Саратовские артефакты: электрический столб

Aug 30, 2019 15:00

Централизованное электроснабжение Саратова и устройство трамвайного движения берут начало от договора, заключенного с бельгийским анонимным акционерным обществом «Взаимная компания трамваев», которое состоялось 15 апреля 1905 года.




«Взаимная компания трамваев» получила «исключительное право на срок концессии… устроить в Саратове центральную электрическую станцию, прокладывать от нея по улицам и площадям города воздушные, а равно и подземные проводы для отпуска электрической энергии для освещения, для технических и других целей».

Городская управа была обязана самостоятельно новых электростанций не строить, освещения не проводить и никому подобных прав не давать.

1 октября 1908 года по Немецкой линии прошёл пробный трамвай. С 9 октября по ней открылось постоянное трамвайное движение от железнодорожного вокзала до волжских пристаней (через нынешние Вавилова, проспект Кирова и Волжскую).



Столб, установленный прошлой зимой рядом с трамваем - один из самых старых и уникальных в городе. Он именно трамвайный. То есть фактически - опора контактной сети.



До этого он стоял у бывшей конечной трамвайного маршрута №1 на улице Рамаева, куда вероятнее всего был перенесен с улицы Московской (с 1952 года в связи с подготовкой Московской для троллейбусного движения осуществлялся перенос трамвайного полотна на соседние улицы). А Московская линия трамвая была открыта второй по счёту - в 1908 году и была одной из двух полностью двухпутных. А столб этот именно от двухпутной линии.



Он отличается от других фермовых металлических столбов, которые можно встретить в городе. В отличие от советских (на Техстекле) он клепаный, а не сваренный из уголков. В отличие от самых распространенных (Мичурина, Агафоновка и т.д.) он узкий. Обратите внимание на эту дореволюционную фотографию. Тут сразу два варианта - электрический (справа, таких ещё много) и опора контактной сети (наш вариант) с перекладиной.



Сейчас на Рамаева происходит снос старых домов, готовится проект по долгострою и строительная площадка под новые дома. Неизвестно сколько бы там стоять этому столбу, который не выполнял уже никаких функций, а лишь мешал бы проезду строительно техники. Но к счастью он был перенесён второй раз и теперь уже с благой целью - стать частью проекта "Саратовские артефакты", нести частичку городской истории.

Вот так он теперь выглядит в компании с трамваем из Липок.



И ещё немного информации.



Саратовские артефакты: электрический столб. Продолжение

Саратовские артефакты: городская иллюминация, вывески, транспорт, рельсы на советской, дворы, брусчатка, переход, дореволюционная канализация, дореволюционные почтовые ящики, светофоры, подсвечник, остатки "конной мостовой", фонарные столбы, ларьки из 90-х, жернов, семафор

#Саратов, Волжская, артефакты, трамвай, Рамаева, краеведение

Previous post Next post
Up