигатору, постепенно поднимаясь всё выше в гору. Город находится на склоне хребта терассами.

Сагареджо

Достигли точки, которая в навигаторе обозначена крепостью. Но кроме старинной полуразрушенной башни в этом месте ничего не обнаружили. Вот это промах!

Внутри башни

По всей видимости, башня используется местными, как большая урна.

Расстраиваться, естественно не стали. Это тоже интересно. Но вот возвращаться к дороге ведущей через Гомборский перевал в Телави не стали. С этого момента наш маршрут стал полнейшей импровизацией. Решили ехать дальше по Кахетинской трассе в Сигнахи.

Улочки Сагареджо

Осмотрев башню, начали спускаться к трассе, проходящей через центр города. Прошли мимо Сагареджийского храма.

Марат пошёл смотреть местную церковь, пообщался с местными дедульками. Мы с Тимой и Катей пошли дальше.

По улочке к нам на встречу вышел мужчина, поздаровался и задал традиционный для Грузии вопрос, - Вы в чём-нибудь нуждаетесь? - Мы ответили, - Да вот, в Грузии уже несколько дней и ни разу не пробовали вина. - Он, - Вы хотите только попробовать? Идёмте, у меня попробуете.

Мы с Тимой переглянулись, Катя ещё была сзади. Подошли к калитке дома. Пока шли к дому познакомились. Мужчину представился Георгием. Тим остался у калитки с велосипедами, а я прошёл в дом. Я чуть не потерял дар речи, когда пройдя за Георгием по дому и зайдя в большую комнату, увидел накрытый стол. Георгий сказал, - Проходите, сейчас будем кушать и пить вино.

Вот одна из причин побывать в Грузии. Это безграничное гостеприимство.

Когда мы ехали в Грузию, ребятам говорил, о своей мечте побывать в гостях в грузинском доме, посидеть за столом, побеседовать по дружески, попить домашнего вина, послушать тосты, попробавать традиционную кухню.

Я сбегал за ребятами и рассказал, что нас пригласили в гости. Оставили велосипеды возле дома и пошли к столу.

В гостях у Георгия гостила жена брата с детишками, они только собирались сесть за стол, но каким то чудесным образом рядом оказались мы - редкие для этих мест велотуристы из России.

Всё было чудесно. Люди оказались замечательные. Нас угощали домашними хинкали, кукурузными лепёшками мчади, тушёной печенью, всевозможной зеленью, ну и, конечно, домашним вином. Но главное - это общение. Разговаривали о многом, обо всём. Георгий по-русски говорил с трудом, многие слова забыл. Его жена, хлопотавшая на кухне, по-русски не разговаривала и не понимала вообще, только мило улыбалась. В основном общались с самим хозяином и женой его брата.

Так как, мои ребята ещё те выпивохи - вина пили по чуть-чуть, то пришлось основной удар взял на себя. Признаюсь, вино я люблю. Пили в основном чёрное вино, хотя, как сказал Георгий, с ним нужно быть осторожным, много пить его нельзя. Обычно за столом пьют белое, его можно употребить много и без особых последствий.

Георгий на столько проникся нашей дружбой, что вручил нам в дорогу сделанный для своей матери крест из виноградной лозы с частицей древа Святой Нино из Мцхеты. Взял с нас обещание, что мы возьмём его с собой, объедем с ним Грузию и отвезём в Россию, а затем обязательно вернём обратно. Крест вберёт в себя всю силу и духовность наших братских народов.

Трудно сказать, сколько времени мы были в гостях. Часа четыре или пять.

После трёх кувшинов вина сознание меня неожиданно покинуло - не расчитал своих сил. Слава Богу, ребята были трезвые. Георгии сам был уже в кондиции, но не на столько.

Ехать после всего этого было практически невозможно, да вообще невозможно.

Попращались и расцеловались с нашим другом и его домочадцами, вышли на улицу. Всю тяжесть моего бездыханного тела принял на себя Тимофей. Молодец, не оставил папку в трудную минуту! Дотянул отца до ближайшей колонки, чтобы немного освежиться. Ну а дальше, как мне рассказали, я повёл ребят через мост, в сторону какой-то калитки, завёл в ничейный яблоневый сад, показал куда поставить палатку, лёг под дерево и отключился. Автопилот работал безотказно.

Спустя пару часов за мной пришла Катя и перетащила в палатку. Мы остались в Сагареджо.