Дом, который построил Ди

Oct 21, 2004 18:31

"Дом доктора Ди". Питер Акройд. (Язык прочтения -- русский).

"Вы узнаете музыку? Это музыка сфер".

Кто же не знает Доктора Джона Ди? Герой романа Питера Акройда, человек, "работающий со старыми книгами и документами", поначалу каким-то образом не знает. Шекспиром, Бэконом и вообще елизаветинцами, видимо, не интересовался, на ангельских языках не говорил, в братствах не состоял, в процессах не участвовал, в Прагу интернирован не был. "Я не принадлежу к вашему ордену Inspirati -- так, кажется, вы себя именуете?"

Зато кое-что о нем знает сам Акройд, и good for him.



Kelly & Dee, Dee & Kelly: ангельский равно английский


Еще Johannes (John) Dee (1527-1608) был первым агентом 007, (уж кому, как не Радио Свобода, об этом знать), прототипом шекспировского Просперо из "Бури" (“Be not afeard; the isle is full of noises, sounds and sweet airs, that give delight, and hurt not...” [Послушать кусочек "Темпеста" в исполнении Ральфа Файнса и обалдеть], сжег у себя в доме три тома своих рукописей, а они потом чудесным образом обнаружились под грушей в саду; естественно, был лжецом, страдальцем, мистиком и авантюристом, астрологом, картографом и алхимиком, и, похоже, обладал красивым и загадочным круглым почерком.


Почти ничего этого не пишет Эйкройд (транслитерируем его так, для разнообразия). Ни о Степане Батории, ни о Федоре Иоанновиче, ни о Елизавете и всей интриге с авторством шекспировских текстов, ни об энохийском языке, ни о.. ни о.. Ниобе, Ниобее (это просто звук, не обр. вн.) Собственно, имеет право. Он написал роман, а не биографическую повесть. И все же одной из интриг этого романа является взаимодействие Ди с его "сотрудником" и медиумом Эдвардом Келли, именно в этом составе герметическая пара поехала окучивать в Прагу императора Рудольфа II, короля алхимиков, и тут у нас ключик бесцельно проворачивается в замочке, и дверь остается закрытой. У Эйкройда прекрасно выписана тонкость перехода из сознанки в несознанку, и, вроде, Келли выходит шарлатаном и подлым обманщиком, злым гением Ди и отравителем, и ни с каким ангелом Уриелем он книги Еноха не сверял ("Zacare, ca, od Zamran! Odo cicle qaa; zorge, lap zirdo noco Mad, hoath Iaida!"). Однако ж видения героя, бедного Homo Unculus'a, свиваются и развиваются, как коридорчики и балкончики на гравюрах Пиранези, и вот уже какая-то девочка в хрустальном шарике оказывается настоящей, оттуда просвечивает сюда, и читатель вдумчиво вздымает палец вверх: "Эге! Все это неспроста! Но не с какого проста -- не знаю..."

Странным образом Акройд прячет концы всей этой интриги в воду: он вовсе не упоминает поездку Ди и Келли в Прагу.

О Войничевом манускрипте у miss_arbuthnot

"Ну вот ты и пропал, человечек".

Еще один персонаж романа Эйкройда -- Лондон. Почему-то он не дает ни автору, ни его герою спокойно жить, и почему-то его надо искупить.

"Но я знаю Лондон..."
"Этого города ты не знаешь. Другой займет там твое место, и хотя ты опять будешь жить в нем, он сведет с тобою знакомство только по книгам. Однако может статься, что он вновь отыщет тебя, пытаясь найти себя самого". [...] "Тогда Лондон будет искуплен, ныне и вовеки, и все те, кто неразлучен с нами, - живые или мертвые - станут вселенским волшебным градом".

Неисповедима английская душа. Неисповедимее русской, пожалуй. Хотя, наверное, не стоит нашим городам мериться с английскими искуплениями. Мериться не стоит, а подумать можно было бы, особенно сейчас.

Чего в книге нет

"Мы не очень-то в ладу с остальным миром: мы движемся назад, в то время как все окружающие по-прежнему устремлены вперед".


Самое широко известное творение Ди+Келли (или Бэкона, неизвестно) -- "Рукопись Войнича", это самый таинственный и самый не расшифрованный документ на свете. До сих пор все так и ломают головы -- фальшивка или нет? Явно присутствует алфавит, а в расшифровке документ ведет себя покруче Розетты или этрусской письменности (Etruscum est, non legitur). Истории о том, как манускрипт попал к мужу Этель-Лилиан Войнич, как по-разночински, в оводических декорациях, Этель и Вилфрид познакомились через тюремное окошко, как дошел разрисованный символами и деревьями текст до библиотеки Бейнеке, тоже вполне детективны, но мы слишком далеко уйдем от Эйкройда, и поставим ниже просто короткую справку от kuzjavyj. Документ богато иллюстрирован, как в цвете, так и монохромно. В нем можно найти изображения растений (особенно поражают подсолнечники, которые Акройд упоминает в ДДД снова _вне_ "войничского" контекста, обнаженные женщины в каких-то трубах и многое другое. Манускрипт считается либо записью "ангельских" диктовок, которым внимал Келли, а записывал за ним Ди, либо мистификацией.

"С тех пор я ни разу не видел его живым".


Итак, Voynich Manuscript - средневековый манускрипт якобы неизвестного происхождения, найденный коллекционером Вилфридом Войничем в 1912 году в Иезуитском Колледже на Вилле Мондрагоне, Фраскати, Италия. Неизвестны ни язык, на котором написан манускрипт, ни шифр, с помощью которого документ был зашифрован. Авторство документа приписывают Роджеру Бэкону (see here). По некоторым сведениям, документ был представлен императору Рудольфу Джоном Ди в конце 16 в. Впоследствии документ находился во владении Jacobus de Tepenec, личного лекаря императора Рудольфа. Спустя полвека манускрипт оказался в Пражском Университете, судя по приложенному к документу письму, написанному профессором Иоханнесом Марчи (Johannes Marci) в 1666(1665?) году св. о. Атанасиусу Кирхеру, известному иезуиту, ученому и переводчику, с просьбой о расшифровке манускрипта. Однако нет никаких свидетельств о том, как Атанасиус Кирхер поступил с манускриптом; в трудах Кирхера этот документ не упоминается вовсе. Ныне манускрипт хранится в библиотеке Бейнеке (Beinecke Library of Rare Books and Manuscripts) Йельского Университета.

Colour images of Voynich Manuscript



"Я буду рядом и поддержу вас, мой добрый доктор. И мы снова, как два юных бакалавра, отправимся на поиски истинного знания".

Конечно, отправимся. Чтение последнего времени вселяет в меня грустную, но правильную мысль, что на поиски истинного, или вовсе любого, не лежащего на поверхности, знания, как бы эти поиски ни назывались, отправляются те авторы (или люди), которые осознают две вещи:

1) Они не найдут
2) Пора отправляться

"Я ничего не вижу. Совсем ничего".

"Доктор Ди умер, шепча: "Света. Больше света".

Разрозненные цитаты по теме.

"Бессмертие, идиот, это не миф, а факт". (У. Эко. "Маятник Фуко").

Имя файла: странный кабинет доктора Дии

Я уже давно забыл, что являюсь Талботом. Во всяком случае, с тех пор, как решил называться Келли. По правде, я лишь подделал документы, как, впрочем, и все. Люди королевы беспощадны. Чтобы скрыть мои бедные обрезанные уши, я вынужден носить черную ермолку, и все бормочут, что я - маг. Ну и пусть. Такая известность приносит доктору Дии процветание.
Я поехал к нему в Мортлейк. Он как раз изучал какую-то карту. Дьявольский старец и не подумал выйти за пределы общих фраз. Зловещие молнии в лукавых глазах, костистая рука, гладящая козлиную бородку.
- Это манускрипт Роджера Бэкона, - сообщил он - Мне его одолжил император Рудольф II. Вам известна Прага? Советую побывать в этом городе. Там вы смогли бы обнаружить нечто, что изменило бы вашу жизнь. Tabula locorum rerum et thesaurorum absconditorum Menabani... Я бросил беглый взгляд на образец транскрипции тайного алфавита. Но доктор тут же спрятал манускрипт под кипой других пожелтевших листов. Жить во времени и в среде, где каждый листок, даже если он только что - с бумажной фабрики, желтеет!

[...]

"Кто роется в магических текстах, кто не дает покоя печам для приготовления металлов, тот стремится управлять звездами, еще один потеет над тайными алфавитами и универсальными языками. Рудольф II превращает двор в алхимическую лабораторию, он приглашает Коменского и Джона Дии, придворного астролога королевы Англии, который раскрыл все тайны космоса на нескольких страницах "Monas lerogliphica" Клянусь, это название труда, a monas означает "монада".
- Врачом Рудольфа II был Михаэль Майер, который написал книгу визуальных и музыкальных эмблем, "Аталанта Бегущая", истинный праздник философских яиц, драконов, кусающих себя за хвост, и сфинксов. Нет ничего яснее тайных цифр, все есть иероглиф чего-то другого. Ты только подумай, Галилей бросает камни с Пизанской башни, Ришелье играет в "монополию" с половиной Европы, а тут все таращат глаза, чтобы прочитать мировые письмена. Но обрати внимание, дорогая, что кроме свободного падения физических тел, внизу (или, лучше, вверху) имеют место и другие явления. Имя этому - abracadabra. Торричелли создавал барометр, а они - балеты, фонтаны и фейерверки в Императорском саду в Гейдельберге. И тридцатилетняя война вот-вот должна была разразиться".

(Там же и вокруг)

Мифология, pics, Ссылки, alchemy, english, links, Чтение, Британское

Previous post Next post
Up