Продолжаем прогулку по экспозиционно-выставочному комплексу Приволжской железной дороги, который был представлен ко дню железнодорожника. И на очереди у нас служба водоснабжения Рязано-Уральской железной дороги. Кто не видел водонапорных башен на исторической линии РУЖД. Они до сих пор сохранились на многих станциях. Башня станции Покровск-Приволжский и стала центром экспозиции службы водоснабжения, ведь вода раньше была двигателем железной дороги. Да-да! Паро-воз!
Здесь можно ознакомиться с тем, как работала башня.
Хочется отметить, что начальник Приволжской железной дороги был лично вовлечён в процесс восстановления комплекса. Одним из ярких подтверждений является эта экспозиция, где на стендах разместились пояснения, которые я отправлял Сергею Анваровичу в ответ на его вопросы.
А снаружи была добавлена существенная деталь - чугунная чаша с питьевым фонтанчиком, которая является рабочей. В Энгельсе на башне эта деталь была утрачена, и я отправлял фотографии сохранившихся чаш с указанием станций РУЖД. И вот она уже на месте. Теперь каждый может её не просто увидеть, потрогать, но и воспользоваться по назначению! Для комплекса экспонаты искали по всей Приволжской железной дороге!
Пора зайти внутрь.
Здесь мы видим сохранившуюся чугунную лестницу! Правда ко второму баку подняться не получится, вопрос о том, как использовать башню выше пока открыт.
Зато на нижнем уровне мы можем полистать подлинные документы на водоснабжение станции Привольская 4-го паровозного отделения РУЖД.
И подлинные чертежи, фиксирующие состояние станции в 1946 году.
А вот схема водоснабжения. Насосные, водоёмное здание, паровозные колонки.
Мерная линейка для отслеживания уровня воды в баках.
А это самые старые артефакты - остатки деревянного водопровода.
Оказывается, Колесников выполнял заказы РУЖД, причём с особой формой для литья люков!
А вот и паровозная колонка. По этой гидроколонке, расположенной между путей, вода из башни подавалась в тендер паровоза. Время наполнения тендера составляло 10-15 минут. Дальше вода попадала в паровые котлы паровозов.
Вертикальный паровой котёл Шухова 1898 года. Подобные котлы использовались на железной дороге, например в водонапорных башнях для исключения промерзания воды зимой.
Получилось просто замечательно. Тематическая экспозиция, которая ещё не завершена. Что же будет дальше?
Напомню что было в
мае 2021, в
августе 2021 года.
Продолжение прогулки по экспозиции следует...