Банкротство СГЭТ. Почему и что мы теряем?

Apr 09, 2015 11:09

Как вы наверное уже знаете, вчера из-за долгов МУПП «СГЭТ» собирались приостановить работу троллейбусного маршрута №7. Сумма долга предприятия за поставку электроэнергии перед ОАО «Саратовэнерго» достигла цифры 19 миллионов рублей, а выплачивать эти долги, по словам главы города Олега Грищенко неоткуда. Давайте разберёмся почему возникли эти долги и к чему это всё приведёт.

Я не раз писал о том, что всём цивилизованном мире общественный транспорт является планово убыточным. То есть местные власти дотируют электротранспорт и считают выгодным это делать, потому как косвенно эти деньги возвращаются в бюджет за счёт увеличения мобильности населения, и как следствие, повышения экономической составляющей функционирования города. Общественный транспорт повышает уровень и качество жизни населения, снижает транспортные проблемы в городе. Это давно поняли даже африканские и южноамериканские страны, которые сейчас вкладывают деньги в строительство современных транспортных систем.



Трамвай в Касабланке, Марокко (transphoto.ru)

Как обстоят с этим дела в Саратове? В 2013 году из городской казны СГЭТу было выделено 200 млн. руб., в 2014-м - уже 150 млн., в 2015-м - 100 млн. То есть на этот год дефицит средств, с учётом прошлого года, составляет уже 150 млн рублей! И это не учитывая инфляцию. Чтобы предприятие не останавливало работу брались кредиты, по которым так же нужно платить (в конце 2014 года сумма кредитов называлась в 100 млн рублей!).

Есть ли у предприятия возможности увеличить свои доходы?

Основной вид деятельности предприятия - перевозка пассажиров. По расчётам городского комитета по экономике - нормативная самоокупаемость проезда в электротранспорте в 2014 году составляла 24 рубля. При этом областным правительством установлены предельные тарифы на проезд - 15 рублей. То есть, если мы недополученную разницу (9 рублей) умножим на количество пассажиров (около 70 млн. за 2014 год), то цифра составит 630 миллионов рублей упущенного дохода.

Второй важный момент - льготные проездные. Городской администрацией в настоящее время установлены цены на общегражданские проездные. Стоимость проездного на трамвай-троллейбус составляет 840 рублей. Но при этом стоимость льготного проездного, установленная областным правительством составляет 150 рублей, а сумма компенсации из бюджета за него - 100 рублей! То есть вместо установленных городом 840 рублей, за льготные проездные МУПП СГЭТ получает 250 рублей. Если мы перемножим количество продаваемых льготных проездных в месяц (около 40.000) на разницу (590 руб), то выйдет 283 млн рублей упущенного дохода в год.

И это я не к тому, что нужно повышать стоимость проезда или проездных. Ведь цифры самоокупаемости подсчитаны комитетом по тарифам, а стоимость проезда, льгот и компенсации - областным правительством. А если власти утвердили, то они обязаны нести ответственность за свои решения. То есть компенсировать разницу в полном объёме!

Будет ли частный предприниматель продавать продукты по цене в половину себестоимости льготникам, если государство не будет вторую половину ему компенсировать? Сомневаюсь. Для чего создавать льготу на услугу, которая уничтожает саму услугу?

В итоге только по основному виду деятельности предприятие должно иметь более чем на 900 миллионов рублей доходов больше, чем сейчас. Если бы это было в реальности, то речь бы шла не о том, как выплатить долги - были бы закрыты вопросы и с заменой путей, и с покупкой подвижного состава, и скоростной трамвай уже бы начали строить! То есть наш электротранспорт вместо деградации, должен был бы наоборот обновляться и развиваться.



К чему приведут нынешние действия по ограничению электроснабжения?

Что даст приостановка работы троллейбусного маршрута №7? По сути ничего, кроме отсутствия небольших доходов, которые давал этот маршрут. То есть долги предприятия ещё больше усугубятся.

Далее были озвучены планы по уменьшению количества депо с трёх до двух. Это означает полное закрытие нескольких маршрутов. Под сокращение попадут работники депо, которых нельзя взять и сократить в тот же день по Трудовому кодексу. Итог решения: отсутствие доходов от маршрутов депо, увеличение социальной напряжённости и ухудшение транспортной ситуации.

А дальнейшее уменьшение доходов предприятия быстро подводит СГЭТ к полному банкротству. Что будет в случае банкротства?

1. СГЭТ является крупным налогоплательщиков региона - бюджет лишается 180 миллионов налогов в год.
2. В СГЭТ работают около 2000 человек - на бюджет ляжет бремя платить пособие по безработице.
3. Закроются 10 трамвайных и 12 троллейбусных маршрутов, что ударит по пассажирам, обострит и без того тяжёлую ситуацию с пробками в городе, ещё больше ухудшит экологию.

Чтобы предприятие не прекратило существование нельзя сокращать маршруты, закрывать депо, увольнять специалистов. Это ведёт к самоуничтожению электротранспорта!



Что же делать?

Я думаю, что тут нужны комплексные меры, но в первую очередь надо как минимум обеспечить предприятие деньгами, необходимыми для его функционирования (хотя бы те 200 млн рублей, на уровне 2013 года + расчёт по кредитам). Разве областной бюджет уменьшился в 2 раза за эти 2 года? Почему финансирование городского транспорта, которым у нас пользуется 70 миллионов пассажиров в год, сокращено вдвое, что ставит его под угрозу банкротства?

Более подробно на эту тему я поразмышляю в ближайших публикациях.

Следующая часть: Варианты решения проблем

#Саратов, троллейбус, трамвай, СГЭТ

Previous post Next post
Up