Самое начало ->>
здесьВторая часть ->>
здесь Компьютер дома это не только возможность играть в игры, когда тебе хочется. И было бы странно, если бы я использовал компьютер только как игровую приставку. Спустя где-то пару месяцев после появления у меня ZX Spectrum, я начал изучать его возможности. Отец вместе с кассетами приволок с работы самиздатовскую книжку формата А4 в твёрдом переплёте с описанием устройства и всех команд ZX Spectrum, включая встроенный в компьютер интерпретатор языка BASIC. Характерной особенностью ZX Spectrum было то, что все возможные команды были предопределены заранее, т.е. степень свободы была близка к нулю. За каждой клавишей (при удержании управляющих клавиш SYMBOL SHIFT или CAPS SHIFT) была закреплена определённая команда, либо оператор языка BASIC. Так свои самые первые простенькие программки я начал писать именно на ZX Spectrum. Это были либо простейшие конвертеры градусов по Фаренгейту в градусы по Цельсию (или милей в километры), либо рисование несложных разноцветных геометрических фигур, таких как прямоугольники и круги. Кстати, ZX Spectrum имел всего 15 цветов, хотя строго говоря, цветов было 8, просто у каждого цвета, кроме чёрного, было две степени яркости. Рисование тех же линий с помощью Бейсика было очень медленным, а нормально проигрывать музыку было попросту невозможно. В общем я быстро смекнул, что этот язык просто баловство, и никто в трезвом уме и твёрдой памяти не использует Бейсик для написания игр на ZX Spectrum. С момента озарения я начал искать информацию, описывающую возможность писать программы на ZX Spectrum непосредственно в ассемблерных кодах. Я уже предвкушал то, как смогу быстро рисовать движущиеся объекты и проигрывать сложные мелодии с тем, чтобы сделать собственную игрушку и распространить её на кассетах, но планам моим так и не суждено было сбыться...
В августе 1993-го мы с отцом вместо традиционного отдыха в Прибалтике поехали в отпуск к дядьке. Он тогда был бизнесменом, поэтому неудивительно, что у него дома был компьютер, причём не абы какой, а настоящий IBM. Если быть точным, то IBM PC AT 80286-16 MHz с 1 МБ ОЗУ и 20 МБ жёстким диском. Всё это добро в корпусе Baby AT, сверху которого стоял монитор. По сравнению с ZX Spectrum это была уже серьёзная машина!
На следующий день после приезда в Киев (благо погода слегка испортилась) я с его дочкой (моей троюродной сестрой) начал рубиться в игрушки. Самыми часто-запускаемыми были:
Перестройка, которая меня просто-таки гипнотизировала своей оцифрованной с граммофона "Дубинушкой", звучащей, пусть и ужасно, зато прямо из встроенного в корпус компьютера динамика;
Tower Toppler (многие её называли просто Башенкой), которая, к моему большому удивлению, оказалась точной копией хорошо знакомой мне игры Nebulus на ZX Spectrum с той лишь разницей, что на ZX Spectrum эта игра была намного красочней;
Formula-1 (на самом деле игра называлась Grand Prix Circuit), которая пленила меня клёвой музыкой даже через встроенный динамик;
The Cycles: International Grand Prix Racing (то же самое, что и Formula-1, только на мотоциклах);
Ski Or Die, которая помимо увлекательного игрового процесса (я чаще всего отжигал на сноубороде в трубе) также запомнилась мне классной музыкой, пусть и через PC Speaker.
Ну а самой волшебной игрой оказалась Prince of Persia, которая поражала настоящей объёмной графикой, захватывающим сюжетом, очень атмосферно-нарисованным убранством темницы, а также невероятно-естественными движениями главного героя. Стоит сказать, что лестные отзывы про эту игру я слышал уже в 1992-ом году от одной знакомой девчонки (тоже из Киева), но сам впервые сыграл в неё только летом 1993-го.
Больше всего в IBM меня поражало то, что игры запускались практически мгновенно - между нажатием на клавишу Enter и началом игры проходило не более 2-3 секунд. Даже 20 секунд загрузки с дисковода (у моего друга) казались на этом фоне вечностью. Вернувшись домой аккурат под начало учебного года, сама мысль, что на загрузку каждой игры я буду вынужден тратить вместо трёх секунд целых пять минут, была невыносима, поэтому мы с отцом стали подумывать о том, чтобы сменить Spectrum-48K хотя бы на Pentagon-128 с тем, чтобы можно было загружать игры с дискет.
Ближе к моему ДР мы поехали на Митинский радиорынок. В 1993-ем году это было место с безграничным выбором компьютерной и не только компьютерной техники. Мы прошлись по торговым рядам (торговля шла тогда прямо под открытым небом), приценились к компьютерам. Оказалось, что в среднем цены на продвинутые ZX Spectrum (128K) варьируются от 180 до 220 тысяч рублей (150-190$). Один продавец так сладко и красиво пел про свой Пентагон-128, что мы еле от него отвязались ("Посмотрите! Здесь два дисковода, клавиатура, возможность подключения двух джойстиков, интерфейс для подключения принтера, причём джойстики и принтер у меня тоже в наличии.."). Помимо Пентагона, мы также присматривались, точнее приценялись к IBM-совместимым компьютерам (чисто по приколу). Тогда в моду как раз стали входить прайс-листы, и можно было, обойдя весь рынок, насобирать этих прайс-листов целую пачку, а затем, сравнив цены, купить у того продавца, который предлагал самую демократичную низкую цену. Из 2020-го это всё кажется невероятным, ведь сейчас цены во всех магазинах одинаковые, а если и есть разница, то обычно она составляет не более 1-2%. В 1993-1994 гг. за счёт дикой конкуренции (компьютерных салонов в Москве было очень много, а в центре они встречались буквально через каждые 100-150 метров) можно было, изучив пачку прайс-листов, сэкономить до 10%. Причём цены писались исключительно в у.е., так что если и менялись со временем, то только в сторону уменьшения.
Как бы там ни было, мы нашли на рынке одного продавца по имени Дмитрий (подозреваю, что это был ник, поскольку большинство продавцов в компьютерной сфере в то время почему-то называли себя Дмитриями) и заказали ему собрать компьютер на базе 80286-го процессора с 1 МБ ОЗУ, 41 МБ жёстким диском, EGA-картой, дисководом 5.25", настоящей 101-клавишной клавиатурой с приятно кликающими клавишами (Chicony) и 14" EGA монитором. Суммарно компьютер получался сильно дороже Пентагона-128 (~500$), однако эта цена оказалась не конечной, т.к. Дмитрий дополнил системный блок ультра-модным дисководом на 3.5", а вместо EGA- карты и -монитора поставил VGA-карту и SuperVGA монитор. В итоге, конечная стоимость компьютера составила 620$. Для 1993-го года просто бешеные деньги, поэтому за компьютером мы поехали всей семьёй (я, мать, отец) прямо к Дмитрию домой (куда-то на Кантемировскую), вооружившись тележкой. При выходе из лифта на лестничной клетке нас ждал Дмитрий с двумя своими огромными друзьями, которые курили (как я понимаю, это была его личная охрана на случай "форс-мажора").
Очутившись в квартире, мне сразу стало понятно, что здесь живут не простые смертные - импортная мебель, фирменный компонентный Hi-Fi в большой комнате и т.д. Дмитрий быстро ввёл меня в курс дела, показав Norton Commander, CheckIt и остальные утилиты, уже поставленные на наш компьютер. К моему удивлению, корпус компьютера был не Baby-AT (как я предполагал), а Mini-Tower с большой пластмассовой кнопкой включения и зелёным индикатором частоты на фронтальной панели. Индикатор был сделан неправильно (я так понимаю, это был хитрый маркетинговый ход Дмитрия) - в режиме Turbo он вместо реальных 12 MHz показывал 40, а в обычном режиме вместо реальных 6 MHz - 25.
После этого Дмитрий пригласил меня за свой 386-ой компьютер и продемонстрировал парочку игрушек. Среди них была Dune 2: The Building of a Dynasty. Сказать, что у меня в момент вступительной заставки с монологами героев и ожесточённой битвой между разными домами случился настоящий шок и отвисла челюсть - это ничего не сказать. Такой красочной игры с по-настоящему приятно- и качественно-звучащей музыкой, реалистичными звуковыми эффектами и натуральными голосами героев (всё это доносилось из небольших компьютерных колонок, стоящих по обе стороны от монитора) мне видеть ещё не приходилось. Это было реально чудо света! На такой восторженной ноте мы стали паковать коробки с компьютером и монитором на тележку и удаляться восвояси.
Разумеется, этот подарок я опять получил не ко Дню рождения, а с небольшим опозданием. Пятого ноября под покровом ночи мы пёрли тележку с компьютером и монитором от электрички домой. Такси и автобусы не ходили, а идти в десять вечера через весь город с такой техникой в 1993-ем году было довольно стрёмно. К счастью, до квартиры мы добрались в целости и сохранности.
Забегая вперёд, скажу, что, несмотря на переплату в 120$, мы были дико благодарны Дмитрию за то, что он поставил нам нормальный SVGA монитор вместо морально-устаревшего EGA, который уже через полгода пришлось бы выбрасывать и заменять на SVGA, ибо почти половина игр, которые вполне сносно шли на 286-ом компьютере, были заточены под современные VGA адаптеры, т.е. игры выдавали гораздо более красочную картинку, чем поддерживал EGA-стандарт. А так этот SVGA монитор (фирмы DATAS) прослужил мне верой и правдой аж до 2001-го года. Ну и отдельное спасибо за то, что компьютер принимал все виды дискет, поскольку уже к середине 1995-го года дисководы на 5.25" стали дикой архаикой.
Мысль, которая частенько посещала меня в первые дни после покупки компьютера - "такого огромного винчестера (с объёмом в 41 МБ, что почти в 900 раз больше объёма свободной памяти в ZX Spectrum-48K) мне хватит навсегда". Ну и понятно, что первые месяцы после покупки PC были заняты тем, чтобы наполнить этот самый безграничный жёсткий диск игрушками хотя бы на четверть. Игрушки отец доставал в основном на работе, т.к. среди моих друзей и знакомых не было вообще ни одного(!) человека с персональным компьютером.
За первые полгода мне удалось надыбать вот что:
Digger, CD Man 2.0, Arkanoid, Марьяж, Parole, Pref Club, Petris (текстовой тетрис с жучком, движущимся от одного края стакана к другому, на который нельзя было поставить падающий блок и который нельзя было закрыть падающими фигурками дольше, чем на 6 ходов), Arcade Volleyball, Battle Chess, Alley Cat, F-15 Strike Eagle, F-19 Stealth Fighter, 4D Sports: Driving, Supaplex, Dangerous Dave 2, Barbarian, Grand Prix Circuit и, конечно же, Prince of Persia, правда конкретно эту игру пришлось честно покупать в магазине. Что характерно, игра Pop Corn (клон арканоида), которая летала у отца на работе на IBM XT (8086), т.е. гораздо более слабом компьютере, совершенно не хотела нормально работать на моём. Каждая палочка рисовалась несколько секунд, и чтобы дождаться завершения отрисовки приветственной заставки, нужно было прождать минут пять. Даже на Бейсике в ZX Spectrum линии рисовались чуточку быстрей. Играть в эту игру было невозможно, поэтому промучавшись с ней неделю, я её попросту удалил.
Продолжение следует...