Оригинал взят у
alice2015 в
Рифма в стиле модернМодерн невероятно многолик: несмотря на типичные приёмы и узнаваемые детали, кажется, что нет двух одинаковых зданий, построенных в этом стиле, - все они оригинальны и неповторимы. Тем больше удивляет внезапное сходство сооружений модерна - как в истории с саратовским
домом Рейнеке и московским
особняком Рябушинского. И это не единственный пример: в Саратове и Пугачёве стоят два дома, перекликающиеся друг с другом, как рифмованные строчки стихотворения. И только размер совсем не стихотворный: между особняками-двойниками - больше 200 км.
Два дома - две судьбы. Пугачёвскому зданию повезло больше: здесь расположился районный отдел ЗАГС, и в 2014-м его отреставрировали. Теперь не заметить особняк невозможно - его плавные линии и пастельные цвета выделяются на фоне скромной застройки Революционного проспекта.
Ассиметричная композиция, большое окно причудливой формы, фрагмент лепного растительного орнамента по фризу, изящные решётки по верху фасада, глазурованная плитка - эти приметы модерна каким-то чудом дожили до нашего времени. А вот об истории здания нет практически никаких данных - ни об архитекторе, ни о владельцах. Известно только, что в начале прошлого века дом принадлежал приказчику местного конезавода.
О саратовском близнеце пугачёвского ЗАГСа информации больше - он известен, как дом присяжного поверенного Александра Дыбова. В конце XIX века на его месте стоял одноэтажный кирпичный флигель, из которого в 1910 - 1911 годах вырос особняк в стиле модерн. После 1916 года дом сменил несколько хозяев, а в итоге был отдан детскому саду, который располагается здесь и по сей день.
В отличие от своей пугачёвской копии, саратовское здание на Первомайской привлекает внимание не красотой, а ветхостью - без слёз не взглянешь. С фасада осыпается плитка, некоторые детали убраны в непонятные металлические коробки, утрачена половина кованых ворот и решётка над фризом.
И всё же сходство не заметить невозможно: композиция, центральная часть здания со сложными окнами, растительные мотивы в оформлении фасада - детали одного дома будто отражаются в другом. О причинах такого созвучия остаётся только догадываться.
Но есть и различия. В пугачёвском особняке на одно окно меньше, а в декоре отсутствует один выразительный элемент, и теперь уже сложно сказать - то ли не сохранился, то ли его там никогда и не было.
Какое из зданий было построено раньше, почему они так похожи, кто автор проекта - может быть, эта загадка модерна когда-нибудь будет разгадана. А пока более актуален другой вопрос - как сохранить хрупкую красоту прошлого…