Новая книга вышла в издательстве МИФ - иллюстрированный бестиарий татарской мифологии в аутентичном оформлении современной художницы.
«Мифические существа татар. Коварные духи, великодушные божества и птица счастья Хоррият» В издании собраны 30 ярких героев татарских мифов и волшебные легенды, связанные с ними. Рассказ дополняют авторские стихи Дарины Ерохиной и красивые иллюстрации Ринары Нагаевой.
Юха
Змеи, дожив до тысячи лет, превращаются в юху. Это существо коварно, расчетливо и очень опасно - прежде всего потому, что может принимать человеческое обличье. Причем нередко превращается в девушку-красавицу, с лицом, от которого глаз не отвести, стройной фигурой, манящим взглядом. Такой ничего не стоит разбить мужское сердце.
Став женой, юха пьет кровь тех, кого обольстила. Если от такой избранницы вовремя не избавиться, она сведет молодого супруга в могилу. Тут надо держать ухо востро и вовремя понять, что жена - юха. Есть несколько верных признаков: у юхи нет пупка, у нее пахнет изо рта падалью, ее все время тянет к воде.
Один бедняк повстречал неописуемой красоты девушку и женился на ней, привел в дом. Та оказалась хозяйственной, ловкой, он не мог налюбоваться на ее красоту. Одно плохо - день ото дня все слабел, терял силы. Родителей у него не было, совета спросить не у кого, но добрые люди подсказали проверить - есть ли у жены пуп. Так молодой муж понял, что живет с юхой. Что делать?
К счастью, у бедняка был дядя, которому тот пожаловался, в какой переплет попал. Дядя сразу смекнул, что делать: пригласил племянника с молодой женой в гости, а там предложил попариться в бане. Едва юха вошла в баню, дядя дверь захлопнул - не выбраться. И представьте, какие чары были у той юхи: хотя муж знал, кто она на самом деле, кинулся ее спасать - еле дядя с женой его удержали. Юха сгорела, а бедняк пошел на поправку.
По материалам книги
«Мифические существа татар» Ак буре
Предки поволжских татар, волжские булгары, считали Ак буре, или Белого волка, своим тотемом, именно от него шел их род. Его масть как раз и указывает на божественное происхождение. Белый волк может принимать облик человека, необычной птицы или богатырского коня.
Во множестве легенд Ак буре спасает от гибели затерявшееся в чащобах или горах племя или показывается могущественным хозяином дремучего леса и имеет власть над жизнью и смертью.
О Белом волке слагались сказки. Из них самая известная - о том, как он помог отыскать и вернуть домой похищенную жену хана. Похитил ее див, трехголовый злой дух, и унес в свое царство. Двое старших сыновей хана отправились спасать мать, но их похождения оказались безуспешны: они не преодолели испытания и погибли.
Шли годы, о жене хана не было никаких вестей. И вот на поиски матери пустился младший сын - Тенгин. На его счастье, он встретил по дороге Ак буре, и тот согласился ему помочь. Первым делом он вместе с доброй колдуньей Кам Аной оживил старших братьев Тенгина. А потом перенес его в царство дива. Но на пути храброго юноши встретилось еще одно испытание - ему предстояло противостоять чарам юхи, сестры дива. Змея-юха заставила забыть о родине, об отце и братьях, о матери, которая томится в плену у дива.
Так и прожил бы Тенгин в этом мороке всю жизнь, но и тут Ак буре и Кам Ана вмешались, пришли на помощь, заставили Тенгина вспомнить о родине, семье, матери, ради которой он пустился в опасное и полное испытаний путешествие. Тенгин убил змею-юху и срубил все три головы дива. Силы зла были повержены, юноша увез свою мать домой, а в царстве дива встало солнце и осветило все вокруг ярким светом.
По материалам книги
«Мифические существа татар» Фото: vk.com/mifculture
Ой иясе
Старичок с длинными волосами, который живет в каждом подполе. По ночам выбирается и ходит по дому - смотрит, где что не так. Говорят, были случаи, когда Ой иясе спасал семью от воров или от пожара. Более того, нередко домовой подсказывал людям, чем им лучше всего зарабатывать на жизнь: если хозяева слышали, что он, судя по звуку, чеканит монеты, значит надо заняться торговлей, если шуршит бумагой - стать писарем, например.
Ой иясе просто так, без дела, по дому ночью не ходит: очень любит просеивать муку. А иногда развлекается - заплетает в косички бороды хозяев. Если обнаружите утром последствия такой шалости домового - не удивляйтесь. И ни в коем случае не расплетайте - Ой иясе рассердится, и тогда жди неприятностей.
Чтобы с Ой иясе жить в мире, надо не шуметь и содержать дом в порядке - громких звуков и неопрятности он не любит. Если уж вы имели неосторожность огорчить или, того хуже, обидеть Ой иясе, придется его задобрить: приготовить для него кашу и поставить в углу или подать садака (милостыню) нуждающимся. Иначе себе дороже - нашлет болезни.
В общем, к Ой иясе надо относиться со всем почтением. Если переезжаете в новый дом, не забудьте умилостивить его и как следует попрощаться. Тогда ваша новая жизнь будет спокойной и благополучной. И еще, если Ой иясе воет по ночам, имейте в виду: это к бедности. И не оставляйте на ночь на прялке пряжу: он страсть как любит прясть и непременно закончит за вас работу, а это дурная примета.
По материалам книги
«Мифические существа татар» «...сами создатели не претендуют на лавры культурологов или антропологов, подчеркивая, что хотели предложить собственный, художественный взгляд на татарский миф»
Фото: vk.com/mifculture
Фото: vk.com/mifculture
Фото: vk.com/mifculture
Статья на сайте издательства МИФ:
Мифические существа татар: Белый волк, коварная юха и Ой иясе, живущий в домах Статья в «БИЗНЕС Online»:
Трикстер Шурале и одинокая Су анасы: мифические существа татар в новом прочтении