Источник ru.wikibrief.org (отредактировано и дополнено мной)
Сансара или Сансар (
Деванагари : संसार) - это
санскритское слово, которое означает «блуждание» или «мир» с оттенком циклических, окольных изменений.
Это также концепция возрождения и «цикличности всей жизни, материи, существования», фундаментальное убеждение большинства
индийских религий.
Короче говоря, это цикл смерти и возрождения.
Сансара иногда упоминается с помощью таких терминов или фраз, как переселение, кармический цикл,
реинкарнация и «цикл бесцельного блуждания, блуждания или мирского существования».
Концепция сансары уходит корнями в
постведическую литературу, в самих
Ведах ее теория не обсуждается.
В развернутой форме, но без механистических деталей, она появляется в ранних
Упанишадах.
Полное изложение доктрины сансары можно найти в
шраманических религиях, таких как
буддизм и
джайнизм, а также в различных школах
индуистской философии примерно после середины 1-го тысячелетия до нашей эры.
Доктрина сансары связана с теорией
кармы индийских религий, и освобождение от сансары было в основе духовных поисков индийских традиций, а также их внутренних разногласий.
Освобождение от Сансары называется
Мокша (
Мукти),
Нирвана,
Ниббана (прекращение, угасание) или
Кайвалья.
Этимология и терминология
Сансара (
Деванагари : संसार) означает " блуждающий », а также«мир», в котором термин означает «циклическое изменение».
Сансара, фундаментальная концепция всех
индийских религий, связана с теорией
кармы и относится к убеждению, что все живые существа циклически проходят через рождение и перерождение.
Этот термин связан с такими фразами, как «цикл последовательного существования», «переселение», «кармический цикл», «колесо жизни» и «цикличность всей жизни, материи, существования».
Многие научные тексты пишут Сансару как Самсару.
Согласно Монье-Уильямсу, Сансара коренится в термине Сансу (संसृ), что означает «вращаться, вращаться, проходить через последовательность состояний, идти к или получить, двигаясь по цепи ».
Концептуальная форма от этого корня появляется в древних текстах как
самсарана, что означает «беспрепятственное прохождение череды состояний, рождения, возрождения живых существ и мира».
Этот термин сокращается до «сансара», относясь к той же концепции, как «переход через последовательные состояния мирского существования», переселение,
метемпсихоз, жизненный цикл, в котором человек повторяет предыдущие состояния от одного тела к другому, мирская жизнь постоянного изменения, то есть возрождения, роста, распада и новой смерти.
Затем эту концепцию противопоставляют концепции
мокша, также известной как мукти, нирвана, ниббана или кайвалья, которая относится к освобождению от этого цикла бесцельного блуждания.
Концепция сансары была создана в период после
Вед и прослеживается в слоях
Самхита, таких как разделы 1.164, 4.55, 6.70 и 10.14
Ригведы.
Хотя эта идея упоминается в слоях
Самхита Вед, там нет ее четкого изложения, хотя идея полностью развивается в ранних
Упанишадах.
Дэмиен Кеун утверждает, что понятие «циклическое рождение и смерть» появилось около 800 г. до н.э.
Слово самсара появляется вместе с
мокша в нескольких
основных упанишадах, например в стихе 1.3.7
Катха-упанишад, стихе 6.16
Шветашватара Упанишад, стихи 1.4 и 6.34
Майтри Упанишад.
Слово Самсара связано с Самсрити, последнее относится к «ходу мирского существования, переселению, течению, круговороту или потоку».
Определение и обоснование
Как утверждает Стивен Дж. Лаумакис, слово сансара буквально означает «блуждание, плывущее», в смысле «бесцельное и бесцельное блуждание».
Концепция сансары тесно связана с верой в то, что человек продолжает рождаться и перерождаться в различных сферах и формах.
Самые ранние слои ведических текстов включают концепцию жизни, за которой следует загробная жизнь на небесах и ад, основанный на совокупности добродетелей (заслуга) или пороков (недостаток).
Однако древние ведические
риши оспаривали эту идею о загробной жизни как упрощенную, потому что люди не живут одинаково нравственной или аморальной жизнью.
Среди обычно добродетельных жизней некоторые добродетельнее; в то время как зло тоже имеет степени, и тексты утверждают, что было бы несправедливо со стороны бога
Ямы судить и вознаграждать людей с разной степенью добродетели или пороков, «либо или» и непропорционально.
Они представили идею загробной жизни в раю или в аду пропорционально заслугам человека, и когда они заканчиваются, человек возвращается и возрождается. Эта идея появляется в древних и средневековых текстах как цикл жизни, смерти, возрождения и перерождения, например, раздел 6:31
Махабхараты и раздел 6.10
Деви Бхагавата Пурана.
История
Исторические истоки концепции цикла повторяющихся
реинкарнаций неясны, но эта идея появляется в текстах как Индии, так и Древней Греции в течение первого тысячелетия до нашей эры.
Идея сансары прослеживается в поздних ведических текстах, таких как
Ригведа, но теория отсутствует.
Поздние текстовые слои Вед упоминают и предвосхищают доктрину кармы и перерождения, однако, как утверждает Стивен Лаумакис, эта идея не полностью развита.
Именно в ранних Упанишадах эти идеи получили более полное развитие, но и там обсуждение не дает конкретных механистических деталей.
Подробные доктрины расцветают с уникальными характеристиками, начиная примерно с середины 1-го тысячелетия до нашей эры, в различных традициях, таких как буддизм, джайнизм и различные школы
индуистской философии.
Некоторые ученые утверждают, что доктрина сансары, возможно, возникла из
Шрамана, а затем был принят брахманскими традициями (индуизмом).
Доказательства того, кто на кого повлиял в древние времена, неубедительны и спекулятивны, поэтому велика вероятность, что историческое развитие теорий сансары, вероятно, происходило параллельно с взаимным влиянием.
Пунармритью: redeath (повторная смерть)
Хотя Сансару обычно описывают как возрождение и реинкарнацию живых существ, хронологическое развитие этой идеи на протяжении ее истории началось с вопросов о том, какова истинная природа человеческого существования и умирают ли люди только один раз.
Это привело к появлению концепций Пунармритйу («возрождение») и Пунаравритти («возвращение»).
Эти ранние теории утверждали, что природа человеческого существования включает в себя две реальности: одну неизменный абсолют
Атман (душа), которая каким-то образом связана с конечной неизменной бессмертной реальностью и блаженством, называемым
Брахманом, и что остальное - это постоянно меняющийся субъект (тело) в феноменальном мире (
Майя ).
В ведических теософических рассуждениях концепция Redeath (повторной смерти) отражала конец «блаженных лет, проведенных в сварге или небесах», за которым следовало возрождение в феноменальном мире.
Самсара превратилась в основополагающую теорию природы существования, разделяемую всеми индийскими религиями.
Перерождение, согласно утверждениям Джона Боукера, было затем представлено как «редкая возможность прервать последовательность перерождений, достигнув состояния мокши, т.е. совершив освобождение от цикла перерождений».
Каждая индийская духовная традиция разработала свои собственные предположения и пути (марга или йога) для этого духовного освобождения, при этом некоторые развивали идеи
Дживанмукти (освобождение и свобода в этой жизни), в то время как другие довольствовались
Видехамукти (освобождение и свобода в загробной жизни).
Первая истина
Первая истина, страдание (пали: дуккха; санскрит: духкха), характерна для существования в царстве перерождения, и называется сансара (буквально «блуждание»).
-
Четыре благородные истины, Дональд Лопес
Традиции
шраманов (буддизм и джайнизм) добавили новые идеи, начиная примерно с VI века до нашей эры.
Они подчеркнули человеческие страдания в более широком контексте, поместив возрождение, новую смерть и истину боли в центр и начало религиозной жизни.
Сансара рассматривалась Шраманами как безначальный циклический процесс, в котором каждое рождение и смерть как точки в этом процессе, а духовное освобождение - как свобода от возрождения и новой смерти.
Идеи сансарного возрождения и перерождения обсуждаются во многих ранних палийских суттах буддизма с использованием различных терминов, таких как
Āgatigati (когда нет склонности, то нет прихода и ухода. Когда нет прихода и ухода, то нет умирания и перерождения).
Эволюция идей
В каждой религии присутствует своя
сотериология (
религиозная доктрина о
спасении), в соответствующих индийских традициях этому соответствует концепция сансары.
По утверждению
Обейесекере, в своих теориях сансары индуистские традиции признавали существование
Атмана («самость», «дух», «высшее Я») или души и утверждали, что это неизменная сущность каждого живого существа, в то время как буддийские традиции отрицают существование такой души и развивают концепцию
Анатта.
Анатман - один из важнейших догматов буддизма, постулирующий отсутствие атмана - «Я», самости индивида или его души.
Вместо учения об атмане, в буддизме присутствует учение о непрерывном процессе вспыхивания-угасания
дхарм - неделимых «единиц психики», составляющих так называемую «личность», «то, что удерживает или поддерживает».
Спасение (
мокша, мукти) в индуистских традициях описывалось с использованием понятий
Атман (я) и
Брахман (вселенская реальность), тогда как в буддизме это (нирвана, ниббана) была описана с помощью концепции
анатта (отсутствие себя) и
шуньята (пустота).
Традиция
адживика объединила сансару с предпосылкой отсутствия свободы воли, в то время как
традиция джайнизма приняла концепцию души, называя ее «
дживой» (духовное, вечное живое существо, отдельная душа) со свободной волей, но подчеркнула
аскетизм и прекращение действия как средство освобождения от сансары, называемой рабством.
Различные суб-традиции индуизма и буддизма приняли свободную волю, избегали аскетизма, приняли отречение и монашескую жизнь и разработали свои собственные идеи об освобождении через осознание истинной природы существования.
Часть 2