Как я писал в первой и второй частях, конных памятников в Москве много, но пальму первенства держат изображения Святого Георгия Победоносца. При правлении в Москве удельного князя мэра Юрия Лужкова и его разудалой команды, в столице насаждался культ этого святого. Стало модно его изображения вставлять куда угодно и в любых количествах. Москву поглотили рекламные плакаты, перетяжки, барельефы, всякая лепнина с видом этого святого воина, даром что и на гербе Москвы он есть, и ещё и покровитель. Такое впечатление, что они (чиновники) реально поклонялись ему. (Эх, читаем Пелевина ешё раз...) Убрали Ленина, поставили Георгия Победоносца...
А ведь сам по себе исторический персонаж Георгий очень даже геройский. К лику святых просто так не причисляют.
[Прочитать о Святом Георгии Победоносце] Георгий родился в III веке в малоазийском городе Бейруте, в семье христиан. При императоре Диоклетиане снискал славу храброго воина. За свои подвиги получил прозвище Победоносный. Однако, в годы гонений на христиан, не только не отрекся от своей веры, но и в открытую объявил себя последователем Христа. Приказом императора был обезглавлен.
Сюжет, изображающий Георгия на иконах и статуях, связан с одним из многих чудес святого. Георгий своим чудесным появлением избавил от смерти царскую дочь и многих других жителей Ливанских гор, убив змея, пожиравшего людей.
На Руси Георгия Победоносца издавна считают защитником православного воинства. С его именем связано имя основателя Москвы - Юрия Долгорукого. Юрий, Гурий, Гюргий, Егорий, и даже Рюрик - все это варианты имени Георгий. Во времена княжения Дмитрия Донского святой Георгий почитается как покровитель Москвы, позднее изображение Победоносца входит в состав русского государственного герба. С 1995 года он изображается на гербе Москвы.
Итак, сейчас в Москве 4 (четыре!!!) на 2015 год уже 5 (пять!!!) памятников Святому. 4 установили при Лужкове, один недавно, уже при Собянине. Есть ещё на Трубной площади, но он не конный.
Первый, как водится стоит в самом центре, на Манежной площади.
В 1990-м году началось строительство подземного Торгового Комплекса "Охотный ряд", закончившееся в 1997-м году. На поверхности был установлен стеклянный купол - мировые часы, увенчаные скульпутурой Георгия Победоносца - символа города. Вокруг сооружен комплекс фонтанов. В народе этот памятник прозвали "статуеткой", подчеркивая его не совсем классический размер.
По мне, так памятник вобщем-то ничего, но вот малость покрупнее бы был, и не на глобусе.
Второй установлен в 1995 году у подножия Обелиска Победы перед Центральным музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе, к празднованию 50-летия Победы. В народе имеет прозвище "Георгий рубящий змея на колбасу".
Что Манежка, что Поклонка, всё это в свое время было отдано на откуп Зурабу Ц. Хоть он и показывал чудеса работоспособности и альтруизма, но как получается у любого графомана, это нафиг никому не нужно. Во всем какой-то осадок халтуры, экономии, дешевки... и эта позднесоветская школа манументальной архитектуры. Короче - совок в его самом расцвете.
Поговаривают, что корпорация Зураба Ц. воровала экономила на всем... Памятник Петру I - две одинаковые ноги (а зачем разные, если не предполагалось второй, ведь это памятник Колумбу, от которого все отказались Переделали голову и добавили вторую правую ногу., делов-то.), в ХХС прессованная мраморная крошка, и вместо росписи виниловые обои из Германии, скульптуры "Весниц Победы" на той же Поклонке, установленные на крыше музея ВОВ и памятник Георгию Победоносцу восседают на одинаковых конях. Правильно, зачем лепить разных, когда уже есть форма. Это же лишние траты. И так во всем.
Вот думаю, что если бы москвичам дали бы возможность решить, что из зурабовских "шедевров" оставить, а что убрать, то убрали бы всё, да и самого господина Ц вышвырнули бы из города.
Третий памятник Георгию Победоносцу установлен во дворе Студии военных художников им. М. Б. Грекова ну ул. Советской Армии по соседству с Центральным музеем Вооруженых Сил. Автор - скульптор Студии Александр Таратынов.
Студия военных художников - уникальное учреждение, где совмещены военное дело и художественное искусство. Памятник Георгию Победоносцу, находящийся перед зданием Студии, символ такого объединения - произведение искусства воплощает в себе картину поражения зла и победы добра.
К моему великому сожалению, охрана не разрешила фотографировать скульптуры на территории, но из-за забора всё получилось, правда не с тех ракурсов, с которых бы хотелось. Ну да ладно, В нашей стране искусство принадлежит.... охране. Так было, есть и будет.
Ещё, на лужайке, перед Студией выставлены много великолепных памятников, которые, как я понимаю, по тем или иным причинам не попали на улицы наших городов, среди них есть памятник Фельдмаршалу Суворову и памятник Александру Невскому работы Александра Таратынова. Оба великолепны. Уж лучше раскоряченного Петра I, работы Зураба Ц.
Новая достопримечательность города, круглый фонтан с памятником Георгию Победоносцу в центре, является частью нового архитектурного ансамбля Комсомольской площади, преобразованного в 2011-м году. Памятник установлен 2 сентября 2012 года в День Города между Ленинградским и Ярославским вокзалом, напротив выхода из наземного вестибюля метро "Комсомольская". Памятник открывали Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, мэр Москвы Сергей Собянин. Вместо располагавшихся здесь долгие годы коммерческих ларьков появилась ухоженная площадка, выложенная тротуарной плиткой, со скамейками, кадками с живыми деревьями и фонарями
Новая достопримечательность стала подарком российских железнодорожников ко Дню рождения столицы.
UPD (2015 г.) Случайно мной обнаруженный, почти не известный (вернее известный в узких кругах москваведов) памятник Св. Георгию в Кремле (да, да, в Кремле!), установленный на Малом куполе Сенатского Дворца. Установленный тихо, без помпы, не доступный простому обывателю, почти не имеющий фотографий в сети, а те, что есть неприемлемого качества. Жаль, а памятник интересен не только сам по себе, но и своей историей.
В декабре 1995 года при завершении реставрации cкульптура Святого Георгия, поражающего дракона, известный символ Москвы, была поднята на крышу Екатерининского зала. Стараниями известных скульпторов отца и сына В.Е. и А.В. Цыгаль была воссоздана до последней детали копия древнего казаковского творения. Памятник был отлит из бронзы и весит 2,2 тонны.
В 1787 году Екатерина II отмечала 25-ю годовщину своего царствования. К этой дате в Московском Кремле было завершено строительство величественного здания Сената. По прибытии в Москву императрица осмотрела постройку и, оборотившись к архитектору Казакову, сказала: «Какое искусство! Это превзошло мои ожидания, нынешний день ты подарил меня удовольствием редким.»
Большой интерес и восторги новая постройка вызвала и у московской общественности. Ротонда Сената была названа Русским Пантеоном. Купол её из-за размеров признали чудом архитектурного искусства. А венчало его ещё одно чудо, причём более значимое, - герб Московской губернии, статуя Георгия Победоносца на вздыбленном коне. Шеститонный монумент был отлит из цинка и покрыт толстым слоем золота. Бесценная скульптура эта была даром Екатерины старой столице империи. Каждый год 6 мая, в день памяти св. Георгия, на главу Победоносца возлагали лавровый венок, коня украшали гирляндами живых цветов. В центре Красной площади, близ места, где ныне стоит зиккурат мавзолея, служили молебен, а вокруг Кремля совершали крестный ход.
Впрочем, так случилось, что не сразу великолепный памятник обрёл своё местоположение, что крайне пагубно отразилось на его дальнейшей судьбе. Если судить по изначальным планам, то святой должен был стоять на малом куполе Сената, посередине его главного фасада. И Екатерина на предварительном плане начертала: «Быть по сему». Однако по завершении строительства выявилась мелкая неприятность: статуя была хорошо видна только с Сенатской площади, лицезреть её могли лишь те, кто прогуливался по узенькой площадке между Сенатом и Арсеналом. Победоносца быстренько перенесли - теперь на этом месте установлен флагшток с государственным триколором.
Именно там один из двух небесных покровителей Москвы благополучно простоял до рокового захвата Москвы войсками Наполеона в 1812 году. В здании Сената как раз и расположился главный штаб Великой армии. И, конечно же, статую сняли, расчленили на части и в двух больших ящиках подготовили к отправке.
До 1812 года на куполе Екатерининского зала было изображение Георгия Победоносца с надписью «le Saint Georges place au-dessus du Senat» на постаменте, снятое с купола и увезённое французами. Однако, достоверно известно, что в первоначальном варианте проекта М.Ф. Казакова скульптура Святого Георгия Победоносца должна была быть установлена над куполом Овального, а не Круглого зала. Сегодня же она установлена там, где определил ей место сам М.Ф. Казаков, а над куполом Екатерининского зала свободно развевается штандарт Президента Российской Федерации - символ высшей государственной власти в нашей стране.
Памятник "Московским вокзалам"
В самом конце 2014 года, на площади, перед Рижским вокзалом, открыли памятник всем московским вокзалам. Памятник представляет из себя стилизованный крест с панно, на котором барельефом изображены все московские железнодорожные вокзалы (а всего их девять) расположенные вокруг Кремля.
На памятнике есть несколько интересных особенностей: здание Курского вокзала изображено в своём старом, не сохранившемся до настоящего времени виде. Он был полностью перестроен в начале 1970-х годов. Хотя, например, Савёловский вокзал, наоборот, показан таковым, каким он стал уже после реконструкции 1990-х - с надстроенным вторым этажом. Нижегородский же вокзал, существовавший в Москве с 1861 по конец 1950-х годов, на памятнике не представлен. Все изображения вокзалов наложены на современную карту города.
На вершине стилизованного креста фигура символа Москвы - св. Георгия Победоносца, восседающего на коне, убивающего змея. Кстати, это уже шестой "конный Георгий"
А есть и седьмой, обнаруженный мной, в процессе прогулки по парку "Музеон", что на Крымском Валу, напротив парка Горького. Этои работа киевского скульптора Бориса Петровича Ульянова "Георгий Победоносец" 2005 года.
С сайта парка "Музеон": "В ходе масштабной реэкспозиции, проведенной летом 2012 года, в Парке искусств МУЗЕОН был создан Зал белокаменной скульптуры. На площадке собрано более 80 работ, созданных в период с 2000 по 2011 год на скульптурных симпозиумах под открытым небом. Все произведения выполнены из известняка самыми разными авторами: здесь есть работы как известных скульпторов, таких, как Фархад Рзаев, Виктор Корнеев, Алексей Григорьев и Владимир Буйначев, так и произведения студентов, а так же дилетантские и немного наивные работы, выполненные детьми."