Преображение комплекса железнодорожной станции Покровск-Приволжский

May 12, 2021 15:01

Все, кто смотрит мой Инстаграм, видел в прошлом месяце, что происходит на станции Покровск-Приволжский. Теперь же покажу это подробнее.



Напомню, что ещё не так давно здание вокзала пытались практически уничтожить. Тогда органам охраны памятников срочно пришлось включать его в списки памятников. Причём согласно экспертизе, был выявлен целый ансамбль из 10 (!) ценных построек, который получил статус регионального памятника!

К счастью, у нового руководства Приволжской железной дороги другие приоритеты. С Сергеем Анваровичем Альмеевым мы общались неоднократно, и каждый раз обсуждали сохранение культурного наследия, создание музейных экспозиций, попытку вернуть аутентичность железнодорожным объектам. Все нынешние работы (строительство грузового обхода, ремонты и работы по сохранению) ведутся в соответствие с законами, а это значит соответствующие экспертизы, обсуждения, утверждения и т.п. Это конечно замедляет работы, но зато в итоге будет получен максимально правильный результат.

Про станцию Покровск-Приволжский я неоднократно писал. 7 лет назад был обзорный пост: Станция Покровск-Приволжский. Почему сюда не ходят пассажирские поезда: Станция Покровск. Забытая станция. А сегодня здесь кипит работа. Очищается кирпич, появилась новая фальцевая кровля вместо шифера.



Деревянные пристройки не снесены, а восстанавливаются так, какими были сделаны изначально!



А рамы! Деревянные рамы с оригинальной расстекловкой.



Даже фурнитура подобрана приближённая к архитектуре здания.



Входной портал с нишей под герб.



Зайдём внутрь?



Здесь тоже сохранится оригинальная отделка стен.



Одна из интересных находок. Под советской плиткой обнаружилась дореволюционная плитка.



И не абы какая, а с завода "Дзевульский и Лянге", о чём свидетельствует данное клеймо.



Исторические деревянные колонны.



Рядом с вокзалом водонапорная башня.



Она была выстроена по типовому проекту, разработанному по заказу Общества Рязано-Уральской железной дороги для новых линий в 1898 году инженером Н. А. Виноградовым.



Башня построена в модном тогда мавританском стиле (вспомните дом Тилло на Сакко и Ванцетти).



Кирпич очищен, восстановлены исторические окна - "печати царя Соломона" (символ из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников, помещённый на перстне-печатке царя Соломона, который давал ему власть над джиннами и возможность разговаривать с животными - используется почти во всех религиях).



Внутренности башни тоже восстановят. Её можно будет осматривать.



На тот момент это была передовая конструкция. Главное отличие - установленные один над другим два бака для воды. Основной и запасной, по схеме, предложенной инженером Роткевичем. При выводе из эксплуатации одного из баков для обслуживания башня не прекращала работу. Кроме этого был устроен обогрев баков и "поплавки", выходящие на крышу, сигнализирующие об уровне воды в баках.



Есть на перроне и старые вагоны. Они тоже в перспективе будут восстановлены и включены в историческую экспозицию.



Об одном из них я делал публикацию: Станция Покровск. Правительственный вагон-салон.



Вдоль перрона убран весь мусор, уложена плитка и благоустройство продолжается - посажены туи. Всё это резко контрастирует с задним фоном.



А там ряд других красивейших когда-то сооружений - круговое паровозное депо. Всё потому что это давно не собственность железных дорог. Найти собственника зданий не могут, и понудить его соблюдать законодательство об охране памятников (а это один из ОКН регионального значения) - тоже.



Перед ним здание билетных касс (пожарный сарай)



Вот так оно выглядит сбоку. Работы ведутся и в нём.



А это здание к объектам ансамбля не относится. Но тоже будет ремонтироваться в той части, что принадлежит железным дорогам. Вероятно это был жилой дом начальника станции.



Возвращаемся к зданиям-памятникам. Телефонно-телеграфная станция.



Здесь тоже предусмотрено интересное наполнение помещения.



За ним - внутренний дворик, который станет зоной отдыха.



В его сторону выходит задний фасад бывшей амбулатории.



Товарная контора. Этот объект тоже не принадлежит Приволжской железной дороге. Его бы привести в порядок тоже.



Всесоюзный староста Калинин, выступал когда-то перед покровчанами, приехав на вокзал Покровск-Приволжский. Его бюст, который был перенесён сюда с набережной Энгельса.



В общем работы идут и скоро нас ждёт что-то интересное и уникальное. Осталось только немного подождать...

водонапорная башня, Энгельс, вокзал, архитектура, объект культурного наследия, Энгельский район, артефакты, РЖД, краеведение

Previous post Next post
Up