Часть 1 Сансара в индуизме
Освобождение от сансары путем достижение состояния мокши считается высшей духовной целью в индуизме, однако его традиции расходятся во мнениях относительно того, как достичь этого состояния.
В дуалистических индуистских традициях рекомендуется любящая преданность, в то время как в
недвойственных индуистских традициях рекомендуется медитация.
В индуизме сансара - это путешествие бессмертной души. Все сущее связано, циклично и состоит из двух вещей: души и тела или материи.
Как утверждают индуистские традиции, тело принимает душу за вечную реальность, нерушимую и блаженную.
В индуистской вере эта вечная душа, называемая Атманом, никогда не перевоплощается, не меняется и не может измениться.
Напротив, тело и личность постоянно изменяются, рождаются и умирают.
Текущая карма влияет на обстоятельства этой жизни, а также на будущие формы и сферы жизни.
Согласно индуистскому взгляду на жизнь, добрые намерения и действия (Дхарма) ведут к хорошему будущему, плохие намерения и действия (Адхарма) ведут к плохому будущему в этой или в будущих жизнях.
Цель духовных поисков, будь то путь
бхакти (преданность), карма (работа),
гьяна (знание) или
раджа (медитация) - самоосвобождение (мокша) от сансары.
Упанишады, часть священных писаний индуистских традиций, в первую очередь сосредоточены на самоосвобождении от сансары.
Бхагавад-гита обсуждает различные пути к освобождению.
Упанишады, как утверждает Гарольд Кауард, предлагают «очень оптимистичный взгляд на совершенствование человеческой природы», цель человеческих усилий в этих текстах - постоянное путешествие к самосовершенствованию и самопознанию, чтобы положить конец Сансаре.
Цель духовных поисков в традициях Упанишад - найти истинное Я внутри и познать свою душу, состояние, которое, по его мнению, ведет к блаженному состоянию свободы, мокше.
Различия в индуистских традициях
Все индуистские традиции и
даршаны разделяют концепцию сансары, однако они различаются в деталях и в том, как они описывают состояние освобождения от сансары.
Сансара рассматривается как цикл перерождений во временном мире постоянно меняющейся реальности или Майи (видимость, иллюзия).
Брахман или
сат (вечная истина, реальность) определяется как то, что никогда не меняется, а состояние мокша - как осознание Брахмана и свободы от Сансары.
Дуалистические религиозные традиции, такие как
Мадхвачарья индуистской традиции Двайта Веданты, отстаивают теистическую предпосылку, что индивидуальная человеческая душа и Брахман (Вишну, Кришна) - это две разные реальности: любовная преданность Вишну - это средство избавления от сансары, милость Вишну ведет к мокше, а духовное освобождение достижимо только в загробной жизни (
видехамукти, развоплощение).
Недуалистические традиции, такие как традиция индуизма
Адвайта Веданта Ади Шанкары, отстаивают монистическую предпосылку, утверждая, что индивидуальная человеческая душа и Брахман идентичны, и только невежество, импульсивность и инерция приводят к страданиям через Сансару, медитация и самопознание - это путь к освобождению, осознанию того, что душа тождественна Брахману - мокше, а духовное освобождение достижимо еще в этой жизни (
дживанмукта).
Сансара в джайнизме
Символическое изображение Самсары в храме Шри Махавирджи джайнизма
В
джайнизме доктрины сансары и кармы занимают центральное место в его теологических основах, о чем свидетельствует обширная литература по ней в основных сектах.
Джайнизм и их новаторские идеи о карме и сансаре с самых ранних времен джайнской традиции
Согласно
доктрине джайнов, вселенная и ее составляющие - душа, материя, пространство, время и принципы движения, существовали всегда.
Джайнизм не поддерживает веру в божество-создателя. Все составляющие и все действия подчиняются универсальным законам природы.
Джайны верят, что души живых существ (джива) существуют как реальность отдельно от тела, в котором они находятся.
Для души характерны четана (сознание) и упайога (знание и восприятие).
Хотя душа переживает рождение и смерть, она не разрушается и не создается.
Распад и перерождение относятся, соответственно, к исчезновению одного состояния души и появлению другого, причем оба эти состояния являются просто различными состояниями души.
Сансара в джайнизме представляет мирскую жизнь, характеризующуюся непрерывными перерождениями и страданиями в различных сферах существования.
Концептуальные рамки доктрины сансары различаются между традициями джайнизма и другими индийскими религиями.
В джайнских традициях, как и в индуистских, наличие души (дживы) принимается как истина, однако в буддийских традициях такая концепция не принимается.
Души начинают свое путешествие в изначальном состоянии и существуют в состоянии континуума сознания, которое постоянно развивается через сансару.
Некоторые души развиваются до более высокого состояния, а некоторые регрессируют вследствие движения, создаваемого кармой.
Кроме того, джайнские традиции говорят, что некоторые души (абхавья, неспособные) никогда не смогут достичь
мокши (освобождения).
Состояние души Абхавья наступает после умышленного и ужасающе злого поступка.
Джайнизм придерживается концепции индивидуальности, согласно которой каждая отдельная душа находится в цикле карма-сансара, в то время как
Адвайта,
школа Индуистской философии, не придерживающаяся стиля
недвойственности и отрицая единство индивидуальной души, считая, что преходящий мир - это иллюзорное проявление (
майя ) Брахмана, а истинное я,
атман, не отличается от
Брахмана.
В джайнизме в концепции сансары (цикла перерождений) существует начало и конец.
Джайнская теософия, как и древняя
адживика, в отличие от индуистской и буддийской теософии, утверждает, что каждая душа проходит через 8 400 000 ситуаций рождения в процессе вращения через Сансару.
Как утверждает
Падманабх Джайни, традиции джайнизма считают, что по мере того, как душа проходит цикл, она проходит через пять типов тел: земные тела, водные тела, огненные тела, воздушные тела и растительные жизни.
В процессе человеческой и нечеловеческой деятельности (дожди, сельское хозяйство, еда и даже дыхание), крохотные живые существа рождаются или умирают, а их души считаются постоянно меняющимися.
Возмущение, причинение вреда или убийство любой формы жизни, включая любого человека, считается в джайнизме грехом с негативными кармическими эффектами.
Согласно теории джайнов, некоторые души переходят в более высокое состояние, а некоторые регрессируют, движимые их кармой.
Освобожденная душа в джайнизме - тот, кто вышел за пределы сансары, находится на вершине, всеведущ, остается там вечно и известен как сиддха.
Считается, что мужчина находится ближе всего к вершине с потенциалом достижения освобождения, особенно посредством аскетизма.
Женщины же должны получить кармические заслуги, чтобы переродиться мужчинами, только тогда они смогут достичь духовного освобождения в джайнизме, особенно сильно это мнение в секте дигамбара джайнизма; однако эта точка зрения исторически обсуждалась в джайнизме, и разные секты джайнов выражали разные взгляды, в частности, секта Шветамбара, которая считает, что женщины тоже могут достичь освобождения от сансары.
Джайнизм, в отличие от буддийских текстов, в которых прямо не говорится или однозначно не осуждается причинение вреда или убийство растений и второстепенных форм жизни, считает плохой кармой причинять вред растениям и второстепенным формам жизни, так как это оказывает негативное влияние на сансару (карму) души.
Некоторые тексты буддизма и индуизма действительно предостерегают человека от нанесения вреда всем формам жизни, включая растения и семена.
Сансара в буддизме
Традиционная тибетская
тханка показывает
бхавачакру и шесть сфер Сансары в буддийской космологии.
Сансара в буддизме, утверждает Джефф Уилсон, представляет собой «обремененный страданиями цикл жизни, смерти и возрождения без начала и конца".
Бхавачакра, называемая колесом бытия, часто упоминается в буддийских текстах с термином
пунарбхава (перерождение, возрождение).
Освобождение от этого цикла существования, достижение Нирваны, является основой и наиболее важной целью буддизма.
В буддизме, как и в других индийских религиях, Сансара считается непостоянной.
Карма движет этой непостоянной сансарой в буддийской мысли, утверждает Пол Уильямс.
«До достижения просветления в каждом перерождении человек рождается и умирает, чтобы переродиться в другом месте в соответствии с полностью безличной причинной природой своей собственной кармы; этот бесконечный цикл рождение, возрождения и искупления и есть сансара".
Четыре благородные истины, принятые всеми буддийскими традициями, направлены на то, чтобы положить конец этому возрождению, связанному с сансарой и связанным с ним циклами страдания.
Подобно джайнизму, буддизм развил свои собственные Теории сансары, которые со временем развили механистические детали того, как колесо мирского существования работает в бесконечных циклах возрождения и новой смерти.
В ранних буддийских традициях космология сансары состояла из пяти сфер, через которые вращалось колесо существования.
Сюда входили ады (
нирая, самый нижний мир в буддийской космологии), голодные призраки (
преты, души умерших, бродящие по свету и не находящие себе покоя, также голодные духи), животные (
тирьяка-лока), люди (
манушья, несущие
нечто среднее между добром и злом) и боги (
дэвы, небесные, множество разнотипных существ, более сильных, долгоживущих и более удовлетворённых жизнью, чем люди).
В последних традициях этот список расширился до
списка из шести сфер возрождения, в который были добавлены полубоги (
асуры).
«Голодные призраки, райские и адские миры» соответственно определяют ритуальные, литературные и моральные сферы многих современных буддийских традиций.
Концепция сансары в буддизме предполагает, что эти шесть сфер взаимосвязаны, и каждый живет кругами после жизни (смерть - это просто состояние для загробной жизни) через эти миры из-за комбинации невежества, желаний, целенаправленной кармы или этических действий.
Нирвана обычно описывается как свобода от перерождения и единственная альтернатива страданиям сансары в буддизме, однако, как утверждает Стивен Коллинз, буддисты из страха перед смертью разработали более всеобъемлющую теорию возрождения, называемую амата, состояния, на котором освобождение разума (
читтавимутта) достигается через углубление мудрости и
медитативные практики (
сати,
самадхи) и которое считается синонимом нирваны.
В соответствии с главной философской предпосылкой буддизма, каждому новообращённому должен быть указан путь к амате.
Новичка надлежит отучить от его материалистических заблуждений, основанных на невежестве (
авидья) и привычки «отождествлять любую из форм или ощущений либо собственное тело с „Я“ с тем, чем „Я“ является по своей природе».
Сансара в сикхизме
Сикхизм включает в себя концепции сансары, иногда обозначаемой как сансара в сикхских текстах, кармы и цикличности времени и существования.
Сикхизм, основанный в 15 веке
Гуру Нанаком, имел выбор между циклической концепцией древнеиндийских религий и линейной концепцией ислама начала 7-го века, и он выбрал циклическую концепцию времени, основанную на состояниях Коула и Самбхи (темная и светлая сторона).
Однако, утверждает Арвинд-Пал Сингх Мандаир, есть важные отличия между концепцией сансары в сикхизме и концепцией сансары во многих традициях индуизма.
Разница в том, что сикхизм твердо верит в милость Бога как средство к спасению, а его заповеди поощряют
бхакти (участие, нежность, почтение, веру, любовь, преданность, поклонение, чистоту) Единого Господа для достижения состояния Мокша (мукти, спасения).
Сикхизм, как и три Древние индийские традиции считают, что тело бренно, что существует цикл перерождений и что каждый цикл перерождения приносит страдания.
Эти особенности сикхизма, наряду с его верой в сансару и милость Бога, похожи на некоторые ориентированные на бхакти суб-традиции в индуизме, такие как те, что встречаются в
вайшнавизме.
Сикхизм не считает, что аскетическая жизнь, рекомендованная в джайнизме, является путем к освобождению, сикхизм лелеет социальную активность и жизнь человека в сочетании с преданностью Единому Богу как Гуру, позволяющему получить освобождение от Сансары.
См. Также