Дорога из
Луцка во Владимир-Волынский не радует разнообразием пейзажей - местность ровная, слева и справа поля, поля, поля. Асфальтовое покрытие не хуже и не лучше среднестатистической украинской дороги: в небольших ямах и буграх. Почти всё время едем через населенные пункты.
А вот и знакомое название городка - Торчин. Ба, так это здесь делают кетчупы, соусы и другие вкусности!?
Именно так. Лет 10-15 назад местный предприниматель организовал в Торчине производство всего этого, а пару лет назад успешно продал свой бизнес швейцарскому гиганту Nestle. Теперь в Торчине есть и свой мясокомбинат, а прямо у дороги строится завод по производству продукции швейцарского бренда. Местные знатоки утверждают, что это будет второй по величине завод в Европе по производству растворимого кофе Nescafe.
Вниманию туристов - если вам уже «приспичило», то в Торчине по обеим сторонам дороги возле остановок есть кирпичные домики с заветными буквами Ч и Ж.
А вот и Владимир-Волынский. Но в центр города мы пока не едем, а за синей заправкой поворачиваем налево - это дорога в Зимнее, всего несколько километров.
Зимнее получило своё название оттого, что здесь князь Владимир любил вести зимнюю охоту. Рядом с городом, который он заложил в 988 году, поставил себе зимнюю резиденцию, и при ней основал монастырь, построив две церкви: Троицкую и Успения Богородицы. Аналогично расположена и Киево-Печерская Лавра - рядом с летней охотничьей резиденцией киевских князей в Берестове. Одноко Зимненский монастырь был основан в 1001 году, а Киево-Печерский монастырь - только через 50 лет.
Монастырь женский и носит название Святогорского Успенского, поскольку находится на небольшой горе, с давних времен именующейся Святой (как и гора в Афоне). Так что, не путайте эту православную обитель со Святогорской Лаврой, что в Донецкой области. Там монастырь появился только в начале XVII столетия.
В Зимненском монастыре хранится старинная чудотворная икона Богоматери, которой Константинопольский патриарх благословлял князя Владимира на брак с византийской царевной Анной. По рассказам, эта икона уже множество раз исцеляла верующих. Особенно от болезней, связанных со зрением.
Здесь же по дороге из Иерусалима домой умер и похоронен первый игумен Киево-Печерской Лавры Варлаам.
Зимненский монастырь много раз разрушался, был католическим, погибал и возрождался снова. По-видимому, из-за этого архитектура его зданий такая эклектичная: псевдорусский стиль смешан с псевдовизантийским и средневеково-католическим. Относится монастырь к УПЦ Московского патриархата.
Подъезжаем к стенам монастыря, оставляем автобус на площади. Массивные центральные ворота оказываются закрытыми. Где же тут вход? Оглядываемся вокруг, но воинственные святые на башенных флюгерах нам не отвечают. Обходим слева и попадаем на монастырский двор.
Здесь нас встречает грозная табличка, предупреждающая о том, что на территории монастыря нельзя не только курить, но фотографировать и даже просто прогуливаться (именно такая формулировка!). Да, неприветливые здесь монашки…
Ну, а поскольку туристы обычно никаких предупреждений не читают, мы начинаем сразу всё вокруг фотографировать - красиво, что ни говори!
Справа - надвратная колокольня с зеленым куполом, по центру - каплычка-часовня, «подаренная» Л.Кучмой, левее - колокол, переданный монастырю князем А.Чарторыйским в 1566 году.
Перед нами - воссозданный терем, в котором жил князь Владимир. Сейчас это храм праведной Иулиании Ольшанской. Справа на стене - свежие росписи, иллюстрирующие процесс получения Владимиром чудотворной иконы и передачи ее монастырю.
А доминирует над территорией монастыря величественный Успенский собор.
Справа же от него, в серебристых елях, стоит креститель Руси - равноапостольный князь Владимир. Опустив глаза долу, он словно молится за души тех христиан, которых велел казнить, ещё будучи язычником.
Если в ворота, что между собором и теремом, выйти за территорию монастыря, то перед нами откроется вид на речку Лугу. Земля покрыта нетронутым белым снегом, а ветви деревьев облеплены искрящимся инеем.
Спустившись по лесенке, мы попадаем к небольшой, но самой древней здесь церкви Святой Троицы.
Церковь-ротонда имеет уникальный мраморный иконостас и свежие росписи в византийском стиле. Меня заинтересовал необычный лик Христа рядом с традиционным его изображением. Это - молодой человек без бороды, с глубокими залысинами на лбу. Ну, просто современный менеджер! (Порывшись в литературе, рискую сделать предположение, что это или лик Спаса-Иерея, т.е изображение Христа в образе священника, или лик Спаса-Эммануила, т.е. изображение Христа в юном возрасте)
Рядом с Троицкой церковью находится вход в подземелья. Расположены они под Успенским собором и считается, что именно в этих пещерах жили (а затем и были похоронены) первые монахи. Пещерная церковь освящена в честь покоящегося здесь Варлаама Киево-Печерского.
Если же от Троицкой церкви спуститься ещё ниже, то попадём к источнику.
Обойдя стены снизу и поднявшись со стороны другого входа на территорию монастыря, увидели вот такой скромный домик.
Кто в этом тереме живет - не знаю. Но местная монашка сурово сделала нам замечание, что здесь ходить нельзя. Просто военный объект какой-то, а не божья обитель!
Мы же возвращаемся во
Владимир - родину Данилы Галицкого и других великих руских князей.