Ну вот
из свеженького на Росбалте: думаю, будет интересно не только моим студентам в МГУ и ВШЭ.
Если лень кликать на
Росбалт (ну, а чо, кликнете! или сделайте закладку - по тому, как лихо щелкают СМИ и опускают до пропаганды, Росбалт вполне скоро сможет стать первым информагентством страны...), вот ниже сам текст.
Во время Олимпиады у меня с утра до вечера включен телевизор (хотя вообще я его не смотрю, разве что когда гостит теща, и то тогда больше слушаю; пожилые люди, как дети - если их подключать к ТВ, то никаких хлопот).
И можно просто сказать, что Олимпиада - «это великое зрелище», но тут вот какая вещь: за время Олимпиады я узнал про спортсменов и спорт тьму того, чего раньше не знал. И вследствие нового знания даже успел, например, влюбиться в голландского конькобежца Кремера, который умеет бежать так, как птицы умеют летать. А жена влюбилась в керлинг (у меня даже ощущение, что она мне с керлингом готова изменить). А теща научилась считать обороты в слоупстайле и расстраивается, если в джиббинге кто-то сделал соскок без грэба.
Словом, мы смотрим Олимпиаду еще и потому, что там много информации если не о том, как устроен мир, то о том, как устроен спорт.
А в обычное время я у нас телевизор не смотрю, потому что там новой информации ноль. Там либо про веселится и ликует весь народ, либо про Путина, который как Фигаро: и здесь, и там.
А вот за границей - наоборот, я телевизор смотрю.
И тогда забавные обнаруживаются вещи. Например, первые два канала телевидения Австрии и Франции (я в этих странах недавно был) - просто один к одному наши «Первый» и «Россия»! (Ну, в том объеме, в каком я их знаю благодаря визитам тещи). Те же идиотские (на мой взгляд) концерты местных шансонье уровня Лепса. Те же глупые телевикторины. Те же дешевые мыльные оперы. Правда, если дождаться выпуска новостей, обнаружатся различия: за две недели во Франции президента Олланда поминали лишь из-за любовной связи (и, конечно, про то, как он добирался к своей пассии на скутере с шофером, было рассказано и показано во всех подробностях). А в Австрии про Хайнца Фишера в новостях не сказали вообще ни слова.
В выпусках новостей заметны и другие отличия наших телекультур. В Европе сюжеты сняты как мини-фильмы: там хороший монтаж, раскадровка, движение камеры, композиция (например, репортаж о необычайно теплой зиме начинался с крупного плана обутых ног, спешащих по асфальту - включая босые ноги во «вьетнамках»: далее кадр переходил на экран айфона с термометром). У нас же новости готовит какой-то операторский штрафбат: статичная картинка, монтаж со среднего плана на средний. Кроме того, во Франции много пожилых телеведущих или телеведущих-арабов (а у нас попробуйте сыскать ведущего-таджика, и старше 40 лет только Познер).
Если каналы прощелкивать дальше по росту номеров, различия начнут нарастать.
Например, France 3 показывает в прайм-тайм отличные документальные и научно-популярные фильмы. Настолько замечательные, что из-за фильма о Флоренции эпохи Возрождения мы с женой перенесли поход в гости. Это стоило того: в фильме реконструировали и показали в анимации технологию строительства знаменитого собора Брунеллески; показали и тайное убежище Медичи, которое расписывал Микеланджело. Мы об этом и не слышали!
То есть научно-популярные фильмы не на специализированном, а национальном канале - это для Франции норма.
Но еще больше меня поразило, что в вечерние новости на France 3 ежедневно приглашают авторов документальных и научно-популярных книг: и рассказать о написанном, и прокомментировать новости. То есть, может, приглашают и просто писателей, но нам везло на именно на документалистов. И я с удовольствием слушал Оливье Безансно - французского левака и троцкиста, автора новой книги «Осуждение неравных». А в другой день - Жан-Луи Серван-Шрайбера, главу и владельца журнала Psychologies: у него вышла книга «Почему выиграли богатые». А в третий день - Игоря и Гришку Богдановых (да, это имя братьев-близнецов - Igor & Griсhka Bogdanoff). Они физики и популяризаторы физики, а также певцы, актеры, телеведущие и любители пластических операций, из-за чего выглядят фрики фриками - что не мешает всей Франции обсуждать их последнюю книгу «Конец случайности».
Богдановы - одни из самых популярных русских во Франции, пусть к России они имеют отношение лишь благодаря отцу. А знаете, кто еще популярен? Питерские клоуны-мимы Семеняки! На Семеняк настоящий бум, на их выступления не попасть, все телеканал делают о Семеняках сюжеты (и если бы они не были мимами, то были бы героями всех ток-шоу).
На французском телевидении вообще много тех, кого у нас нипочем не увидишь. В разгар январских распродаж в прямом эфире одного из каналов появились директора крупнейших французских торговых сетей, включая знаменитую Galeries Lafayette. У нас директор «Гостиного двора» или ЦУМа в эфире исключен - нельзя, реклама, можно лишь как «директор одного магазина»! Меня на телеканале «Культура» в «Культурной революции» отказывались представлять как обозревателя «Огонька»: ну, журнал же за деньги продается? Значит, коммерческое предприятие, значит, реклама! - в итоге я не программу не пошел…
Но я отвлекся - и возвращаюсь к теме. Она мне кажется очень важной. Дело (и тема) не в том, что французское телевидение в целом умнее, интереснее, ярче нашего. Дело в том, что сегодня средний француз, да и средний европеец начитаннее, образованнее среднего русского. Раньше мне казалось, что эта разница - растущая в последние годы просто на глазах - образовалась потому, что французы остались читающей нацией, а мы перестали ею быть. А теперь я понимаю, что французское телевидение, помимо развлечения, занимается еще и информированием и просвещением. А наше, кроме развлечения и воспитания верноподданичества, не занимается ничем.
То есть средний француз просвещеннее среднего русского не потому, что он читает братьев Богдановых, Сервана-Шрайбера и Безансно, а потому, что ему по телевидению их показывают, и обсуждают те идеи, которые они в своих книгах высказывают.
А вы у нас когда последний раз в ток-шоу видели живого биолога, физика, математика, лингвиста или троцкиста (да и просто - автора свежей книги?)
У нас-то и про спортсменов вне Олимпиады рассказывают, лишь когда они становятся депутатами Госдумы и голосуют покорно за какой-нибудь очередной запретительный закон.
Словом, телевидение - это те руки, которые если не лепят, то уж точно замешивают общественную глину.
А что замесишь - туда и попадешь.