Этим постом я завершаю рассказ о краеведческой прогулке в Улешах в апреле 2014 года.
Итак, мы вышли на самое начало
улицы Чернышевского. Эта местность раньше была известна, как Солдатская слободка. Прежняя слободка пахотных солдат располагалась на Соколовой горе, но после очередного оползня (в 1869 году) им выделили земли в урочище Улеши. С проведение сюда железной дороги, район стал развиваться. Появились керосиновые и нефтяные склады Нобеля, мельницы, храм. А 18 августа 1908 года сюда дотянулась Сергиевская ветка трамвая. В конце 1920-х местность между нефтяными складами и заводом имени Ленина всё ещё называлась Солдатской слободкой.
Но в начале 1930-х эта местность получила новое название - Красная слободка. Самое удивительное, что этот конгломерат из частных домов до сих пор сохранился. Мало кто знает что это именно он. Давайте прогуляемся от той самой улицы Чернышевского к территории бывшего завода.
Старые дома тут перерождаются во что-то новое, обрастают пристройками и надстройками.
А поднимаемся мы, между прочим, по проезду с историческим названием - Гвоздильный.
Завод имени Ленина появился в мае 1898 года и до революции был известен, как Саратовский гвоздильно-проволочный и чугунолитейный завод. Завод был основан акционерным обществом металлических заводов Б. Гантке, правление которого находилось в Варшаве. 24 января 1902 года был продан Акционерному обществу Русской железной промышленности, а 23 мая 1917 года Акционерному обществу Нижегородского металлического завода «Новая Этна». С этого времени завод стал называться Саратовским заводом «Новая Этна».
После революции завод был национализирован и перешел в ведение ВСНХ РСФСР. С 1922 г. завод стал носить имя В.И. Ленина, позже стал называться Саратовским метизным заводом им. В.И. Ленина, пока не завершил свою жизнь в 2005 году.
В одном из его бывших корпусов, к которому ведёт Гвозильный проезд расположился "Ашан".
Мы же прогуляемся по улице Верхней. Об асфальте тут ещё не слышали.
Вид сквозь слободку на незаконный недострой, который стоит в таком виде уже долгие годы.
А вот в другую сторону вид открывается шикарный! Это здание заводоуправления, ныне отремонтированное. Относится к объектам культурного наследия муниципального значения, как "Заводоуправление гвоздильно-проволочного завода Г.Б. Гантке, 1901-1903 гг.".
Говорят в советское время в нём располагался заводской клуб. теперь же всё закрыто забором и увешано камерами.
Проходим на территорию завода дальше. Оказывается заводоуправление - не единственное уцелевшие со времён завода Гнатке сооружение. Вот это здание было в советское время надстроено уродским третьим этажом, но красоты промышленной архитектуры не утаишь!
Возвращаемся к заводоуправлению, и о чудо, тут сохранился даже подвес для фонаря!
Табличка заводских времён.
Государственный проволочно-гвоздичный и болто-заклёпочный завод имени В.И.Ленина.
А это - бывшая проходная, через которую мы сюда вошли, а параллельно ей, как вы видите, железнодорожная ветка.
Та самая ветка, что идёт от Красного моста. Подробную её историю я выкладывал в посте про
Астраханский переезд. Раньше она соединяла Товарную станцию (Саратов-II) с веткой вдоль Волги, проходя через завод метизов и кожзавод. На месте, где Чернышевского делает поворот на 90 градусов был железнодорожный переезд. Потом ветку разделили, а с банкротством завода и совсем забросили.
Когда у корпусов бывшего завода появились новые хозяева, они собирались вернуть эту ветку к эксплуатации. Убрали заросли и деревья, но что-то не срослось.
Вахтёрши подсказали нам посмотреть сваленную новыми хозяевами здания заводоуправления доску, которую они от него отколупали во время ремонта и выбросили.
Когда мы её с трудом поставили на бок, мы обомлели! Это та самая доска, на которой написано о том, что Ленина записывают в почётные рабочие завода и нарекают завод его именем. Как оказалось статус у этой доски оказался выше, чем статус самого здания заводоуправления, откуда она была снята. Более подробно об этом я написал вчера:
О том, как в Саратове выбросили на помойку памятник регионального значения. (продолжение истории с доской)
Были бы на этом месте 20 лет назад, рельсы бы шли дальше к корпусам, где сейчас торговые центры. Но сейчас они прерываются у проходной, к которой мы и возвращаемся.
Классическая проходная.
Даже вертушка сохранилась! В никуда.
Старые массивные ворота и пёс-охранник.
Покидаем бывшую территорию завода.
И направляемся вниз, к Чернышевского. Пешеходные дорожки и зелёная зона заставлена автомобилями.
Территория между баскетбольной площадкой и заводом вообще заброшена и ничейная. А если у нас появляется такая территория, она сразу же зарастает мусором.
Между улицей Чернышевского и баскетбольной площадкой - заводской сквер, не раз становившийся фигурантом скандальных репортажей про незаконное летнее кафе, которое периодически появляется на его территории.
Тут я даже комментировать не буду. Баки переполнены, вся территория засрана.
Фонари разбиты.
Ильич.
И вот мы с вами снова вернулись к "зенитке".
Улеши 2014-04-19
Улеши Саратов-порт ул.Заводская Чернышевского, 1 ул.Верхняя и метизный завод