Путь левой руки (ПЛР,
англ. Left-Hand Path) и Путь правой руки (ППР,
англ. Right-Hand Path) - термины, относящиеся к предполагаемой
дихотомии (Разделение целого точно на две неперекрывающиеся части) между двумя различными типами
западной эзотерической традиции.
Точное значение терминов изменялось со временем; наиболее современное использование терминов относительно религий фокусируется на поклонении одному или многим богам и существовании строгих моральных правил - в путь правой руки; тогда как религии, считающие основной ценностью саморазвитие, считаются принадлежащими к пути левой руки.
Такое использование терминов инспирировано в первую очередь сторонниками пути левой руки; оппоненты (в основном сторонники религий, описываемых как путь правой руки) считают, что это средство размежевания религий (или
ложная дихотомия), или что большинство практик, относимых к пути левой руки - на самом деле не религии (в конвенциональном понимании).
На протяжении всей истории многие культуры рассматривали саму левую руку и
левшей как нечто, имеющее отношение к
злу.
Эту тенденцию можно наблюдать в двойном значении слова «лево» (
англ. left), в
этимологии английских слов, подобных
sinister (зловещий, злой, страшный, мрачный, дурной, левый), которое происходит от
латыни значит одновременно «левый», «несчастный» и «зловещий».
В результате левая рука часто использовалась как символ отрицания традиционной религии.
Слово «право» применительно к руке, использованное в
Ветхом Завете - в основном еврейское (на
иврите) слово
ивр. יָמִין (yamín), означающее более сильного, более способного.
Слово «лево» -
ивр. שְׂמָאלִי (s’malí), «тьма». Ветхозаветный Бог
одаряет и творит своей правой рукой, являя своё всемогущество, левой рукой он карает.
Также этому способствовали практики использования во многих культурах левой руки для очищения себя - что делало левую руку «нечистой».
В
исламской традиции левая часть тела также считается нечистой. Поэтому невежливым является заходить в дом с левой ноги, брать еду левой рукой и так далее.
В рамках
индийской культуры правой рукой выполняются все благие действия:
подаяние, совершение религиозных церемоний, поднесение пищи и напитков ко рту и т. п.
Левой рукой традиционно выполняются неприятные обязанности, например, вытирание выделительного отверстия после дефекации, забой животных.
Следует учесть, что термины «
левый» и «
правый», относящиеся к политике, означают «
либеральный» и «
консервативный» и имеют независимую историю - они идут из расположения депутатов в зале Французской Законодательной Ассамблеи в
1791 году.
Заимствование западным оккультизмом
Один из вариантов такого использования терминов был популяризован
Алистером Кроули. Он часто использовал термин как часть фразы «брат на левом пути» (
англ. «Brother of the Left-Hand Path»), иначе известной как «чёрный брат» (
англ. «Black Brother») или падший адепт в системе Кроули.
Кроули ссылался на Путь левой руки, описывая точку, в которой адепт выбирает пересечь Каббалическую Бездну (
англ. Qabalistic Abyss), место
Хоронзон и иллюзорной 11-й сефиры, Даат (
ивр. דעת) (Знание).
Адепт должен отринуть всё, что составляет его суть и чем он владеет, в том числе (на непродолжительное время) и поддержку его «Святого Ангела-хранителя» (
англ. Holy Guardian Angel) и шагнуть в Бездну.
Если накопленная адептом
карма достаточна, чтобы перенести его через бездну и адепт был чрезвычайно доскональным в своём саморазрушении, он становится «дитём бездны» (
англ. Babe of the Abyss), восходя как Звезда.
Если, однако, он сохраняет некоторые фрагменты личности (
эго), или вовсе боится пересечь Бездну, вокруг него образовывается «оболочка».
Его «слои», которые он мог бы сбросить в Бездне, костенеют вокруг адепта.
Адепт в этом случае именуется как «брат на левом пути», чьё желание в конечном итоге сломлено и сам он разрушен против воли, так как он не выбрал добровольное разрушение.
Кроули, что важно, никогда не представлял Путь левой руки как объект сознательного выбора. Это следствие провала адепта, а не альтернатива, которая может быть выбрана.
В этом проявляется разница в использовании термина в современном оккультизме, адепты которого игнорируют кроулианские техники и утверждают, что маг на краю Бездны может выбрать путь правой или левой руки.
Несмотря на то, что Кроули симпатизировал некоторым ницшеанским аспектам в риторике
нацистов, он связывал их искреннюю преданность идеям расовой чистоты и политической силы с путём левой руки (не только в своих текстах, но и также в рукописных комментариях к «
Моей борьбе» - согласно биографу Лоренсу Сатину (Lawrence Sutin).
Также А. Кроули крайне скептически относился к А. Гитлеру, трактуя его крайне презрительно.
Хотя кроулианское толкование терминов до сих пор используется в некоторых оккультных кругах, многие оккультисты сейчас считают, что Путь левой руки заключает в себе все современные оккультные практики, в то время как путь правой руки заключает в себе традиционные религии, такие, как
христианство (несмотря на то, что большинство христиан не будут согласны с такой классификацией).
Алистер Кроули полусерьёзно называл христианских священников Чёрным Братством.
Томас Карлссон Каббала, Клифот и Гоэтическая магия Адепты Пути Левой Руки следуют другим, более сложным путём. Это непростой, Драконианский Путь, но цель его велика: стать богом. Вместо исправления ущерба, вызванного Падением, тёмный адепт прославляет Падение, даёт разрушению завершиться. Тёмный адепт сокрушает старое, дабы на его месте могло возникнуть новое
Новые религиозные движения, которые описывают себя как последователей пути левой руки, инвертировали значительную часть символизма, который они ассоциировали с более «традиционным» Путём правой руки, например, следующие
библейские слова: «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую» (
Мф. 25:32-33).
Отталкиваясь от этой реплики, современные последователи пути левой руки на Западе иногда используют символ козла или
Бафомета, и иногда называют последователей путь правой руки овцами, подразумевая при этом присущее им «
стадное чувство».
Использование в современном оккультизме
Сейчас термины Путь левой руки и Путь правой руки используются почти что только самопровозглашёнными последователями Пути левой руки, которые имеют различные мнения по поводу Пути правой руки.
Некоторые видят оба Пути как равновозможные способы приближения к
истине, а отношения между Путями для них схожи с балансом
Инь и Ян; тогда как другие критикуют Путь правой руки за слишком жёсткие ограничения.
Согласно последнему взгляду, Путь правой руки требует слишком большой платы в виде необходимости следования формальным догмам и кодексам поведения, ведущей к тому, что индивид теряет возможность быть истинным хозяином своей жизни, что разрушает часть его личности.
Согласно им же, это и есть основная разница между двумя путями: Путь левой руки сохраняет
индивидуальность, в то время как Путь правой руки уничтожает её.
С другой стороны, некоторые обвиняют последователей Пути левой руки в
эгоизме или
эгоцентризме, хваля Путь правой руки за
альтруизм.
Обычно выделяются следующие общие свойства религий Пути правой руки:
- Вера в высшие силы, такие, как Бог.
- Повиновение воле высших сил.
- Вера в существование абсолютного определения добра и зла, применимого ко всем социальным явлениям, действиям и мотивам.
- Экзотерическая вера в существование сверхъестественных процессов и механизмов: кармы, божественного возмездия или тройственного закона (англ. Threefold Law), которые определяют моральность поступков - благодаря которым личность якобы имеет возможность самосовершенствоваться.
- Конечная цель, при достижении которой все индивидуальные сознания будут слиты в более великую (или даже космического масштаба) целокупность.
Обычно выделяются следующие общие свойства религий Пути левой руки:
- Вера в то, что некоторые люди, добившись духовного понимания (инсайта), могут сами стать подобны богам.
- Вера в то, что альтруистичных поступков не существует. Удовлетворение кем-либо своего желания видится как эгоистичный акт, доставляющий персоне удовольствие от достижения своих целей. Альтруизм рассматривается как миф, созданный традиционными религиями.
- Эзотерическое понимание представлений наподобие кармы, божественного возмездия или тройственного закона, ведущее к предпочтению изменчивых, а не строгих моральных норм.
- Индивидуализм: убеждение в том, что собственная индивидуальность имеет абсолютный приоритет, и все решения должны приниматься, исходя из конечной цели самосовершенствования (цельной личности, не только эго).
- Вера в то, что каждый сам определяет свою судьбу, и нет никакой внешней сверхъестественной силы, которая может предоставить духовное спасение (например, в награду за дела, не направленные на заботу о собственном благополучии).
- Вера в то, что природные силы могут быть подчинены воле личности посредством магических практик, и сила, полученная таким методом, поможет достижению нирваны.
- Агностический взгляд на существование богов, или платоновский взгляд на богов как на «первоформы». Если божество воспринимается как имеющее личность, то все отношения между последователем и божеством есть форма партнёрства, не требующая раболепия. «Гордому богу - гордые партнеры» (англ. the prideful deity likes prideful partners).
Те, кто считают эту дихотомию реально существующей, обычно классифицируют большинство принятых в западном мире религий, так же, как и восточные традиции вроде
конфуцианства, как религии Пути правой руки, хотя некоторые варианты
буддизма (
ваджраяна) и «алхимический» (в противоположность философскому)
даосизм считаются Путём левой руки (добродетель, полученная хорошими деяниями, считается способом достижения нирваны).
Другие утверждают, что
махаяна и
ваджраяна есть чистый Путь правой руки, по крайней мере, в теории.
Буддизм
тхеравады на начальном уровне заостряет внимание на корректном общепринятом поведении в обществе и соблюдение правил (например,
патимоккха).
На высших уровнях эта базовая практика дополняется духовной практикой, ведущей к постижению не-я и нирване.
Тхеравада, таким образом, может быть рассмотрена как смешение Пути левой руки и Пути правой руки.
Такая классификация, возможно, будет спорной, ведь существуют те, кто считают, что вся концепция Пути Левой/правой руки есть современное изобретение, результат
дуалистичного мышления, и, таким образом, полностью неприменима к настоящим религиозным традициям, или, в конце концов, неприменима к недвусмысленно не-дуальным религиям, таким, как
адвайта-веданта,
даосизм и
буддизм.
Мировоззрения и религии Пути левой руки
Религии Пути правой руки
См. также
Путь левой и правой руки - Left-hand path and right-hand path Дихотомия между двумя противоположными подходами к магии
Бафомет
Бафомет, из
Книги Элифаса Леви Dogme et Rituel de la Haute Magie (1854), принят символом некоторых западных эзотерических
систем верований «Пути левой руки».
В
Западный эзотеризм Путь левой руки и Путь правой руки - это
дихотомия между двумя противоположными подходами к
магии.
Эта терминология используется в различных группах, занимающихся
оккультизмом и
церемониальной магией.
В некоторых определениях Путь левой руки приравнивается к злонамеренной
черной магии или
черному шаманизму, а Путь правой руки - к доброжелательной
белой магии.
Другие оккультисты критиковали это определение, полагая, что дихотомия левого и правого относится просто к разным видам работы и не обязательно означает хорошие или плохие магические действия.
В более поздних определениях, которые основаны на терминах « истоки в индийской
тантре, Путь правой руки, или RHP, рассматривается как определение тех магических групп, которые следуют определенным этическим кодексам и принимают
социальную конвенцию, в то время как левая рука Path придерживается противоположной позиции, поддерживая нарушение
табу и отказ от установленных
моральных принципов.
Некоторые современные оккультисты, такие как
Питер Дж. Кэрролл, подчеркивали, что практикующий маг может следовать обоими путями, поскольку, по сути, у них одни и те же цели.
Другая отличительная черта, разделяющая их, основана на цели практикующего. Практикующие путь правши склонны работать над вознесением своей души к окончательному союзу (или воссоединению) с божественным источником, возвращению на небеса, аллегорически называемому восстановлением или восхождением по лестнице после «великого падения».
В малом ключе Соломона они охватывают свет и пытаются уничтожить все, что они считают «темным» или «злым».
С другой стороны, практикующие путь левой руки не видят в этом конечную цель, а как шаг к своей цели.
Практикующие путь левой руки принимают как тьму, так и свет, чтобы вызвать алхимическую формулу « решить и сгустить» («растворить и осаждать»), противостоять негативу, чтобы преобразовать его в желаемые качества.
Практикующие путь левши спускаются к союзу с божественным, чтобы получить статус божественности, с собственными богоподобными силами, воссоединившись с высшим божественным источником-энергией; затем, оказавшись там, сделав еще один шаг, отделяясь от этой божественности, из этого творения в новое творение, созданное ими самими, с самим собой как единственное божество новой вселенной, отдельно от предыдущего творения.
Самость божества, которую ищут последователи Пути Левой Руки, представлена
Клифой Таумиэль в
Древе познания (см. также по тегу
Клипот).
Терминология
Путь правой руки
Обычно считается, что путь правой руки относится к магическим или религиозным группам, которые придерживаются определенного набора характеристик:
- Они разделяют понятия разум, тело и дух на три отдельных, хотя и взаимосвязанных, сущности.
- Они придерживаться определенного морального кодекса и веры в ту или иную форму суждения, например в карму или тройной закон.
Оккультист
Дион Форчун считал
авраамические религии RHP.
Путь левой руки
В начале 21 века историк Дэйв Эванс изучил самопровозглашенных последователей Пути левой руки, сделав несколько наблюдений об их практиках:
- Они часто отвергают общественную конвенцию и status quo, который, по мнению некоторых, связан с поиском духовной свободы. В рамках этого последователи LHP используют магические техники, которые традиционно рассматриваются как табу, например, использование сексуальной магии или использование сатанинских образов. Как писал Могг Морган, «нарушение табу делает магию более мощной и может привести к реинтеграции и освобождению, [например] употребление мяса в вегетарианском сообществе может иметь такой же освобождающий эффект, как и анальный половой акт в сексуально подавленном гетеросексуальном обществе."
- Они часто ставят под сомнение религиозные или моральные догмы, вместо этого придерживаясь форм личного анархизма.
- Они часто принимают включение сексуальности в магический ритуал.
Критика
Критика обоих терминов исходила от различных оккультистов.
Магистр Культа Саббати
Эндрю Д. Чамбли заявил, что они были просто «теоретическими конструкциями», которые «не имели окончательной объективности», тем не менее, обе формы могли использоваться магом.
Он использовал аналогию с человеком, имеющим две руки, правую и левую, которые служили одному и тому же хозяину. Подобные чувства были выражены
Викканским Первосвященником, который заявил, что «Для меня магия - это магия».
История терминов
Вамачара
Vāmācāra - это
санскритский термин, означающий «достижение левой руки», и является синонимом пути левой руки или пути левой руки (санскрит: вамамарга).
Он используется для описания определенного способа поклонения или духовной практики (санскрит:
садхана ), который не только
инославный (санскрит:
настика ) до стандарта
Ведические предписания, но крайние по сравнению с преобладающими культурными нормами.
Эти практики часто считаются
тантрическими по ориентации.
Термин, обратный ваммачаре, -
Дакшиначара (сокращенно «Путь правой руки»), который используется для обозначения не только ортодоксальных (Āstika) сект, но и способов духовности, которые занимаются духовными практиками, которые не только согласуются с Ведические предписания, но в целом согласуются с преобладающими культурными нормами.
При этом левша и правша могут быть очевидны как в ортодоксальных, так и в неортодоксальных школах
дхармических религий, таких как
индуизм,
джайнизм,
Сикхизм и
буддизм и являются делом вкуса, культуры, склонности, инициации, садханы и дхармической линии передачи (
парампара).
Тантра и мадам Блаватская
Западное использование терминов «Путь левой руки» и «Путь правой руки» возникло у
мадам Блаватской в девятнадцатом веке.
Оккультист века, основавшая
Теософское общество, она путешествовала по частям
южной Азии и утверждала, что встречалась со многими мистиками и магами в
Индии и
Тибете.
Она разработала термин «путь левой руки» как перевод термина
вамачара, индийской
тантрической практики, которая подчеркивала нарушение индуистских общественных табу посредством
полового акта в ритуалах, употребление
алкоголя, употребление
мяса и сборы на кладбищах как часть духовной практики.
Термин вамачара буквально означал «путь левой руки» на
санскрите, и именно Блаватская впервые ввела этот термин в употребление.
Вернувшись в Европу, Блаватская начала использовать этот термин.
Для нее было относительно легко ассоциировать левых с
злом во многих европейских странах, где оно уже имело ассоциацию со многими негативными вещами; как заметил историк Дэйв Эванс,
гомосексуалистов называли «левшами», а в
протестантских странах
католиков называли «левыми».
Принятие в западную эзотерическую традицию
В Нью-Йорке в 1875 году мадам Блаватская вместе с несколькими людьми основала
Теософское общество.
Она приступила к написанию нескольких книг, в том числе
Разоблаченная Изида (1877), в которой она представила термины «Путь левой руки» и «Путь правой руки», твердо заявив, что она сама следовала RHP, и что последователи LHP были практикуют Черную магию и представляют угрозу обществу.
Оккультное сообщество вскоре уловило ее недавно появившуюся двойственность, которая, по словам историка Дэйва Эванса, «не была известна раньше» в западной эзотерической традиции.
Например,
Дион Форчун, основатель эзотерической магической группы (
Общество Внутреннего Света ) также встал на сторону RHP, заявив, что «черные маги», или последователи ЛХП, были
гомосексуалистами и что индийские слуги могли использовать злонамеренные магические обряды, посвященные богине
Кали против своих европейских хозяев.
Алистер Кроули дополнительно изменил и популяризировал этот термин в определенных оккультных кругах, ссылаясь на "Брата пути левой руки" или "Черного брата", как на того, кто не смог достичь степени
Magister Templi в системе церемониалов Кроули.
Магия
Кроули также упомянул Путь левой руки, описывая точку, в которой
Adeptus Exemptus (например, его старый христианский наставник
Макгрегор Мазерс ) решает пересечь Бездну, которая является местонахождение
Хоронзона и иллюзорной одиннадцатой
Сефиры, то есть
Даат или Знание.
В этом примере адепт должен отдать все, включая руководство своего
Святого Ангела-Хранителя, и прыгнуть в Бездну.
Если его накопленная
Карма достаточна, и если он был полностью тщательным в своем самоуничтожении, он становится «младенцем бездны», возникающим как Звезда в системе Кроули.
С другой стороны, если он сохраняет какой-то фрагмент эго или если он боится пересечь границу, он становится инцистированным.
Слои его личности, которые он мог бы сбросить в Бездне, окостенели вокруг него.
Таких людей называют «братом левой руки», который в конечном итоге будет разбит и распадется против его воли, поскольку он не выбрал добровольный распад.
Кроули связал все это с «Марией, богохульством против
БАБАЛОНа » и с безбрачием христианского духовенства.
Другой фигурой, которую Форчун считал последователем ЛХП, была
Артур Эдвард Уэйт, который не признавал эти термины и признал, что они были введены недавно, в любом случае он верил, что термины LHP и RHP отличаются от черной и белой магии.
Однако, несмотря на попытки Уэйта различить их, приравнивние LHP с черной магией было распространено более широко в художественной литературе
Денниса Уитли; Уитли также соединил эти два понятия с
сатанизмом, а также с политической идеологией
коммунизма, которую он рассматривал как угрозу традиционному британскому обществу.
В одном из своих романов «Странный конфликт» (1941) он заявил, что:
Орден Пути Левой Руки имеет своих адептов.
Путь Тьмы увековечен в ужасном культе
Вуду, который берет свое начало на
Мадагаскаре и веками держал
Африку, Темный континент.
Список терминов и литературы:
Часть 2