Централизованное электроснабжение Саратова и устройство трамвайного движения берут начало от договора, заключенного с бельгийским анонимным акционерным обществом «Взаимная компания трамваев», которое состоялось 15 апреля 1905 года.
«Взаимная компания трамваев» получила «исключительное право на срок концессии… устроить в Саратове центральную электрическую станцию, прокладывать от нея по улицам и площадям города воздушные, а равно и подземные проводы для отпуска электрической энергии для освещения, для технических и других целей».
Городская управа была обязана самостоятельно новых электростанций не строить, освещения не проводить и никому подобных прав не давать.
1 октября 1908 года по Немецкой линии прошёл пробный трамвай. С 9 октября по ней открылось постоянное трамвайное движение от железнодорожного вокзала до волжских пристаней (через нынешние Вавилова, проспект Кирова и Волжскую).
Столб, установленный прошлой зимой рядом с трамваем - один из самых старых и уникальных в городе. Он именно трамвайный. То есть фактически - опора контактной сети.
До этого он стоял у бывшей конечной трамвайного маршрута №1 на улице Рамаева, куда вероятнее всего был перенесен с улицы Московской (с 1952 года в связи с подготовкой Московской для троллейбусного движения осуществлялся перенос трамвайного полотна на соседние улицы). А Московская линия трамвая была открыта второй по счёту - в 1908 году и была одной из двух полностью двухпутных. А столб этот именно от двухпутной линии.
Он отличается от других фермовых металлических столбов, которые можно встретить в городе. В отличие от советских (на Техстекле) он клепаный, а не сваренный из уголков. В отличие от самых распространенных (Мичурина, Агафоновка и т.д.) он узкий. Обратите внимание на эту дореволюционную фотографию. Тут сразу два варианта - электрический (справа, таких ещё много) и опора контактной сети (наш вариант) с перекладиной.
Сейчас на Рамаева происходит снос старых домов, готовится проект по долгострою и строительная площадка под новые дома. Неизвестно сколько бы там стоять этому столбу, который не выполнял уже никаких функций, а лишь мешал бы проезду строительно техники. Но к счастью он был перенесён второй раз и теперь уже с благой целью - стать частью проекта "Саратовские артефакты", нести частичку городской истории.
Вот так он теперь выглядит в компании с трамваем из Липок.
И ещё немного информации.
Саратовские артефакты: электрический столб. Продолжение Саратовские артефакты:
городская иллюминация,
вывески,
транспорт,
рельсы на советской,
дворы,
брусчатка,
переход,
дореволюционная канализация,
дореволюционные почтовые ящики,
светофоры,
подсвечник,
остатки "конной мостовой",
фонарные столбы,
ларьки из 90-х,
жернов,
семафор