Конференцию созвали в Мачерате - небольшом городе на востоке центральной Италии.
Уже в самолете, летящем домой, мы прочли, что двенадцатого января в районе Мачераты и Анконы было изрядное землетрясение, но двадцатого, когда мы с пересадками добрались до Мачераты из Рима, об этом ничто не говорило - разрушений не случилось, и все было спокойно. Когда понимаешь, что Мачерата - город-крепость на холме, окруженный толстенными стенами и закованный в сплошной камень, кажется, что никакому землетрясению ее не взять. Еще бы. Нормальные люди об этом месте даже и не знают, я вот знала лишь потому, что там родился мой герой - иезуит Маттео Риччи, апостол Китая, а так-то… мало ли в Италии городов, где каждый третий дом - палаццо, каждой первой церкви по пятьсот лет, а внутри города есть не только кротовьи дыры и бесконечные лестницы для перехода с уровня на уровень, но и лифт (кажется, не один).
Мачерата - средневековый город. Не ренессансный и не барочный. В ней есть университет (который конференцию и созвал), да похоже, и не один, римские статуи, удивительный
Сферистерий - раньше для игры в Pallone col bracciale, массовых представлений и боя быков, а где-то с начала прошлого века - для столь же массового слушания оперы. Каменный город не любит в себе зелени: деревья разрушают камни корнями, занимают место. В исторической Мачерате деревья если и есть, то в кадках, зелень в горшках - то на подоконниках, то на балконах. Улицы норовят задеть твои плечи, хотя и площади здесь есть, и аркады во множестве, и не только церкви, но и Дуомо, и дуомообразные соборы, в которых красиво, фрески, статуи и бесконечные горящие серебряные сердца на стенах.
Вот, например, главная святыня Мачераты - Базилика Св. Марии делла Мизерикордиа, перестроенная в 1447 году из древней вотивной часовни за один день, чтобы защитить город от чумы. Как будто вошел в драгоценную шкатулку - по стенам и под ногами разноцветный мрамор, фрески со сценами из жизни Христа, рака с мощами и очень чистая атмосфера. Почему-то когда входишь в богатый собор или, как здесь, небольшую церковь, богатство это отторжения не вызывает. Наверное, потому что в богатых базиликах в Италии практически нет золота, и богатство статуй, росписей, мрамора, колонн и куполов - это богатство красоты, а не богатства. Даже в Сан-Пьетро, о чем, наверное, позже и не здесь. Все храмы в Италии живые. Даже храм Минервы (I век до н. э.) в Ассизи и уже давно ушедший в землю на полтора этажа храм с забытым названием в Риме. В Мачерате в церквах было много цветов, да, в сущности, повсюду в Италии еще не вполне закончилось Рождество, в Ватикане под египетским обелиском вовсю светился вертеп, да и звезды убирали с улиц уже на наших глазах. Мы заходили, естественно, в десятки базилик в Италии, но крошечная полукруглая драгоценная шкатулка-Мизерикордиа, спасшая маленький средневековый каменный город на холме от чумы, с разведшей руки в благословляющем жесте Марией, с серебряными горящими сердцами, с веселыми разноцветными колоннами то розового, а то зеленого мрамора и мраморным же дельфином на полу, так и врезалась в память.
Такое впечатление, что палаццо в Мачерате строили для гигантов. Ступени лестниц высокие, потолки бесконечной вышины, и как это сочетается с узкими лесенками и прочими каменными дырами, совершенно не ясно. По этим раз и навсегда замощенным полтысячелетия назад улочкам на крейсерской скорости носятся, лихо вписываясь в повороты, немаленькие рейсовые автобусы, где можно (и где нельзя тоже, потому что нельзя чужим, а жителям - можно), летают машины, мотоциклов, к счастью, нет, да и людей, честно говоря, почти не видно в середине дня в январе: они появляются после сиесты и в пятницу-субботу. В воскресенье мы виртуально обняли строгую, теплую, каменную, холодную, древнюю и веселую Мачерату и поехали в Сан-Северино, в Перуджу, в Ассизи, в Рим.
Собирались в такой спешке, что я забыла фотоаппарат, превью ведут на телефото. Хорошие фотографии тоже есть, но не мои, и будут не здесь.