эмоциклопедия: потреблядство

Mar 23, 2009 13:48

Забавно, как сталкиваешься нос к носу с расцветом того, что было описано в деталях еще сорок лет назад. Ги Дебор написал "Общество спектакля" в 1967 году, а вглядываешься - так мало изменений, то ли гениальный прорицатель, то ли в России мы запаздываем. Но если запаздываем, тем удобнее объяснить происходящее.

Теория Ги Дебора (ситуационизм) говорит о переносе сугубо экономических (с позиций Маркса) процессов на территорию ценностей и идей. Я постараюсь попроще :)

Основа для понимания - отделение идей от индивидуальности (человека), равно как в классическом марксизме средства производства отделены от производительных сил. Соответственно, происходит превращение образа мысли, идеи каждого отдельного человека в идею-товар.
Очевидный пример: при прохождении собеседования вы говорите шаблонные вещи, которые потенциально хочет услышать ваш работодатель - в лице HR-менеджера. Причем, скорее всего, оба понимают, что артикулируют заученные вещи, а ситуация принимает характер ритуала. Вы предлагаете себя как товар - и демонстрируете ценности хорошего товара. Демонстрируете ценность, вот что важно.

Такие ситуации, в своем множестве, рождают общество спектакля, в котором идеи-товар начинают воспроизводить сами себя за счет того, что они якобы являются социальным благом. Идеи-товар закономерно обрастают "мясом", обретая знаки и носителей - бренды, людей: Apple и Перис Хилтон - в обществе спектакля, по сути, одно и то же - носители некоего эмоционально-ценностного капитала.

Отчуждение ценностей изменяет людей за счет предоставления ценностных ориентиров, которым человек волен следовать или не следовать - и это постоянно декларируется. В то же время обилие культурных кодов и псевдо-ценностей (Гибор называет их так) превращает непричастного человека в маргинала (на простом примере осведомленности, не преступление не знать о группе Coldplay, незнание Мадонны вызывает удивление). Общество спектакля как бы подменяет культурный код на идею-товар, которая превращается в деньги. Абсолютная аналогия с тем, как работает "общество спектакля" - средневековая католическая система индульгенций; "общество спектакля" - это матрица, которая уже существует. В этом смысле, фитнес, пластическая хирургия, fashion-индустрия, стилевые издания, туризм, кинематограф - проводники и конструкторы псевдо-ценностей, аналогичные мануфактурам восемнадцатого столетия, сформировавшим класс наемных рабочих.

Пассаж Дебора о звездах: "Удел звезды - это специализация мнимого проживания жизни; она - это объект отождествления с мнимой поверхностной жизнью, которым должно компенсироваться дробление проживаемых в действительности производительных специализаций. Звезды существуют, чтобы олицетворять типы разнообразных жизненных стилей и стилей понимания общества, способных осуществляться глобально".

Замечание: философия rich&famous, демонстрирующая якобы повседневную.жизнь звезд, не апеллирует к товару, а только к образу жизни, который позволяет потреблять и, соответственно, стимулирует жажду потребления у тех, кто на них, rich&famous, смотрит - если вам нужны дополнительные доказательства существования "идеи-товара". Побочное замечание - странно, но усталость от звездности тоже стала неплохим товаром, взгляните на тексты (боже мой) "Piece of me" Britney Spears, или Fear" Lily Allen, это к слову.

Основная вина, которая вменяется "обществу спектакля" - это финальное отчуждение от человеческих эмоций, отказ от собственного "Я", столь легко подменяемого знаками идей-товаров - аналогично тому, как наемный рабочий отказывается от личного времени.

"Там, где установилось избыточное потребление, главная показная оппозиция между молодежью и взрослыми выводит на первый план эти фальшивые роли, ибо нигде не существует взрослого - хозяина собственной жизни, а молодость как изменяющее существующее - уж никак не свойство сегодняшней молодежи, но свойство экономической системы - динамики капитализма. Царствуют, наполняются молодостью, вытесняют и замещают друг друга именно вещи".

Человек становится придатком к собственному культурному коду, составленному из заимствованных идей-товаров. Более того, люди постепенно перестают воспринимать что-то вне идей-товаров. Либо ты принимаешь культурные модели, либо являешься асоциальным элементом. Их навязанность вызывает сильное напряжение, поскольку не остается мест, в которых мы были бы свободны от навязанных ценностей, от идей-товаров. "Рабочий, отработав смену, идет в кабак, и напивается. У меня нет кабака, я - вечный завод" (Марина Цветаева в дневниках). Мой знакомый идет вечером в субботу в клуб для того, чтобы посмотреть, кто с кем - и показать новую одежду. В ответ на вопрос, разве такой досуг дает ему возможность отдохнуть, он отвечает "нет". И он не может ответить на вопрос, когда же он отдыхает.

Соответсвенным образом, меняется восприятие людьми друга друга. На территории восприятия друг друга уже идет пресловутая "война всех против всех". Общение становится чаще всего краткосрочным контрактом, в котором обе стороны обмениваются ценными идеями. Высокая интенсивность коммуникаций, которую сделало возможным развитие технологий, позволяет мигрировать от человека к человеку, - не нужно приспосабливаться и вкладывать значительные эмоциональные инвестиции, которые были бы необходимы при ограниченном выборе, существующем в замкнутом сообществе, например, маленького городка.

В процессе такого потребления человек начинает закономерно думать, что ничего другого не может быть, - на что, в конечном итоге , направлена система. Нам нужны постоянные клиенты. Еще лучше - клиенты с сильной психологической зависимостью от товара. Единственное реальное потребление, которое во всем этом присутствует - потребление правил, то есть подчинение системе, отсутствие свободного суждения, не обремененного стандартами идей-товаров.

Разумеется, система допускает отклонения, позволяет "выпускать пар", иначе бы она не была столь устойчивой. В экономике это делалось за счет поддержания количества рабочих мест (читай - доступа к благам) - в свою очередь, за счет разрастания сферы услуг - и финансовой сферы, которая собственными "цифровыми методами" обеспечивала доступ к дешевым (заемным) деньгам. В сфере идей - пар выпускается за счет обилия брендов и постоянной подкачки новой информации, которая увлекает хотя бы за счет своего большого объема, в котором каждый найдет что-то свое: не хочешь Бритни, слушай Tokio Hotel, но только слушай.

Отсюда рождение термина "потреблядство". Все всё знают, или хотя бы догадываются. Но система воспроизводит сама себя. И пока не очень понятно, что может ввести ее в состояние кризиса.

social, измышления, эмоциклопедия

Previous post Next post
Up