Про лайнер "Нормандия", ар деко и многоуровневые потолки. Часть 1

May 09, 2010 16:15



Вдохновившись постом замечательных Senart http://senart-artdeco.livejournal.com/12626.html#cutid1, я вспомнила, что в свое время готовила проект керамического панно по мотивам декора лайнера "Нормандия" для одного дизайнерского конкурса. Самое вкусное из собранной мною тогда информации предлагаю вашему вниманию.



Панно курительной комнаты. Жан Дюнан. 1935

Как-то в конце 1930-х годов Илье Ильфу и Евгению Петрову посчастливилось плыть в 1-ом классе  «Нормандии» в Нью-Йорк.



В своей книге "Одноэтажная Америка" они так описывали свое путешествие: «Мы отправились осматривать пароход. Пассажир третьего класса не видит корабля, на котором он едет. Его не пускают ни в первый, ни в туристские классы. Пассажир туристского класса тоже не видит "Нормандии", ему тоже не разрешается переходить границ. Между тем первый класс - это и есть "Нормандия". Он занимает по меньшей мере девять десятых всего парохода. Все громадно в первом классе: и палубы для прогулок, и рестораны, и салоны для курения, и салоны для игр в карты, и специальные дамские салоны, и оранжерея, где толстенькие французские воробьи прыгают на стеклянных ветках и с потолка свисают сотни орхидей, и театр на четыреста мест, и бассейн для купания - с водой, подсвеченной зелеными электрическими лампами, и торговая площадь с универсальным магазином, и спортивные залы, где пожилые лысоватые господа, лежа на спине, подбрасывают ногами мяч, и просто залы, где те же лысоватые люди, уставшие бросать мяч или скакать на цандеровской деревянной лошадке, дремлют в расшитых креслах, и ковер в самом главном салоне весом в тридцать пудов. Даже трубы "Нормандии", которые, казалось бы, должны принадлежать всему пароходу, на самом деле принадлежат только первому классу. В одной из них находится комната для собак пассажиров первого класса. Красивые собаки сидят в клетках и безумно скучают. Обычно их укачивает. Иногда их выводят прогуливать на специальную палубу. Тогда они нерешительно лают, тоскливо глядя на бурный океан».



Упомянутый бассейн, точнее опоясывавший его керамический фриз, и внушил мне тогда мысль сделать свой проект.



Бассейн длиной 22,5 м и шириной 5 м был облицован 380 тыс. керамических плиток производства Севрской мануфактуры.  Невысокий потолок бассейна имел скрытую подсветку. Непрямой свет создавал полную иллюзию бледнеющего теплого дня на одном из морских пляжей Франции. Обратите внимание на многоуровневый потолок - ар деко и сейчас в наших домах, не правда ли?;)



Архитекторы заказали изготовление керамического фриза по картону Виктора Меню в Обани. В 1935 г. процветающая керамическая фабрика «Gentil et Bourdet» оформила роскошный бассейн «Нормандии» мозаикой.



К бассейну примыкал бар, оформленный тем же образом.



Найти цветные фотографии этих помещений, чтобы получить более полное впечатление о сюжете и цветовой гамме декоративного фриза, мне не удалось. Зато нашлись черно-белые фотографии и несколько цветных иллюстраций, выполненных неизвестным художником, путешествовавшим на «Нормандии».





А вот проект, который я в итоге предложила на конкурс. Мне дали за него III место, рюкзак IKEA и жуткого вида вазочку. Сейчас я бы сделала совсем другое цветовое решение, но тогда мне казалось, что чистые беспримесные цвета - это самое то для ар деко.



Старожилы вспомнят, что похожим образом выкладывались панно 1960-1970-х гг. в СССР, у меня есть стойкая ассоциация на этот счет. Многоуважаемый Александр Васильев, чью лекцию по ар деко мне довелось послушать, вообще считает, что ар деко дошел до СССР именно в 1960-х гг. через Прибалтику. Но это так, к слову.

Часть 2
http://diviola.livejournal.com/10175.html

Нормандия, ар деко

Previous post Next post
Up