Крит (Crete, Κρήτη)
известный более всего как пристанище несчастного, "опасного и злобного"
Минотавра, незаконного сына царицы Пасифаи, неверной супруги царя Миноса, за
припадание к рогам которого спасибо
tacente (
портрет Tacente). Крит был для меня всегда некой ступенью посреди вод, на которую оперлась нога Большой Цивилизационной Парадигмы, покидавшая потихоньку Египет и нацелившаяся на европейскую античность, для чего, прежде чем примерить по ноге Италийский Сапожок, она облюбовала себе острый островок в океане, осела там и принялась смешивать краски, для надежности, похоже, на крови. Ибо именно такой цвет имеют колонны Кносского дворца.
"На Крите, так же как некогда в Египте, именно мужчин изображали с красновато-коричневой кожей, а женщин наделяли белой, известково-белой".
Анатолий Варшавский: "Города раскрывают тайны", М. 1957.
Реконструкции росписей стен Кносского дворца
Белый мужчина: "Критский принц"
Белые женщины: "Дамы в голубом"
Коричневые женщины: "Жрицы"
Коричневые мужчины: "Носители ваз"
Коричневые мужчины и белая женщина: "Процессия"Четыре реки ада
по Данте, проистекают из слез Критского старца. Старец -- это некий истукан, рыдания которого и дают начало Стиксу (Ненавистному), Флегетону ("Жгучему", кипящему, ниспадающему кровавым водопадом), Ахерону (Ашерону, Скорбному), и Коциту (Кокиту, Плачу). Коцит обычно считают замерзшим озером в самом низу, где томятся предатели. Кроме этой четверки есть еще Лета (Забвение). Те же реки называет и
Мильтон. Впрочем, если считать Коцит все-таки озером, рек в Аду у нас получается четыре. Кажется, они сменяют одна другую, меняя консистенцию и название, ниспадая по течению.
"Вся плоть, от шеи вниз, рассечена,
И капли слез сквозь трещины струятся".
Спасибо
a7sharp9 за цитату.
Четыре реки рая
зеркалят идею о четырех реках ада (или действует простейшая нумерология), текут в направлении четырех сторон света и берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре рая.
"Река же выходит из Эдемского рая, напояя райские деревья. И разделяется [эта река] на четыре реки. И имя одной [реки] - Фисон, второй имя Геон, третьей имя Тигр, четвёртой имя Евфрат. А Фисон обходит всю землю Элладскую, где рождается хорошее золото. Там есть и драгоценные камни, и рубин зелёный. Евфрат же обходит всю землю Эфиопскую, Иерусалимскую. Геон же обходит Ассирийскую землю".
("Сказание о сотворении Богом Адама",
Список середины XVII в. РГБ. Румянцевское собр. N370). Спасибо
sonnabend за идею.
"Critias. With such blessings the earth freely furnished them; meanwhile they went on constructing their temples and palaces and harbours and docks. And they arranged the whole country in the following manner."
Спасибо за цитату, относящуюся не к Криту, а к Критию,
Платону.
Аллегорически Критский старец олицетворяется Великаном, опирающимся на хрупкие глиняные ноги, и близок час его конца. Старец этот обращен спиной к Домиате (городу в дельте Нила), к Востоку, ибо Восток, якобы, отжил свой век, лицом же он обращен к Риму, где, как в зерцале, отражена былая слава всемирной монархии и откуда - надеется Данте - еще воссиет спасение мира. Истукан обладает золотой головой, серебряным торсом и руками, медными чревом и бедрами, голенями и ногами из железа. Главный его опорно-двигательный аппарат, тем не менее, был из глины. Так он и стоял, весь сияющий и очень страшный, пока некий таинственный камень (видимо, метеорит) не сорвался откуда-то сверху "без содействия рук", не ударил в нашего истукана, во все его железные и глиняные ноги, и не разбил их. Камень означает последнее царство, которое сокрушит все предыдущие, а само будет стоять вечно.
"Всё изваяние, кроме золотой головы, надтреснуто (пороки, изъязвляющие человечество), и текущие сквозь трещины слезы (мирское зло), проникая в преисподнюю, образуют в ней адские реки. Вся эта впадина - воронкообразная пропасть Ада, где поэты, спускаясь с уступа на уступ, проходят по каждому из них часть пути, двигаясь всё влево, пока не опишут полный круг".
Из примечаний к [Божественной] Комедии.
"Глобальное разрушительное действие греха Данте наглядно демонстрирует на фигуре Критского Старца. Этот образ - очередной синтез аристотелевской логики и библейской легенды в духе Фомы Аквинского".
Елена Литвинова --
Критский старец и алхимический метод.
А что же колонны?
Да вот ничего колонны. Говорят, что во времена "Миноса" (как его звали на самом деле, никто не знал, и вообще, это была целая линия царей-жрецов Миносов, а Артур Эванс был, в общем, в своем праве), они, может, и не были такими уж красными.
И может быть, мое стремление к ним, к красным этим колоннам, и к спиральной железной колонне, сплетенной из трех змей и привезенной Константином в Константинополь из храма Аполлона в Дельфах, и к черным колоннам в Кентерберийское аббатство, где похоронен Томас Бекет, -- это чистая фрейдятина... взнесемся ж выше мы главою непокорной любых нефритовых столбов...
Реконструкция Кносского дворца
План Кносского дворца-Лабиринта (Тяжелый)
По теме:
В индуизме четыре реки рая текут с горы Меру, образуя горизонтальный крест земного мира и соотносясь с четырьмя элементами, четырьмя фазами циклического развития, четырьмя эпохами (югами). Четыре реки, указывающие стороны света, известны в шумеро-семитской традиции, в библейских легендах, есть они и в мусульманской традиции; упомянуты четыре реки и в "Младшей Эдде".
Реконструкции кносских
настенных росписей.
Burmali Sütun -- спиральная колонна, привезенная Константином из Дельф
Архиепископство Кентерберийское, The original site of The Tomb of St. Thomas à Becket in The Eastern Crypt
© P.E.
Blanche Критская тавромахия
Минотавр, типа