Как "расширяют" саратовские дороги?

Feb 24, 2012 03:00

Говоря о перспективах передвижения по городу Саратову, всё сводится к тому, что пропускная способность улиц падает и город такими темпами скоро встанет в одну большую пробку. А почему?

Если начинать издалека, то автомашин в советское время в городе было гораздо меньше, чем сейчас. В 19 веке, когда был утверждён план застройки города и сформировался нынешний центр, их не было и вовсе. Улицы должны были быть настолько широки, чтобы могли разъехаться две телеги.

В 30-е годы ХХ века в городе насчитывалось около сотни легковых автомобилей, в области общее число автомобилей всех типов составляло порядка 3000. Сейчас же на тысячу жителей в области приходится около 250 автомобилей (почти миллион автомобилей на область).

При этом центр у нас не меняется. Улицы как были узкими, так ими и остались. Все любят только и говорить о том, что улицы у нас узкие, надо их расширять, иначе город остановится. Но всё, что я вижу последние десятилетия в городе расходится со словами, причём делается всё наоборот. Я конкретизирую на отдельных примерах...

Ещё в Советское время началась застройка улиц поперёк. Видимо не было тогда и в мыслях, что советский народ будет иметь каждый по автомобилю. Транспортные функции тогда выполнял общественный и ведомственный транспорт.
Так, были построены дома перегородившие улицы: Челюскинцев, Мирный переулок. Были построены заводы, перегородившие Железнодорожную и Большую Садовую. Примеров не счесть. Уже в постсоветское время построили дом поперёк Пугачёвской. Интересно чем тогда руководствовались архитекторы?



В советское время был разработан план по расширению Михайловской улицы (Вавилова) и превращению её в бульвар. В итоге мы бы получили 2 дороги (как на Астраханской и Рахова) с односторонним движением, которые бы разгрузили соседние улицы. Трамвай мог бы ехать по центру бульвара, не мешая движению автотранспорта.



Что сделано:
Был снесён частный сектор в начале улицы. Остальные дома в перспективе дублирующей улицы бульвара тоже представляли собой ветхий фонд, который реально было снести, но почему-то эти дома простояли достаточно долго. Вся новая застройка до 90-х годов велась за пределами красной линии будущего бульвара.
Что случилось:
Первое капитальное здание, выстроенное на месте будущего бульвара - новодел 90-х - здание галереи Каштан. В 2000-х на противоположном конце будущего бульвара был построен бизнес-центр "Ковчег". В настоящее время застройка снесённого ветхого фонда продолжается.
Что будет дальше:
Планируется постройка ещё нескольких зданий от строящегося здания рядом с "Ковчегом" до галереи Каштан. Таким образом будет застроен газон с молодыми деревьями перед домом на Пугачёвской и снесены 3 оставшихся ветхих дома с т.н. особняком Иванова.
В новых домах разместятся офисы и торговые площади. В итоге количество автомобилей, которым нужно будет попасть на Вавилова и припарковаться ещё больше увеличится.



В советское время было запланировано пробить Советскую до Соборной. Для этого нужно было лишь снести памятник архитектуры на Радищева, которым Советская прерывалась.



Что сделано:
Жилые дома были построены в соответствии с направлением будущей улицы.
Что случилось:
О планах забыли. Недавно был построен дом на месте планируемого пересечения с Соборной.
Что будет дальше:
Пробивка невозможна.



В советское время, а потом уже и в 90-х были разработаны планы перспективных развязок и пробивок улиц для улучшения транспортной обстановки города. Большинство из них до сих пор обозначены в генплане города красными линиями. Это означает, что в пределах этих линий капитальная застройка запрещена.

Одна из таких перспективных улиц - Техническая в её начале от проспекта 50 лет Октября. Ещё давно планировалось пустить трамвай через мост на 1-й дачной по улице Технической и сделать широкую улицу. Благо застроена необходимая площадь частным сектором.



Что сделано:
Мост был построен с учётом трамвая и двух разнонаправленных автодорог.
Что случилось:
Началось капитальное строительство в самом начале улицы Технической, там где дорогу собирались расширять.
Что будет дальше:
Если строительство не будет остановлено, то расширение Технической остаётся под большим вопросом.



Ещё одна пробивка с расширением планировалась в районе Политеха. Здесь собирались пробить бульвар Большой Садовой улицы до Политехнической через частный сектор, а так же пробить улицу Колчкова туда же и тем же образом. В итоге улицы бы становились не только широкими, но и прямыми, сокращая расстояние, светофоры и пробки.



Что сделано:
Многоэтажные жилые дома в советское время построены чётко по границам красных линий, что даже удивляет при взгляде на спутниковый снимок.
Что случилось:
На планируемом пересечении Политехнической и Клочкова построен магазин "Палитра вкусов", на месте начала спрямления Клочкова в конце года рыли котлован, возможно под капитальное строительство.
Что будет дальше:
Если строительство не будет остановлено, то планы не будут осуществлены.



Давайте вспомним улицу Чапаева. За последние 15 лет было снесено много малоэтажных дореволюционных домов. Вместо них теперь красуются многоэтажные здания с магазинами, банками и квартирами. А Чапаева каждый день задыхается в одной большой пробке. А что мы хотели получить? При том, что потребности из-за плотности в подъезде транспорта возросли, а улица шире не стала. Вместо того, чтобы построить новые дома как можно дальше от границ улицы, сейчас их строят как можно ближе. Потому что это лишняя площадь, которую можно продать. Разве застройщик будет думать об удобстве для города. Его всегда будет интересовать только прибыль, это же бизнес!



В центре продолжают строиться огромные дома (типа Дуэт, Статус, Некрасoff-дом, Триумф и т.п.), много подобных домов ещё планируются. В итоге сносится 2-этажный дом, строится 20-этажный. Посчитайте какова потребность в свободном пространстве у жителей этого дома? Сколько нужно места под парковки, под детскую площадку. Зачастую на это места не остаётся вообще.



Снос частного сектора сейчас производится не для расширения дорог или строительства парковок, а для строительства очередных многоэтажек. Опять же - это бизнес. Но в итоге мы становимся заложниками бизнеса застройщиков и тех, кто с ними в доле. Нам постоянно твердят о том, что места улицы у нас в городе узкие, при этом вместо их расширения ещё больше ухудшают транспортную ситуацию в городе, причём необратимо. Капитальную застройку уже вряд ли снесут.

Поэтому я ещё не раз буду возвращаться к этому вопросу в своём блоге. К сожалению :(

#Саратов, транспорт, трамвай, краеведение

Previous post Next post
Up