Почаевские святыни. часть 1. Почаевская Лавра

Mar 25, 2009 17:52


Земли Волыни наравне с Киевом и крымским Корсунем (Херсонесом) были первыми центрами распространения православного христианства в Украине. Существует предположение, что первые христианские монахи начали селиться в волынских землях ещё в IX столетии (т.е. до крещения Руси), поскольку эта территория входила в епархию св. Мефодия, простиравшуюся от Моравии до западно-волынских земель. Здесь в год крещения Руси князь Владимир заложил город своего имени (нынешний Владимир-Волынский), возле которого уже в 1001 году  возник Святогорский Зимненский монастырь.
На Почаевских горах, согласно преданию, первые монахи поселились в начале XIII века, основав Свято-Духовский монастырь-скит (это в двух километрах от того места, где находится Почаевская Лавра).

Почаевская Лавра


Есть две версии происхождения названия этой местности «Почаев». Согласно одной, так её нарекли переселившиеся сюда монахи Киево-Печерского монастыря по аналогии с речкой Почайной, в которой Владимир крестил киевлян. Согласно другой версии, название местности происходит от слова «початок» - «начало» чудесных свершений, происходивших здесь.
Одним из первых чудес, которое здесь произошло, было явление монахам и местным пастухам Божьей Матери в 1240 году. В том году вся Киевская Русь подверглась разорению со стороны татаро-монголов, многие люди снялись с обжитых мест и пошли на запад искать спасения от захватчиков. Именно здесь и явилась в огненном столбе Богоматерь, оставив след своей правой ноги. На камне осталось углубление от стопы, а из-под камня начал бить чудодейственный источник. Цельбоносная стопа с источником почитается как первое чудо Почаева. Над камнем с отпечатком ноги Божьей Матери позже был возведен Успенский собор.
След от ступни левой ноги Богородицы (называемый в народе «ступка») отпечатался на Божей Горе, что на полпути от Почаева до Кременца.


Первые документальные сведения о монастыре на Почаевской горе датируются второй половиной XVI столетия, когда монахи из Свято-Духовского монастыря переселяются в Почаевский монастырь. В это же время, в 1559 году, в гостях у владелицы местных земель Анны Гощской (её часто называют Гойской, но поскольку фамилия происходит от волынского городка Гоща, то, наверное, она должна звучать как Гостская или Гощская) пребывал болгарский митрополит Неофит и в благодарность за оказанный ему приём оставил хозяйке икону Божьей Матери с младенцем. Через некоторое время Анна и её слуги начали замечать некий свет, исходящий от иконы. Анна убедила своего брата Филиппа, слепого от рождения, принести молитвы перед этой иконой. И брат её обрел зрение прямо перед чудотворной иконой. Увидев её силу, 14 ноября 1597 года Анна отдала икону в существовавшую тогда Успенскую церковь в Почаеве, и распорядилась основать там мужской монастырь, пожертвовав ему более 200 гектаров земли. Чудотворная икона Божьей Матери считается вторым чудом Почаевской Лавры.

В 1604 году игуменом монастыря стал преподобный Иов (Иоанн Железо), родом из семьи православных шляхтичей из-под Коломыи. До этого он 20 лет руководил монастырем в соседнем Дубно. И в Почаеве Иов сумел наладить монашескую экономику, запустил типографию, подаренную ещё Анной Гощской. Он являлся неоспоримым авторитетом в православном мире Украины, почти 50 лет защищая православие от засилья греко-католиков после провозглашения Унии в 1596 году.
Много натерпелся монастырь от внука Анны Гощской, протестанта Андрей Фирлея, который приказал разграбить Почаев и даже забрал оттуда чудотворную икону. Однако по решению Люблинского суда (или, как говорят легенды, оттого, что его жена страшно мучалась, глядя на икону) Фирлей был вынужден вернуть её обратно.
В 1648 году монастырь и его хозяйства были разграблены восставшими крестьянами. И только заступничество хозяина этих земель Яремы Вишневецкого (врага Богдана Хмельницкого, которого часто называют предателем украинского народа) предотвратило полное разрушение православной обители.



Прожив ровно 100 лет, 28 октября 1651 года Иов Почаевский отслужил Божественную литургию и мирно отошёл к Господу. А почти через 8 лет, по видению киевского митрополита Дионисия Балабана, его тело было извлечено из земли, и оно оказалось нетленным. Мощи преподобного Иова были перенесены в Троицкую церковь, а дата их извлечения (10 сентября по новому стилю) считается днём памяти великого подвижника. В этот день для обозрения паломниками открывается серебряная рака (подарена графиней Анной Орловой-Чесменской в 1842 году) с мощами святого. Нетленные мощи Иова Почаевского считаются третьим чудом Лавры.




 

Жизнеописание Почаевского монастыря наполнено волшебными легендами.
Одна из них рассказывает, что в 1607 году татарский отряд подступил к стенам монастыря и убил одного старого монаха, шедшего в свою обитель, срезав ему голову. Но монах взял свою голову в руки, донёс её до чудотворной иконы Богородицы и только тогда умер.
Согласно другому преданию, в 1674 году один из почаевских монахов, находясь в турецком плену, так усердно молился Пресвятой Богородице, что в день ее Успения был перенесен обратно в монастырь прямо с кандалами.



Ещё одна легенда рассказывает о том, что в 1675 году 50-тысячная армия турков по дороге на Львов попыталась захватить Почаевский монастырь. Однако монахи призвали на помощь Богородицу, которая явилась над монастырем вместе с преподобным Иовом. Турки стали обстреливать их образы, но стрелы возвращались обратно, убивая самих неверных. Турки спешно ретировались, а монахом даже удалось взять в плен нескольких турецких воинов.
В 1704 году мальчик, пришедший на празднование Успения Богородицы, упал в монастырский колодец, но, обратившись с молитвами к Божьей Матери, спасся, схватившись за появившуюся неведомо откуда веревку.
На праздник Успения 1710 года семья из Жовквы принесла в церковь своего больного грудного ребенка. Но по дороге ребенок скончался. Однако после молитв убитых горем родителей перед чудотворной иконой ребенок ожил и выздоровел.



Вернемся к истории монастыря. Более 120 лет простоял Почаевский монастырь как защитник православия в католической Польше. Но в 20-х годах XVIII столетия и он переходит под влияние греко-католиков. Его хозяевами становятся монахи-василиане, которые вскоре дают новую жизнь монастырю, превращая его ещё и в мощный финансово-хозяйственный и культурно-образовательный центр.


Во второй половине XVIII века строится Успенский собор Лавры, определяя её нынешнее лицо. И вот как это было. Владел этими землями известный магнат Николай Потоцкий, своенравный и бессердечный. Проезжая неподалеку от Почаева, его карета неожиданно перевернулась, и граф тут же решил расстрелять безалаберного кучера. Тот же стал усердно молиться Богородице, глядя в сторону Почаевского монастыря. Потоцкий выстрелил раз - пистоль дал осечку, выстрелил два - опять осечка. Когда и на третий раз оружие не выстрелило, граф увидел силу Заступницы Почаевской. Этот случай так повлиял на Николая Потоцкого, что он перешёл из римо-католического обряда в греко-католический и выделил более 2 млн. злотых, на которые и был возведен каменный Успенский собор (1771-83 гг.) на месте деревянной Троицкой церкви. Поскольку собор строился как католический храм, то его алтарь и по сегодняшний день расположен не с восточной стороны, а с северной.
Потоцкий также добился того, чтобы в 1773 году икона Почаевской Божьей Матери была признана католической церковью во главе с папой Климентом XIV в качестве чудотворной, за что и была коронована.
Случай с чудесным спасением кучера произвел переворот в мировоззрении Николая Потоцкого. Легенда рассказывает, что граф обратился с вопросом к Господу, каким образом он может искупить свои грехи, накопленные за предыдущие годы жизни. Господь ответил, что для этого нужно построить 7 христианских храмов. Но Потоцкий не расслышал цифру и построил на своих землях 77 храмов. Поэтому на Западной Украине можно увидеть так много церквей и костёлов с гербом Потоцких «Пилявой» - семиконечным крестом. Похоронен Николай Потоцкий в склепе в Успенском соборе Почаевской Лавры.


В 1795 году происходит третий раздел Польши, и западно-украинские земли переходят от Польского королевства к Российской империи. Здесь снова получает поддержку православие, а католическое вероисповедание постепенно вытесняется. России нужен был мощный центр укрепления и распространения православной религии на приобретенных ею западных землях. Обвинив почаевских греко-католиков в поддержке польского восстания 1830-31 годов, монастырь передают православным, а в 1833 году царь Николай I утвердил за Почаевским монастырем звание Лавры.
В XIX веке Почаевская Лавра получала большие пожертвования от богатейших семей России, её посетили императоры Николай I (1842 г.) и Александр II (подарил иконостас собору в 1859 г.).
Здесь в 1846 году по поручению археографической комиссии делал зарисовки Тарас Шевченко.

В начале XX столетия Волынский архиепископ Антон Храповицкий стал вынашивать идею строительства на территории Лавры чисто православного по своей архитектуре храма. «Не могу я править службу лицом на запад» - возмущался он. И тогда на месте дворца графа Потоцкого был построен Троицкий собор (1906-1911 гг.), который стал увеличенной копией Троицкого собора Сергиевой Лавры, что под Москвой. Архитектором был приглашен А.Щусев, который расписал и иконостас. Мозаики на стенах собора выполнены по эскизам Н.Рериха.




 

После начала первой мировой войны Почаев был и австрийским, и снова российским, а потом большевистским и, наконец, польским. А с 1939 года сюда приходит советская власть со всеми последствиями. Во время Отечественной войны Почаевская Лавра продолжала действовать, после войны - тоже, но под бдительным оком КГБ.

Именно в эти годы в монастыре начал свою праведную жизнь Яков Головатюк (1897-1971 гг.). Побывав на фронте первой мировой, сбежав из немецкого плена, в 1925 году юноша приходит в Почаев, чтобы служить Богу. В 1932 году его мечта сбывается, и он принимает постриг под именем Иосиф. На протяжении своей долгой жизни, отец Иосиф исполнял различные работы, но особенно он славился как лекарь от физических и душевных болезней. Очередь к его домику у монастырского кладбища растягивалась на километры. Его несколько раз пытались убить неизвестные, но каждый раз молитва отца Иосифа спасала его от смерти.
В 1962 году, когда усилились гонения на церковь, он «отбил» у наряда милиции Троицкий собор, выгнав её из храма. После этого случая, старца арестовали, остригли и поместили в психиатрическую больницу под Тернополем. Долгие месяцы монахи и обычные люди боролись за освобождение отца Иосифа. После выхода из психлечебницы, ему было запрещено возвращаться в Почаевскую Лавру, и он поселился у своих родных в Иловице. Но в холодном декабре 1965 года его племянник вывез уже пожилого старца за село, избил и выбросил в болото. Только через 8 часов его нашли и привезли опять в Почаевскую Лавру, где снова постригли под именем Амфилохий. И ещё 5 лет отец Амфилохий исцелял молитвами едущих к нему со всех концов СССР людей.

 

фотографии с сайта Почаевской Лавры

После его смерти 1 января 1971 года и погребения, на его могиле стали происходить чудесные исцеления. Перед праздником Пасхи 2002 года мощи старца были извлечены из земли, и они оказались нетленными. И это - четвёртое чудо Почаевской Лавры.
12 мая 2002 года Амфилохий Почаевский был причислен к лику святых. Удивительное явление, которое наблюдали тысячи людей: во время канонизации преподобного Амфилохия на голубом небе появился крест из белых полос. Мощи святого Амфилохия находятся рядом с мощами святого Иова в нижней церкви святого Иова Почаевской Лавры.

Парочка фотографий за стенами Лавры: в сквере напротив стоит памятник Т.Шевченко примерно того возраста, когда он был в Почаеве. А рядом изготавливают купола для новых церквей.


 

Проехать в Почаев легко и с Тернополя, и с Кременца, и с Радивилова. Остановиться на ночлег в Почаеве можно в самой Лавре (но нужно заранее заказать место) или в неплохом частном отеле «София» (метров 300 напротив Лавры). В «Софие» есть и приличный ресторан.

В следующих заметках я расскажу про Свято-Духовский монастырь-скит, Божу Гору и источник Святой Анны.

Почаев

Previous post Next post
Up