Начало здесь А тут немного о "школе будущего". Это же вроде как в будущем происходит. Или в параллельном мире. Ну, в общем, не совсем так, как у нас.
Ровно в полдевятого Женька уже стоял навытяжку у своего стола, встречая учителя.
В его 5 "М" было двенадцать мальчишек. Это очень удобно. На физкультуре можно было играть в футбол с другими классами - одиннадцать в поле и один запасной. Или можно играть в волейбол, разделившись ровно пополам. Футбол и волейбол были профильными в их школе. Они вырабатывали умение работать в команде, а еще уметь сосредоточиться на том, что получается лучше. Хороший нападающий мог забивать хоть сто мячей. Но если в воротах не будет никого, то ему напихают в ответ все двести. А командой, коллективом, всегда можно отбиться. И еще в этих играх были правила, написанные сто лет назад. Изучение правил и их исполнение - тоже необходимая вещь.
Это им объясняли еще в первом классе. И еще, что только командой можно двигаться вперед, только коллективом, всем вместе. И что одиночка - ноль. Про ноль тоже рассказывали в первом классе. А в пятом уже было много предметов, которые вели разные учителя.
Утром в школе было гулко, зябко и пустынно. Серый свет вползал в высокие окна, и от него было еще промозглее.
Классы с буквой "Ж" учились на другом этаже. Там на переменах был слышен визг и иногда какое-то топтание и даже пение.
У мальчишек не пели. Они слонялись угрюмо по высокому коридору, перешептывались, дергали закрытые двери. Их выгоняли из класса на перемену, чтобы не засиделись и чтобы было неформальное общение. Но с общением у них пока не очень получалось. Как в школе общаться? Трудно.
На математике и физике и остальных уроках они работали за персональными терминалами. Учитель сразу видел, кто и что делает, и мог поправить или поставить оценку. Оценки были нужны. Они накапливались, и по итогам года можно было получить неплохой бонус. Витька, одноклассник, победивший на районной олимпиаде по истории, летом ездил в большой детский лагерь на море. Вернулся загорелый и довольный. И это его отцу ничего не стоило. Это был Витькин собственный бонус.
Учиться было необходимо еще и потому что на работу не брали необразованных. Но бонус, конечно, тоже имел значение.
Женька тяжело вздохнул.
Все-таки маленьким быть тяжело. Надо учиться. Хоть и скучно. Надо зарабатывать бонусы. Надо соблюдать дисциплину. Надо "играть в команде", даже если ты совсем не дружишь с одноклассниками. А еще скоро они переедут - когда уж тут дружить-то?
Школьный психолог объяснял, что дружба - это такая редкая вещь. А умение работать в команде - это всегда пригодится.
Психолог вызывал каждого хотя бы по одному раз в четверть. Они там заполняли всякие формы тестов, отвечали на его хитрые вопросы. Можно было и не отвечать, если было неудобно. Психолог никогда не ругался, а только ставил какую-то пометку в деле. А когда много пометок накапливалось - вызывали отца.
Вообще-то современные технологии позволяли учиться прямо из дома, потому что домашний компьютер - тот же школьный терминал. Но все ходили в школу. Если никто не будет ходить в школу, как выработать коллективизм? И еще - а куда тогда девать всех учителей? И директора с его помощниками? И школьного психолога? Нет, посещение школы было вполне рационально.
А дома сидели только те, кто не мог учиться нормально - всякие нервные или больные. Их отсеивали еще в самых первых классах. Психолог ставил специальные пометки в деле, потом считал, и по итогам года кто-то получал бонус, а кто-то уходил на домашнее обучение. И так получалось, что к концу четвертого класса, когда начальное образование заканчивалось, в классах оставалось человек по шесть-семь. Вот из них и комплектовали пятые.
А говорят, раньше школ просто не хватало, учились в две смены, и в классах было аж по сорок человек. Еще рассказывали, что девочки учились вместе с мальчиками.
Понятно, что уровень обучения был низким. Как можно учиться в такой толпе, да еще с девчонками?
Но с общим ростом благосостояния школ стало больше. Теперь всем хватает.
Женька отвечал на вопросы, выбирая правильный ответ из пяти предложенных. Потом все вместе смотрели фильм про море и морских животных.
Потом был обед.
Обед - это тоже была такая специальная школьная традиция. Пусть дома еда вкуснее - кстати, а почему, задумался Женька, ведь продукты те же? Но зато столовая в каждой школе позволяла трудоустроить еще целую кучу народа. Безработица поэтому была самая минимальная. Это говорили на уроке обществознания. И еще такой обед приучал к порядку. Тут главным было соблюдение режима и калорийности питания.
После обеда был еще урок физики, а потом сразу физкультура. Они играли в футбол с шестым классом и сыграли вничью. Значит, плюс каждому. После игры они солидно прощались, жали руки, говорили, что вот еще немногопотренироваться, и можно уже у старших выигрывать.
Женька читал в фантастических романах о будущем. Там почти так и рассказывали про школу будущего. И учитель - мужчина. И классы совсем маленькие. И компьютеры у всех на столах. Только про уроки не написано ни у кого. А им в школе объяснили, что классно-урочная система - это фундамент образования.
Поэтому шесть-семь уроков каждый день. И классный час, на котором воспитатель объясняет, кто и за что получил баллы, дает рекомендации всякие.
Женька спросил его, как папку вчера, зачем им рисовать открытки с несуществующим Дедом Морозом и его будто бы внучкой.
Воспитатель объяснил, что их так приучают к исполнительности. Не все предметы, которые изучают в школе, пригодятся в работе. Вот, например, история...
- А что - история?- поднял голову Витька.
- А то. История практически никому не понадобится. Только тем, кто будет учителем работать. И биология - только ветеринарам и врачам. И химия - только инженерам химического производства. Но учат всех одинаково, и это приучает к дисциплине и исполнительности. Приучает к ответственности. Понятно?
Конечно, всем было понятно. То, что не пригодится, все равно надо делать. Потому что так положено. Это как график у взрослых. Там как написано - надо исполнять. Если так не делать, то все перепутается в жизни, опять будет чего-то много, а чего-то совсем мало, опять, как в истории. Понятное дело.
Женька шел домой и рассуждал сам с собой на тему необходимости даже самого ненужного чего-то. Вот и Дед Мороз, выходит, тоже необходим, хоть и нет его. С одной стороны, он приучает фантазировать, и это полезно, а с другой, открытка с ним - это укрепление дисциплины и исполнительности.
У него немного болело горло. Это не от простуды, а просто устал говорить. Вроде и незаметно, а столько было сказано и отвечено. Потому что не все можно выразить с помощью проверочной программы. Умение говорить, учили в школе, тоже помогает во взрослой жизни. Опять же - а вдруг пошлют работать в школу после института? А как тут не говорить? Учитель просто обязан говорить громко и грамотно.
И все-таки домой идти было легче, чем в школу.
Но он понимал, что это слабость - показывать облегчение от конца учебного дня. На самом деле, надо любить свою работу. А школа - это твоя работа, пока учишься.