// Кажущееся противоречие источников разъяснил А.В. Сивер, который остроумно заметил, что шапсуги “в свидетельствах XVIII в. и ранее (например, у Эвлия Челеби)…, вероятнее всего, включались в абазинский массив //
Не вспомните ли, что было у Сивера - там была только эта остроумная догадка, или было некое веское основание записывать именно в абазинский массив, а не какой-либо иной?
// Основные черты погребального обряда адыгов, сформировавшиеся в XIV в., просуществовали до XIX столетия //
Можно ли кратко перечислить те из черт обряда, которые, относясь к адыгам, являются отличными от черт обряда у абазин, убыхов, абхазов?
По первому вопросу: у Люлье, автора XIX в., есть такой пассаж (и Сивер на него также ссылается): «Кабардинцы и другие адыгские племена, сохранившие феодальное управление, называют Абадзехов, Шапсугов и Натухажцев общим именем Абадзе-чиль, что значит Абазинские народы» (Люлье, 1927. С. 10). Как отмечал Л.И. Лавров, «мы стоим перед странным явлением, значительная часть черкесских племен (а именно: шапсуги, натухаджи, абадзехи, гуае, жаны, бжедуги и махоши) долгое время среди самих же черкесов не признавались черкесскими, а именовались абазинами. К абазинам же причисляли и народ убыхов, говоривший на особом языке» (Лавров Л.И., 1946. С. 165).
Второй вопрос: Основные черты обряда адыгов - подкурганные ингумации, западная ориентировка, определенный набор инвентаря. Существуют многочисленные локальные варианты обряда адыгов, возникшие, главным образом, под влиянием соседей (в т.ч. и от смешивания народов и культур) и в результате воздействия мировых религий. Обряд абазин и убыхов в XIV-XVII вв. пока аргументированно не охарактеризован. С ними связывались, н-р, кремации (Е.П. Алексеева), что нашло справедливую критику (А.В. Пьянков). В настоящее время на побережье, южнее Туапсе до Абхазии, раскопано очень мало погребальных памятников XIV-XV вв. Не выделен обряд абазин и на внутренних склонах Кавказского хребта (в т.ч. в КЧР и Пятигорье, где они расселились). Можно констатировать существование известной общности обряда у жтелей этого района, но выделить отличительные обрядовые черты на имеющемся материале (археологическом) пока очень трудно.
Comments 6
Не вспомните ли, что было у Сивера - там была только эта остроумная догадка, или было некое веское основание записывать именно в абазинский массив, а не какой-либо иной?
// Основные черты погребального обряда адыгов, сформировавшиеся в XIV в., просуществовали до XIX столетия //
Можно ли кратко перечислить те из черт обряда, которые, относясь к адыгам, являются отличными от черт обряда у абазин, убыхов, абхазов?
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment