История САЗа. часть 2

May 09, 2013 19:29

Глава 2.
СЗК становится САЗом. Великая Отечественная Война.

С 1933 года (в период выпуска сельхозтехники) на территории СЗК работал специальный цех по ремонту авиационных моторов. Прошло несколько лет после этого приобщения к авиации и в соответствии с решением Совета Труда и Обороны СССР от 5 августа 1937 года Саратовский завод комбайнов должен был перейти от производства комбайнов к производству авиационной техники.

В апреле 1938 года на завод прибывает новый директор Малахов Федор Сергеевич.



Главным инженером с 15.12.1937 года по 12.04.1938 года был Мирошниченко Николай Яковлевич, впоследствии по февраль 1947 года работавший главным технологом, а затем с 10.02.1947 г. по 6.08.1968 г. снова работавший в должности главного инженера.



28 октября 1938 года взлетел первый самолет Р-10 (ХАИ-5), конструктора Немана Иосифа Григорьевича. Обладая огромной, по тем временам, скоростью 370 км/час, Р-10 успешно использовался как мобильный разведчик высокого класса. В период с 1938 по 1940 год завод изготовил 135 боевых самолетов.



В июле 1939 года совершил испытательный полет истребитель И-28 конструкции Яценко Владимира Панфиловича. Это была первая машина с двигателем воздушного охлаждения, которая на высоте 5000 метров показала скорость 576 км. час. Однако, в связи со сложностью ее изготовления от дальнейшего производства И-28 отказались.

С июня 1940 г. предприятие возглавил Левин Израиль Соломонович.



Заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором Яковлевым Александром Сергеевичем истребителя Як-1. Як-1 - советский одномоторный самолёт-истребитель. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26. После завершения Государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. С этого года началось многолетнее сотрудничество с КБ А.С. Яковлева. В октябре 1940 года первые три Яка поднялись в воздух. Всего в 1940 году было выпущено 16 самолетов Як-1.



22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Многие работники завода ушли на фронт. Их заменили женщины подростки. Люди работали по лозунгу «Все для фронта, все для победы».



План выпуска и фактический выпуск истребителей Як-1 все более возрастал. В 1941 году среднемесячный выпуск достиг 50 штук. Всего было выпущено 1212 самолетов Як-1. Была построена взлетно-посадочная полоса.



Завод из месяца в месяц улучшал работу. Уже в первом квартале 1942 года он увеличил выпуск самолетов по сравнению с первым кварталом 1941 года в 5 раз. Среднесуточный выпуск самолетов достиг 10-11 штук. В 1942 г. было выпущено 3473 самолетов ЯК-1.



Коллектив Саратовского авиационного завода одним из первых в СССР 11.06.1942 получил Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета обороны за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании по отраслям промышленности. Коллектив Саратовского авиационного завода удерживал знамя 6 месяцев подряд.
26 июля 1942 года Саратовский авиационный завод был награжден высшей наградой СССР - орденом Ленина. Многие работники завода также были удостоены государственных наград.



В феврале 1943 года был испытан и принят к производству самолет Як-1М. Среднемесячный выпуск самолетом Як-1М достиг 310-320 штук.





Помощь Красной Армии была всенародной. Саратовские колхозники Ф. Головатый, А. Селиванова, С Тимофеев и другие внесли в фонд Красной Армии свыше 100 миллионов рублей из собственных сбережений. На эти деньги завод изготовил самолеты, которые были вручены лучшим летчикам - Б.Н. Еремину, А.Ф. Лавренову, А. Покрышеву.
Саратовский авиационный завод внес огромный вклад в битве за господство в небе. Он был, как бельмо на глазу у врага. Он являлся одной из самых желанных целей для фашистской авиации. Его нужно было уничтожить, во чтобы-то ни стало.









24 июня 1943 года в 0 часов 39 минут начался самый массированный налет немецких бомбардировщиков. В течении 50 минут фашистские стервятники тремя колонами, делая один заход за другим, сбрасывали фугасные бомбы на Саратовский авиационный завод. В результате этого авианалета было разрушено более 70% заводских корпусов, оборудования оснастки, незавершенного производства. Погибло 15 работников завода. В память о жертвах этого налета 02.07.1969 г. и о других погибших на полях Великой отечественной войны заводчанах на территории завода был открыт мемориальный комплекс.







Однако, несмотря на столь значительный урон, уже 29 июня началась сборка самолетов Як-1. Государственный комитет обороны установил срок восстановления завода к 1-му октября 1943 года. Завод был восстановлен на 17 дней раньше срока. Через 80 дней и ночей завод был не только восстановлен, но и расширен. 13 сентября 1943 года завод вышел на выпуск такого же количества самолетов, что и до авианалета. Всего в 1943 году было выпущено 2855 самолетов Як-1.



В сентябре 1943 года руководству завода было поручено провести техническую подготовку и начать производство нового истребителя Як-3. Этот истребитель в дальнейшем был признан лучшим легким истребителем 2-й мировой войны.



В январе 1944 года было освоено производство боевого истребителя Як-3. На саратовских самолетах сражались французские летчики полка «Нормандия-Неман» и польского полка «Варшава». Вкладом коллектива Саратовского авиационного завода в Победу над гитлеровской Германией стали выпущенные во время войны истребителей Як-1 - 8668 шт. и Як-З - 4009 шт., автоматы ППШ, корпуса гранат Ф-1 («лимонка»), мины, зенитные установки.



9 мая 1945 года - День Победы. Победы - трудной, заслуженной.

2 июля 1945 года Саратовский авиационный завод за огромный вклад в Победу был награжден орденом Трудового Красного Знамени. На вечное хранение было передано Красное знамя Государственного Комитета обороны, которое 28 раз в годы войны присуждалось Саратовскому авиационному заводу по итогам Всесоюзного социалистического соревнования.



Глава 1
Глава 2
Главы 3-5
Глава 6
Глава 7
Финал
Приложение
Музей САЗа: часть 1 часть 2 часть 3 Налёт на САЗ

#Саратов, авиация, САЗ, краеведение

Previous post Next post
Up