В Ассизи, направляясь по очередной лестнице наверх, к храму Минервы и площади перед ним, проходишь арку с полустертыми фресками, как будто
выписанными акварельной кисточкой. Само по себе это довольно непривычно - от фрески ожидаешь если и не микеланджеловской монументальности, то хотя бы человеческих перуджиновских плоскостей, заполненных цветом. Эта же арка покрыта чем-то типа белой штукатурки, изукрашенной тонкими узорами. Основной мотив - нити-травинки, из которых вырастают странные люди, животные и обитатели бестиариев.
![](http://farm5.static.flickr.com/4045/4307868972_2c5f3c3f2a.jpg)
Этакие рукотворные обои; похожие узоры позже будет
вырисовывать прерафаэлит Вильям Моррис, например, да и то более грубо (ну, не удивительно, у Морриса откровенный дизайн, повторяющиеся узоры, а на фреске все-таки сюжетные изображения).
![](http://pics.livejournal.com/distan/pic/002213yh/s320x240)
Изображения вот такие:
![](http://farm5.static.flickr.com/4070/4307126031_1c74397985.jpg)
![](http://farm5.static.flickr.com/4017/4307867110_7037dfc979.jpg)
![](http://farm5.static.flickr.com/4040/4307127279_2e514f881e.jpg)
![](http://farm5.static.flickr.com/4063/4307867968_08e9e12a31.jpg)
Мы пообещали себе «посмотреть в интернете» и, заинтригованные, взошли в храм Минервы и далее. В следующие раз «тонкие фрески» выпрыгнули на нас в кастелло Сант-Анджело в Риме. Ими снова было оформлено некоторое количество открытых стихиям и осадам внутренних стен и переходов ближе к вершине замка, а внутри обнаружились «переходные» росписи - уже не травяные узоры с плодами в форме людей и животных, а небольшие мифологические сценки на элегантном черном фоне, прямоугольные, удлиненные, под потолком. Их как раз усиленно реставрируют, и в одной из камер посередине стоит увлекательный высокотехнологичный стол, по столешнице-экрану которого можно гонять рукой изображение, стирать со старой фрески темные слои времени и всячески смаковать процесс реставрации - со всеми соответствующими кистями, составами, тканями-бумагами и т.д. Снова была поставлена галочка на предмет нагуглить, и фрески-гротески показались нам в третий и последний раз, в Ватикане, бок о бок с Рафаэлем. Видимо, чтоб уж точно не забыть.
![](http://farm3.static.flickr.com/2708/4314151261_bf64392315_m.jpg)
В январе, конечно, можно попасть в Сан-Пьетро и музеи без очереди, но в реперных точках типа Пьеты и Сикстинской капеллы все равно толкутся тысячи людей с фотоаппаратами, поэтому разглядеть гротески в Ватикане сложно, и там по справедливости не до них, не до бисерного плетения, когда вокруг Страшный суд, мясной Микеланджело, Платон беседует с Аристотелем, а сам Рафаэль оглядывается прямо на тебя из правого угла Афинской школы. Но мне все хотелось понять, что же происходит под аркой в Ассизи? Почему, скажем, какого-то голого человека повесили там на дереве, а другой деловито режет его ногу большим ножом? Кто все это написал и о чем?
![](http://farm3.static.flickr.com/2790/4339785219_f2aa9afa6f.jpg)
В общем, сначала пришлось осознать, что этот жанр имеет отдельную дефиницию и зовется
гротеском от слова «грот» (как синоним благородной древней развалины) и проснулся, когда в XV веке в Риме принялись копировать недавно обнаруженный Древний Рим (например, Domus Aurea Нерона и его подземные помещения - гроты). В Ватикане гротески присутствуют в аппартаментах Борджа (там, где Пинтуриккьо) и в ложах (пишут, что по эскизам Рафаэля), вот такое, например:
![](http://farm4.static.flickr.com/3438/3709809708_96670e34ed_m.jpg)
Ложа Рафаэля
![](http://pics.livejournal.com/distan/pic/00222gtd/s320x240)
Вот такие ^ тонконогие козлики (эти из Помпей) и окружающая их флора и породила Флору из виллы д’Эсте и подобные декорации.
![](http://pics.livejournal.com/distan/pic/002236y1/s320x240)
Гротеск, однако же, не стоял на месте и модифицировался. Вот тот, первоначальный, что похож на канделябр, и присутствует в арке в Ассизи - вертикальные стержни дают боковые ветви, а на них нанизаны бестии, аллегорические фигуры и вся имеющаяся в голове и окрестной культуре параферналия. Позже композиции начинают сюжетно развиваться (упоминают мастеров Николетто да Модена и Агостино Венециано [Agostino Veneziano (Agostino dei Musi, ca. 1490-1536]). К концу XVI века гротеск сплетается ветвями с маньеризмом, делается совсем кружевным и расползается по Европе.
![](http://pics.livejournal.com/distan/pic/00224akb/s320x240)
Engraving sheet, trimmed within platemark (26.2 x 11 cm), The Elisha Whittelsey Fund, 1949
Получается, что главным гротескмахером был у нас Джованни да Удине (Giovanni da Udine, 1487-1564), работавший в Ватикане и других римских палаццо под руководством Рафаэля и трудолюбиво
вдохновлявшийся превращенным Траяном в бани Нероновым Золотым домом на Оппиевой горе, что на Эсквилине, прямо под боком Колизея.
![](http://farm5.static.flickr.com/4037/4338986994_9839bc1c04.jpg)
![](http://farm3.static.flickr.com/2724/4338244293_65345e953f.jpg)
Decoration of Cardinal Bibbiena's Loggetta
1516-17
Фреска в Ассизи написана после 1492 года (Колумб), потому что на ней присутствует индюк, есть даже предположения, что это первый индюк в европейской живописи. Кстати, питаться в Ассизи тоже можно посоветовать рядом с фреской, вот
тут. Не только потому что мотивы близлежащей росписи у них присутствуют в оформлении меню, но и потому что там вкусно и настояще. Умбрийская кухня, говорят. Не знаю, только ли умбрийская (даже бестселлер Елены Костюкович об ит. еде пока не читан, но ждет своей очереди), но вот таким нас кормили и в Мачерате, а это Марке. Это не елочные игрушки, которые радуют, а овощи.
![](http://farm3.static.flickr.com/2682/4307133475_af7720b6b9.jpg)
И наконец, мы находим статью о гротесках в
Volta Pinta в Ассизи. Автор с говорящей фамилией Дженовези, посвятивший фреске в Вольта Пинта монографию, утверждает, что гротески в арке напрямую связаны с политическими интересами и заботами Марчелло Тути, папского представителя в Ассизи, который их и заказал, а косвенно - с местной Accademia del Monte, группой ассизских гуманистов. Автор - вероятно Раффаэллино дель Колье (Raffaellino del Colie).
![](http://farm3.static.flickr.com/2789/4339785757_7c43503dc7_m.jpg)
История Дедала и Икара призывает зрителя к воздержанности, а следующее за ней падение Фаэтона предупреждает против безрассудства; это просто. С чистыми гротесками сложнее. Весь фантастический карнавал музыкантов, буффонов, голых тел, птиц и животных Дженовезе считает контрастными аллюзиями к этическому в противовес аморальности, то бишь, говорит от лица Тути, чью эмблему (палку с узлами) можно увидеть в арке во многих местах. То есть, Тути и местная академия, вдохновившие Рафаэллино на эту тонкую работу, помещенную непосредственно рядом с рыночной площадью, «как бы говорят нам»: ведите себя хорошо, не то. Вот и все.
![](http://farm5.static.flickr.com/4037/4340568860_605cf04c4c.jpg)
Найти автора «внешних», наружных гротесков замка Сант-Анджело пока не удалось. Все-таки загадочный это жанр, герметический, темный. Как грот.
![](http://farm5.static.flickr.com/4021/4339779809_950427ed9c.jpg)