Бирма, она же Мьянма. Часть третья, заключительная

Apr 21, 2009 21:37

Бирма, она же Мьянма. Часть первая
Бирма, она же Мьянма. Часть первая (продолжение)
Бирма, она же Мьянма. Часть вторая



И вновь дорога и жара, и наша четверка прыгает из одной машины в другую, продвигаясь на восток, в шанскую область Бирмы, где находится озеро Инле. Мы проезжаем городки, поселки и рисовые поля, которые, несмотр на то, что они больше похожи на пруды, пашутся обычным плугом.

Неожиданно нам везет - останавливается машина с образованным человеком, местным бизнесменом. Еще год назад в Центральной Америке мы почувствовали, как в странах с низким уровнем образования (к коим, в общем-то, Бирма тоже относится) через некоторое время путешествия начинает не хватать общения на сложные темы, порождающего пищу для ума. Тогда это ощущение пришло, когда, пересекая Гондурас, мы застопили машину с местным адвокатом...

Так и теперь, оказавшись рядом с человеком мыслящим и говорящим по-английски, мы жадно начали задавать вопросы о том, что не у кого было спросить. 

-- Сложно ли заниматься в Бирме предпринимательством?
-- Какова средняя заработная плата?
-- Есть ли дискриминация при приеме на работу?

По словам водителя, средняя зарплата в Бирме - около 300 долларов. Столько может заработать, например, водитель грузовика. Дискриминации по половому признаку вроде бы не наблюдается, все зависит от квалификации, однако по причине типичной для этой страны многодетности женщины часто вынуждены заниматься домашним хозяйством и при случае устраиваться на временную работу.

Сам водитель занимается бизнесом по сборке автомобилей. Интересно было узнать, что бирманский автопром сильно изолирован от мирового рынка - в страну практически не попадают готовые автомобили, все они привозятся по запчастям и собираются уже внутри.

-- Почему ти-шопы в любое время дня полны молодых и не очень бирманцев, которые, кажется, только там и живут?

Наш водитель посмеивается:  "Сам не люблю этих бездельников и раздолбаев!". И действительно, он очень отличается от них: немногословен, быстр, серьезен.

Когда мы приехали в его город, Маша попросила водителя написать на бумажке несколько "волшебных" слов на бирманском о том, что мы едем автостопом и хотим, чтобы нас подвезли. Это была отличная идея )) Отныне в дневное время мы просто показывали бумажку водителям и тем избавлялись от лишних вопросов.



Женщины зачастую не отстают от своих мужчин в поедании бетеля


Будда на колесах


Мы останавливаем очередной грузовик и забираемся в кузов. В нем несколько местных, сопровождающих заболевшую девушку. Мы общаемся с ними знаками и Маша дарит одной из женщин свою визитку. Ее реакция на подарок поразила - бирманка восприняла визитку словно дар Божий, разглядывала ее и прижимала к груди как огромную ценность. Мы тут же развили идею о том, что в недрах шанской культуры даже может вспыхнуть новая религия и может статься так, что если через пару лет  Квашонка вновь окажется в этих местах, ее приезд воспримут как пришествие мессии :))








Бирманские "танки", мало того, что грязи не боятся, но еще и имеют "открытую архитектуру" ))


Адский серпантин

Ближе к вечеру мы поймали пикап с грузом и тремя человеками в кабине, одним из которых был худощавый статный бирманский военный. Несмотря на то, что по-английски он говорил плохо, общение с ним доставляло большое удовольствие, настолько он был вежлив и сообразителен. Нам не составляло особого труда объяснить ему, что мы хотим доехать до конкретного места или желаем набрать в ти-шопе чая в пластиковую бутылку. Похоже, самых умных людей в Бирме берут именно на военную службу.

Настал вечер, стемнело. Дорога полезла в горы, стало прохладно и мы достали флисовую одежду. Трасса стала сильно петлять из стороны с сторону, превратившись в крутой серпантин. К тому же, она стала совершенно разбитой, без асфальта, с торчащими из нее, словно зубья расчески, камнями, из которых когда-то была сделана дорожная основа. Однако водитель несся изо всех сил, выжимая из машины (которая наверняка была казеной) все и обгоняя всех, кого он мог обогнать. Мы на пол-метра подскакивали на своих рюкзаках, изо всех сил держась за борта пикапа, чтоб хоть немного меньше трясло. Больше всего доставалось Эзео, как самой легкой из нас. Для нее эта дорога была словно ад кромешный.

Но нет, как говорится, худа без добра - зато мы ехали быстро :) Часа в три ночи куда-то наконец приехали и поставились в местечке, напоминающем песчаный карьер.





Пивные шашки


Утром путь продолжился. На дороге появился асфальт, но трафика было немного. Последние мили к озеру Инле преодолеваются буквально на всем, что едет.



Железная дорога проходит параллельно автомобильной. На Инле можно доехать и поездом, но видно, это такая жесть, что даже бирманский водитель признался, что сам никогда бы не поехал на этом поезде ))




Любителям транспорта


Забравшись в горы, мы въехали на территорию Шанской области. Здесь люди одеваются по-другому, нежели в центральной части страны. Шаны носят на голове платки, по особому завязанные на голове, а мужчины больше предпочитают штаны юбкам-лонджи.


Неожиданно выяснилось, что после езды по тряскому серпантину у Эзео отказал объектив - в нем не работал автофокус. Мне пришлось срочно ее спасать, поменявшись объективами. Все-таки для меня не так мучительно работать с ручным фокусом, и я делаю это побыстрее.

Деревенское средство передвижение - "дребздыкалка". Впереди тракторный движок, рессор телега не имеет в принципе, поэтому ехать на ней - ощущение исключительное, поверьте ))   


В городок нашего назначения Ньянгшве мы въехали верхом на ящиках с водой и Кока-Колой. На въезде в город нас все-таки заметили в кузове грузовика с нас взяли по три доллара туристического сбора - ну хорошо, не десять, как в Багане.

Первое, что мы увидели, было шумное красочное шествие с конями и паланкином, в котором несли девушку в красивом розовом наряде. Непонятно, что это было, буду благодарен, если среди френдос найдутся специалисты по Бирме, которые прольют на это свет.



Последние машины-костотрясы высосали из нас последние силы, а Эзео они вообще добили. Физически она чувствовала себя очень плохо, так что мы поспешили разведать, где тут можно поселиться и отдохнуть, а также договориться насчет экскурсии по озеру.

В итоге наших поисков мы обрели ночлег по $8 за комнату в гестхаусе Queen, стоящем прямо на реке, и заказали на весь следующий день катер за $17 на всех. Хозяйка гестхауса встретила нас свежим клубничным шейком и завела электрогенератор. Жизнь определенно налаживалась ))





Жизнь на озере

Рано утром прямо к берегу, на котором расположился наш гестхаус, подплыла заказанная лодка, длинная и узкая. В ней было четыре пассажирских места, расположенных гуськом одно за одним вдоль бортов, и место для лодочника в кормовой части, где находятся мотор и руль.

Вперед по водным просторам


"Наш Икар" ))


Программа экскурсии была обширной, рассчитанной на целый день. Мы должны были посетить деревни и ваты и ремесленные мастерские на сваях, плавучий рынок и сад, увидеть, как местные жители живут и работают на воде.

Наш лодочник раскачегарил мотор, вырулил на середину большой воды и разогнался до приличной скорости. Тут и там нам встречались бирманцы на узких длинных лодках, нагруженных то сеном, то водорослями, то какой-то землей. Местные ловко управлялись с ними одним веслом, стоя на самом носу.


Когда они рыбачат с лодки и тянут свои сети, то с поразительной ловкостью и искусством эквилибристики зажимают весло одной ногой и умудряются ей грести. Их силуэты смахивают при этом на одноногих пиратов Стивенсона ))


Далеко не везде озеро полноводно. Большую его площадь занимает заросшее мелководье. Поэтому лодки местных имеют такую конструкцию: они плоскодонные и длинные, чтобы легко пробираться через заросли водных растений.




Неожиданно к нам устремилось пара других лодок, так резко, что мне показалось, будто мы тут же столкнемся. Однако, акция была запланированной - в лодках оказались торговки сувенирами, который начали настойчиво предлагать украшения, энергично торгуясь.



Пере нами открылся целый плавучий рынок на лодках Мы медленно проплыли мимо них, еще пару минут отбиваясь от назойливых торговок, а потом они сами исчезли, так же неожиданно, как появились.



Прибрежные области отводятся под поля 


Серебряных дел мастера

Первым делом нас привезли в серебряную мастерскую. Производство здесь ведется традиционным способом - в тигелях с ручными воздушными мехами. Однако были там и усовершенствования, например, газовые горелки.

Хозяин мастерской похвастался долгой историей своего семейного бизнеса и специальным дизайном серебряной рыбки - украшения, который разработал то ли его дед, то ли отец.








Когда мы отчалили от мастерской, нас снова атаковала лодочница-торговка, впаривая тех же серебряных рыбок в пять раз дешевле. Фальшивых, конечно ))












Шанские платочки












Деревянные дома стоят в воде на длинных сваях. Если в доме закончится соль, хозяйке придется не идти, а плыть за ней к соседке












Текстильная мастерская

Затем мы приплыли к дому, где помещалась текстильная мастерская. Вся работа в ней делается вручную, спорыми руками мастериц за ручными ткацкими станками и прялками. Сырьем служат хлопок, шелк и ... цветки лотоса! Из них, оказывается, тоже можно добывать волокно.

Нить, добываемая из цветка лотоса. Из каждого стебля получается около 40 см нити. Трудно представить, сколько нужно переработать цветов, чтобы соткать хотя бы метр ткани. Изделия из лотоса, как и следовало ожидать - самые дорогие, стоят десятки долларов.












Далее мы сплавали в место, где по словам гида жили карены. Их женщины известны тем, что носят на шее золотые обручи, отчего шеи сильно вытягиваются. Увиденное, однако, не впечатлило. Перед нашими взорами предстали женщина и пара девочек с нормальными на вид шеями, которые, видимо, надели кольца чисто для туристов. Видно, настоящих каренов нужно искать на севере Таиланда.





Сигарная мастерская

Зато в сигарной мастерской мы получили истиное удовольствие, глядя, как ловко девушки-мастерицы управляются с рассыпчатым табаком. Табак насыпается в табачный лист, который сворачивается в трубку с помощью нехитрого приспособления. Край листа закрепляется рисовым отваром, а концы отрезаются большими ножницами, а потом заправляются.  На изготовление одной сигары-"черуты" уходит меньше минуты. В день каждая девушка успевает сделать около 500 сигар.

Нам дали закурить. Я из уважения несколько раз выпустил дым изо рта, хотя, признаться, ничего не понимаю в сигарах - гадость, да и только ))





Склад готовой продукции


Все в сад!

Потом наш гид-водитель объявил, что мы сейчас поедем в "сад".



"Сад", однако - это было громко сказано. Все, что мы увидели - это были широкие зеленые грядки, разделенные полосами воды, на которых ничего, кроме длинных сухих палок, не росло. Для каких сельхозкультур предназначались эти грядки, осталось для нас тайной.







Ват с прыгающими кошками

Заключительным номером нашей программы был монастырь, где обитают прыгающие кошки.

Нас привезли в просторный ват, устроенный так же на сваях на воде. Люди приплывали сюда помолиться, а кошки толпой ходили вокруг молящихся граждан и выпрашивали еду.



Потом пришел мальчик с кольцом в руках и началось представление. Мальчик поднимал кольцо, щелкал пальцами, и какая-нибудь из кошек резко прыгала и перелетала сквозь кольцо. Забавно, конечно, но честно говоря, перед питомцами нашего Куклачёва бирманские кошки просто отдыхают в сторонке )


Пора и честь знать

Настала пора отправляться в обратный путь. Оставалось полтора суток до самолета и около 700 километров по дорогам порой не самого лучшего качества.

Рябята уехали на несколько часов раньше, а наша пара вышла из городка уже после темноты. Адский серпантин в обратном направлении мы проехли в кабине груженого грузовика с двумя дальнобойщиками. Ехали медленно, осторожно спускаясь, всю ночь. Мы поразились, насколько бирманские водители похожи на наших русских дальнобоев :). Во всем, что они делали - как выскакивали посмотреть состояние шин и кузова, как закуривали сигареты,  покупали нам нехитрое угощение, и как вдумчиво молчали в темноту дороги - угадывались такие знакомые движения. Языкового барьера как будто не было. Видя, что мы клюем носом, сообразительные дальнобои привязали наши рюкзаки снаружи под кузовом и мы с удовольствием растянулись на спальнике.  Сначала я опасался, что мы можем потерять где-нибудь по-дороге рюкзаки, и выбегал проверять, но они держались крепко, и я спокойно уснул.

Весь следующий день мы стопили, и видели несколько картинок, достойных внимания, например, про купание детишек.





Еще один эпизод, который нас поразил, произошел по дороге возле какого-то недостроенного моста.

Мы выбрали позицию за мостом и тут же два бирманских парня, видно, охранявших его, заинтересовались, что мы тут делаем. Как обычно, мы пообщались на пальцах, мы дали понять что все с нами окей и мы бы хотели снова остаться с трассой втроем. Настойчивое фотографирование помогло избавиться от незнакомцев, но через пять минут рядом с нами притормозил мотороллер с военным человеком за рулем. Он владел английским.

-- Куда вы хотите ехать?
-- В Янгон.
-- Вот там автовокзал, автобус.
-- Нет, мы хотим на машинах.

И снова мы убедились, насколько понятливы тут военные. В отличие от подавляющего польшинства его соотечествеников ему вообще ничего не пришлось объяснять про автостоп

-- То есть вы хотите ехать на грузовике?  
-- Ага.

Секундное молчание.

-- Ок, но есть одна проблема - вы иностранцы. Вам очень трудно будет это делать.

Мы всеми словами и знаками начали убеждать его, что уже больше двух недель именно так и перемещаемся по его стране. И вот в этот момент появляется один из парней охранников и подходит к нам чуть ли не строевым шагом. Военный сказал ему пару фраз (наверное в духе, мол, тут ребята едут стопом, не майте им а лучше помогите), после чего чувак вдруг вытянулся как струнка, приставил руку к виску и рявкнул "Ес, сэр"!  При виде такого подобострастия по отношению к военному со стороны простого гражданского человека у нас отвисли челюсти, и одновременно мы почувствовали к парню какую-то неприязнь. Неужели степень уважения и даже страха перед военными людьми в Бирме настолько велика или все таки это был частный случай трусливого подхалимажа?

Военный на мотороллере уехал и мы простопили еще какое-то расстояние, пока не стемнело. Боясь опоздать на наш утренний самолет, мы решили прекратить автостоп и пересесть на автобус. Автовокзал представлял собой просто пару ларьков с мужичками, которые продавали билеты на автобусы двух разных контор. Это была бы не Бирма, если бы рядом с билетным столом не тусовался еще десяток бирманцев разных возрастов. Когда я покупал билеты, они все оживленно начали участвовать в этом процессе. К тому времени меня уже так утомило внимание местных, что я просто старался не замечать происходящего, но когда какой-то молодой бездельник, выучивший цифры по-английски, попытался сказать мне завышенную цену, я не выдержал и просто на него заорал. Надо отдать должное, более совестливый бирманец, стоящий рядом, поставил его на место.

Когда мы приехали в Янгон и добрались до аэропорта, надеясь хоть чуть-чуть поспать до самолета, нас ждал сюрприз. Оказывается, что аэропорт Янгона закрывается на ночь! Вот уж чего мы никак не могли предположить. Четыре часа утра, а зал вылета открывается в 6. Таксист, подвозивший нас до аропорта, показал нам неработающий в такой ранний час ти-шоп, где на улице стояли столи столы со стульями. Там мы и скоротали время.

В аэропорте мы встретились с друзьями. Их ночь тоже прошла интересно. Ткнувшись в закрытые двери аэропорта, они пошли ночевать в палатке на лужайку, но были обнаружены бдительными военными, которые, поняв, в чем проблема, поселили их в гестхаус для местных. Гестхаус, правда, по словам ребят, оказался клоповником, едва ли подходидящим для жизни.

Местные деньги все уже вышли, и позавтракали мы в аэропорту уже за доллары. Два доллара еда, доллар - чай. Мож ли представить себе завтрак за 100 рублей в Шереметьево или Домодедово )) ?

Ну вот и все, мы идем на посадку, а со стены аэропорта нас провожают нарисованные девушки работы неизвестного бирманского художника, который во время рисования размышлял не о композиции и красках, а скорее о выдающихся достоинствах своих соотечественниц ).



(c) djushes.livejournal.com

Инле, путешествия, автостоп, Бирма, Мьянма

Previous post Next post
Up