Первая часть -->>
здесь.
Однажды весной 1991-го года, зайдя к одному из своих друзей в гости, я впервые увидел у него дома КОМПЬЮТЕР. Он имел чёрную клавиатуру, а изображение с него выводилось на цветной видеомонитор "Электроника 32 ВТЦ 202". В качестве носителей использовались обычные кассеты типа МК-60 или МК-90, информация с которых загружалась в память компьютера по обычному аудио-кабелю с кассетного магнитофона "Романтик-306". В упаковку к каждой кассете был вложен листик со списком игр, который был написан не абы как от руки, а распечатан, как положено, на матричном принтере Robotron. Как многие из вас, наверное, догадались, компьютер назывался ZX Spectrum. Он имел скромные 16 КБ ПЗУ и 48 КБ ОЗУ, куда, собственно, и загружались программы (хотя кого я обманываю?) и игры с кассет.
В общем, летом 1991-го я загорелся желанием иметь у себя дома такое же чудо. Компьютер в Советском Союзе, особенно для тех, кто не имел дома видеомагнитофона (а моя семья была именно такой), являлся пропуском в совершенно другой мир, поэтому и отношение к нему у меня было соответствующее. Разумеется, мои восторги и переполняющие эмоции по поводу домашнего компьютера друга в скором времени дошли до родителей, главным образом, до отца...
Подходило время моего очередного дня рождения, и ни о чём другом, кроме как о компьютере, я и думать не мог. Увы, на день рождения никакого подарка я не получил. Не получил я его и на следующий день, и даже через неделю. Однако шила в мешке не утаишь, да и расстроился я не на шутку, так что отцу пришлось признаться, что он не успел с коллегами по работе настроить и запустить плату ZX Spectrum к моему 12-летию, так что подарок я получу (теперь уже без сюрприза), но чуточку позже, когда плату наконец заставят работать.
"Чуточку позже" наступило почти через два месяца. Сначала отец притащил красивый белый корпус с красочными клавишами, который по совместительству играл роль 40-клавишной клавиатуры ZX Spectrum, затем блок питания, затем саму плату компьютера и плату-переходник для подключения компьютера к телевизору "Горизонт 51ТЦ 412" (видеомонитора у нас не было, а покупать монитор чисто для компьютера было дорогим удовольствием, учитывая, что телевизоров в нашей семье было аж три штуки). Завершающим штрихом к картине "у меня дома компьютер" являлся подключенный к компьютеру крохотный 2-дюймовый динамик без какого-либо акустического оформления, с помощью которого компьютер доносил до моих ушей музыку и звуки.
Заработало всё не сразу, но помню, что в двадцатых числах декабря я успешно загрузил с кассетника "Весна-306" свою первую игру. Ею оказалась Piromania - игра, в которой нужно управлять пожарным, который бегает по этажам горящего здания и тушит огонь. Буквально на второй день после появления у нас компьютера я свалился с ОРЗ. Это означало, что в школу можно не ходить почти две недели, а значит я мог за это время перепробовать остальные игры и выбрать наиболее интересные. А выбирать было из чего, ведь отец принёс с работы целых три кассеты МК-60, под завязку забитые играми. Само собой, не все игры были достойны того, чтобы тратить на них время, но на некоторые я подсел буквально с первой же загрузки. Среди них Saboteur-2, Spy Hunter и супер-хит января 1992-го - Jet Set Willy, причём в последнюю рубился не только я, но и моя сеструха вместе с мужем, когда приходили к нам в гости.
Загрузка одной игры в среднем занимала 5-6 минут, но игру на кассете, точнее её начало, необходимо было ещё найти, что также отнимало время. Кроме того, не каждая загрузка завершалась успехом. Стоило, например, холодильнику включиться во время загрузки, как компьютер сбрасывался и приходилось снова перематывать кассету на начало игры и повторять процесс загрузки с начала. Но даже в отсутствии электрических помех не каждая записанная на кассете игра успешно загружалась в память, поскольку магнитная лента имела обыкновение портиться в советских кассетниках, и дойдя до последних загружаемых байт, можно было вместо долгожданного приглашения к игре и заманчивого меню с зачастую приятной музыкой, увидеть внизу экрана надпись '© 1982 Sinclair Research Ltd', что означало, что компьютер попросту сбросился. Самым приятным в процессе загрузки была прорисовка заставочной картинки (это делалось в три захода - по 1/3 экрана на каждый заход), после чего под бодрые звуки кассетника картинка красиво раскрашивалась всеми цветами радуги, и оставшееся до конца загрузки время можно было ею любоваться. Кстати, игру нельзя было просто переписать с одной кассеты на другую, как любимую песню. Для копирования игры существовала специальная программа Tape-File Copy (TF-Copy), которая будучи загруженной в ZX Spectrum ожидала, что сначала вы загрузите программу желаемой игры в память компьютера и только затем компьютер начнёт из памяти (по команде пользователя, конечно) выдавать программу игры на линейный вход магнитофона (магнитофон к этому моменту, естественно, должен быть готов к записи).
Все эти вещи, отжирающие просто-таки гигантское количество времени, к концу 1992-го года стали меня напрягать. Я спал и видел, когда же наконец смогу загружать игры не с кассетника, а с дисковода. Мало того, что это надёжней, так ещё и в несколько раз быстрее. Но за неименем дисковода, приходилось пользоваться кассетником. Так практически весь 1992-ой год я рубился в различные компьютерные игры, изредка выходя из дома после того, как возвращался из школы. Самыми любимыми помимо вышеназванных оказались: Jetpac, Xecutor, Bruce Lee, Game Over, Nexor, Commando, Harrier Attack, Battle Ships, The Way of the Exploding Fist, TETRIS, Batty, Ms PacMan, Nether Earth, Wec Le Mans, Video Pool, Nebulus и, конечно же, ELITE.
Самой захватывающей игрой являлась, безусловно, ELITE. В неё рубились не только мы, 13-летние пацаны, но и вчерашние абитуриенты (например, мой старший брат и старший брат моего друга). Игра настолько очаровала меня, что я специально для неё завёл тетрадку. Помимо подробного описания игры (клавиши управления, пояснения и мои собственные рисунки со скриншотами экрана), в конце тетрадки в начале 1993-го года я даже начал писать фантастический роман "Элита" по мотивам игры. Вдохновения мне, правда, хватило только на первую часть. Действие романа разворачивалось в 2104-ом году...впрочем, если кому-то интересно моё творчество, я могу его как-нибудь опубликовать.
В ELITE можно было легко проиграть и три, и четыре часа к ряду. Но даже четырёх часов не хватало на то, чтобы пройти игру до конца и получить высший ранг - Elite (я, кстати, дошёл только до Competent). К счастью, в игре была возможность сохраняться. Сейчас этим никого не удивишь, но в конце 1992-ого года мне казалось это чем-то из ряда вон выходящим. И, признаюсь, я не знаю больше ни одной игры на ZX Spectrum, которая позволяла бы сохранять на кассету пройденный прогресс игры...
Как-то в мае 1993-го года я зашёл в гости к другу (тому самому, у которого впервые увидел ZX Spectrum-48K), и оказалось, что теперь у него более серьёзный компьютер - ZX Spectrum-128K, который помимо большего размера ОЗУ, в качестве загрузочного устройства имел целых два дисковода для 5.25" дискет, на каждую из которых помещалось от 15 до 20 игр. Операционная система TR-DOS действовала на меня магическим образом. Это было необычайно удобно по сравнению с допотопной загрузкой игр с кассетного магнитофона - ты видишь содержимое дискеты на экране, и можешь с помощью двух-трёх нажатий на клавиатуре загрузить желаемую игру. При этом играть в игру можно не через пять минут после начала загрузки (как у меня дома), а всего через 18-20 секунд. Фантастика! Неудивительно, что большую часть лета 1993-го я провёл у друга в гостях. Само собой, выбор игр у него был ещё больше, чем у меня.
Двумя главными хитами того лета стали LODE RUNNER (увлекательная головоломка от Broderbund Software с бегающим по кирпичному лабиринту человечком, который должен собрать всё золото и при этом не попасться в руки плохим фиолетовым человечкам) и Dictator (текстовой политический симулятор от DK'Tronics Ltd в русском переводе Родионовых). Что характерно, в Диктаторе в принципе невозможно было выиграть. Как бы грамотно я ни правил банановой республикой, рано или поздно возникал тревожно-мигающий экран с надписью "НАЧАЛАСЬ РЕВОЛЮЦИЯ" и противным звуковым сопровождением. Какое-то время после начала революции мне удавалось продержаться, подавляя протесты, но в итоге казна всегда опустошалась, меня свергали, и игра заканчивалась. Смысл игры был не в том, чтобы выиграть, а в том, чтобы продержаться как можно дольше, поскольку за каждый дополнительный месяц игрок получал больше очков...
Стоит отметить, что ZX Spectrum, несмотря на довольно слабые характеристики, очень неплохо воспроизводил музыку. Мелодии от заставок некоторых игр я даже переписывал на магнитофон. Некоторые из них, что называется, по-настоящему брали за душу. А классная музыка в игре была тем, что цепляло меня сразу же после долгожданного окончания загрузки...
Продолжение следует...