По разбросанным тут и там артефактам можно изучить и историю саратовского транспорта
"Губернский рынок" вырос в корпусе завода промышленного машиностроения. В 90-х годах, когда стихийная торговля начала появляться везде, где только можно, и процветали в основном уличные ряды, такие как у Крытого рынка и железнодорожного вокзала, этот проект позиционировался, как одно из первых мест удобной торговли. И для продавцов и для покупателей. Крыша над головой, несколько этажей. Но что-то все равно не пошло. Все продавцы с улицы сюда не перебежали, да и по качеству покупок рынок никого не удивлял. И даже не смотря на своё удобное месторасположение в городе, большой популярностью не пользовался.
Открытие рынка широко освещалось в местных СМИ, тогда всё было модно называть "Губернским". Это отдавало какой-то связью с Аяцковым и указывало на низкие цены (вспомним губернаторскую водку, бензин и хлеб). Были даже сделаны остановки общественного транспорта "Губернский рынок".
Раньше автобусы, троллейбусы и трамвай №3 от Сенного до Московской остановок не делали. А тут получилась парадоксальная остановка в квартале от следующей. Поначалу на ней никто и не останавливался.
Сейчас же, когда наблюдается тенденция к остановке на каждом углу, все останавливаются на остановке, но делают её по направлению от Сенного прямо у входа в рынок, не пересекая улицу Кутякова. Табличка же с остановкой автобусов после пересечения Кутякова так там и висит. Из вышеуказанных маршрутов на этом участке сейчас действуют лишь 11, 13 и 33. Остальные ушли в небытие или теперь такие номера даны совсем другим направлениям.
Когда на Зарубина открылся "Рамстор" сюда специально перенесли два автобусных маршрута (8-ку и 56), которые обязали ездить по этой улице к Астраханской. Видимо это должно было привлечь покупателей в торговый центр. Автобусы тут ездили очень недолго. Может быть пару месяцев.
А сейчас и "Рамстора" не стало.
А эта винрарная табличка висит на остановке "ЦКР" на Астраханской по направлению к Сенному перед перекрёстком. Ранее здесь была остановка лишь одного маршрута - 41-э. И то, по просьбе жителей посёлка Солнечный, которые не могли влезть в автобус на общей остановке ЦКР, которая тогда располагалась не у "Меркурия", а ближе - сразу после пешеходного перехода. С автобусами в советское время была напряженка и если дождаться автобуса не означало, что удастся в него влезть. Жители Солнечного просто не помещались в автобус, в который пытались влезть и многочисленные жители СХИ.
Сейчас тут останавливаются все автобусы и маршрутки, в итоге делая сразу 2 остановки на Сенном (до и после перекрестка). Но на табличке я увидел и довольно странный маршрут "12-А". Возможно, когда 12-й только продлили до Энгельса он носил маршрутоуказатель с приставкой "А".
Сейчас этот автобус именуется "247а" а интервал движения у него теперь чересчур редкий, не смотря на его выгодную схему движения. Ещё один "убитый" маршрут. Слишком уж быстро, минуя пробки он доставляет людей до конечной, но вот пассажирообмен низкий, т.к. проходит он через маложилые зоны. Все садятся от конца до конца. Это одна из главных причин исчезновения длинных маршрутов: 59, 87, 92, 104.
Сейчас же задача у автобусов противоположная - как можно медленнее ехать, собирая людей на каждом углу, стоя на остановках по 5 минут. А вот раньше вводились маршруты "экспрессы", к которым относился и вышеупомянутый 41-э. Отличие от обычных маршрутов было в том, что они пропускали все второстепенные остановки, и добирались от конечной до конечной в разы быстрее. Экспресс-маршрутами на моей памяти были 2-э, 8-э, 27-э, 41-э, была недолгая попытка сделать 45-э. К примеру 27-э от Крытого до нового кладбища за Елшанкой делал всего около 5 остановок!
Ещё от Крытого рынка (Вавилова) до Елшанки ходил автобус №40.
Благо табличек старых в городе много. Изучай и вспоминай...
Под действием жары асфальт плавится и из-под него наружу рвутся рельсы, закатанные при уничтожении старых трамвайных маршрутов. Это перекрёсток Чапаева и Советской. Под Советской до сих пор закатана в асфальт служебная ветка, соединявшая линии 3,9,10 маршрутов по Советской с линией 1,15 маршрутов по Чапаева.
На перекрёстке Кутякова с Астраханской проклюнулись рельсы, которые соединяли рельсы от депо и ж/д вокзала с рельсами к Детскому парку. Сейчас же по Кутякова осталась однопутная ветка в депо. А раньше там ходил 15-й трамвай, табличка остановки "Университетская" которого так до сих пор и висит:
А остатки его кольца до сих пор лежат под очередными "торговыми рядами":
Нельзя и не сказать о кольце 1-го маршрута, которое располагалось с 1973 по 1988 год на Мичурина/Рамаева. Тут до сих пор под асфальтом покоятся рельсы:
К брошенным судьбой маршрутам относится и
13 троллейбус.
Контактная сеть и аншлаги остановок так и остаются висеть нетронутыми многие годы, что он не существует...
Но самая интересная табличка-аншлаг висит на Шелковичной. Интересной она становится только если её перевернуть вверх ногами - окажется, что это бывшая трамвайная остановка "Пушкинский переулок" трамваев 9,10. Тот переулок давно зовётся улицей Слонова, а подобные горизонтальные таблички остановок электротранспорта исчезли ещё в 1980-е.