История САЗа. часть 3

May 10, 2013 20:00

Глава 3.
Послевоенные годы.

Закончилась Великая Отечественная война. Начался перевод производства на мирные рельсы, освоение новых видов продукции: сверлильных станков, товаров народного потребления (изготавливали велосипеды, детские коляски, столы, шкафы, шифоньеры, стулья, различные металлоизделия, шили одежду, обувь,). Развернулось массовое строительство жилья для работников завода, дошкольных учреждений, школ, магазинов. Развивалось подсобное сельхозпредприятие - совхоз «Комбайн». Возвращались демобилизованные войны Красной Армии. Жизнь быстро входила в мирную колею.

В 1946 году предстояло освоить новый учебно-тренировочный самолет Як-11.



В феврале 1946 года при заводе открылся вечерний филиал Саратовского авиационного техникума.
19 апреля 1946 года был испытан первый учебно-тренировочный самолет Як-11. Этот самолет с цельнометаллическим крылом стал важной ступенью для перехода в будущем на производство реактивной авиационной техники. Всего было выпущено 1710 самолетов Як-11, на которых прошли обучение тысячи летчиков СССР и других стран.



В ноябре 1947 года началась подготовка производства и освоения реактивного истребителя Ла-15.
В 1948 году на заводском аэродроме была построена новая бетонная взлетно-посадочная полоса.
30 апреля 1949 года над территорией завода промчался первый реактивный истребитель конструкции Лавочкина Семена Алексеевича Ла-15. Он имел необычайно малый вес для реактивного самолета - 3850 кг, максимальную скорость - 1026 км/ч, был легок в управлении. Всего было выпущено 46 самолетов Ла-15.



Еще более высокие боевые качества имел одноместный многоцелевой истребитель МИГ-15, Генеральных конструкторов Микояна Артема Ивановича и Гуревича Михаила Иосифовича. В октябре 1950 года серийный МиГ-15, изготовленный саратовскими самолетостроителями совершил свой первый испытательный полет. Всего саратовскими авиастроителями было выпущено 1045 самолетов МиГ-15.



В июле 1950 года директор Саратовского авиационного завода генерал-майор инженерно-технической службы Левин Израиль Соломонович был переведен на другую работу в Москву.

Глава 4.
Вертолёты.

Новым директором Саратовского авиационного завода с 14 августа 1950 года стал Шибаев Алексей Иванович.



Под его руководством завод первым в стране освоил производство тяжелых вертолетов.
Решением Совета Министров СССР от 5.10.1951 г. на Саратовский авиационный завод была возложена обязанность в освоении и выпуске вертолетов В-12 (Ми-4) конструкции КБ Миля Михаила Леонтьевича, Як-24 конструкции КБ Яковлева Александра Сергеевича.

28 мая 1952 года вертолет Ми-4 прошел заводские испытания. На 1.01.1953 года вывезено на аэродром 36 вертолетов Ми-4. Этот вертолет широко использовался в народном хозяйстве России в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На Ми-4 установлено 7 мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе этот вертолет был награжден золотой медалью. Всего саратовскими авиастроителями было выпущено 152 вертолета Ми-4.



На 1.01.1953 г. на аэродром было вывезено 2 вертолета Як-24. Этот «летающий вагон» в 50-е годы был самым большим в мире вертолетом. Было выпущено 2 вертолета. В 1953 году сборка вертолета Як-24 была передана другому предприятию в г. Ленинград.



В 1954 году завод освоил выпуск передвижных поселков буровиков «ППБ-5».
Завод не забывал и авиационную тематику. С 4 кв.1953 года завод приступил к подготовке к производству и освоению нового самолета - всепогодного истребителя перехватчика Як-25.
С целью повышения профессионального уровня мастеров-практиков на заводе в конце 1-го кв. 1952 года была организована техническая школа мастеров с 1,5 годичным циклом обучения.
В июле 1955 года директор завода Шибаев Алексей Иванович был избран вторым секретарем Саратовского обкома КПСС и 27.07.1955 г. покинул пост директора.

Глава 5.
Саратовская система качества.

В августе 1955 года на пост директора Саратовского авиационного завода был назначен Дубовиков Борис Александрович.



После освоения вертолетов завод опять начал возвращаться к своему прямому назначению - производству самолетов.
Завод продолжил работы по испытаниям и производству всепогодного, ночного истребитель-перехватчика Як-25. С 1954 по 1957 год на заводе было выпущено 483 самолета Як-25.



В 1955 году, когда директором завода был назначен Дубовиков Борис Александрович, наряду с самолетами завод выпускал силосоуборочные комбайны, молотилки к зерноуборочным комбайнам, клеточные батареи для птицефабрик.
Под руководством Б.А. Дубовикова на заводе была создана система бездефектного изготовления и сдачи продукции с первого предъявления. Под названием «Саратовская система» она получила распространение в стране, способствовала переходу к научному управлению качеством.
В июле 1957 года директора Саратовского авиационного завода Дубовикова Б.А. переводят на другую работу - председателем Саратовского Совета народного хозяйства (Совнархоз.)

Глава 1
Глава 2
Главы 3-5
Глава 6
Глава 7
Финал
Приложение
Музей САЗа: часть 1 часть 2 часть 3 Налёт на САЗ

#Саратов, авиация, завод, САЗ, краеведение

Previous post Next post
Up