Нашего с
soldat-jah сегодняшнего собеседника называют «грузинским Аленом Делоном», и правда, Зураб Магалашвили очень похож на великого французского актера. Правда он гораздо моложе, живет в Тбилиси и счастливо женат на режиссере Русудан Глурджидзе . Мы встретились в Союзе кинематографистов Грузии и побеседовали о творчестве, его взглядах на мир современного грузинского кино и даже немного о его пребывании в плену в Абхазии…
Напомню несколько фактов биографии Зураба Магалашвили. Снимался в фильмах : «Спираль», «Аннотация одной судьбы», «Книга мудрости и лжи», «Я обещала, я уйду», «Мудрость вымысла», «Фаршеванги», «Убиенная душа», «Оскар», «Мой дорогой, любимый дедушка», «Сван». Продюсировал картины: «Оскар», «И шел поезд», многие другие. Зураб Магалашвили возглавляет компанию «Cinetech production», которая занимается производством и продюсированием кинофильмов.
soldat-jah: - Начну с комплиментов. Я готовилась к нашей встрече и нашла о вас множество откликов восторженных поклонниц. Это звучало примерно так: «Дорогой батоно Зура, снимайтесь чаще, мы вас любим!» И таких записей в сети множество. У вас много почитательниц?
- Все дело в том, что многие годы я снимался в России, правда это было еще до развала Советского Союза. Помню на киностудию приходило много писем от разных женщин, но одно запомнилось мне больше всего. Писали мне студентки журналистского факультета МГУ и приглашали жить к себе в общежитие!
-Они наверное думали, что вам негде жить в Москве?
- Не знаю, просто, думаю, что девушкам было интересно пригласить меня в гости, пообщаться поближе. (Смеется)
- Расскажите о своем сегодняшнем дне: чем вы занимаетесь, над чем работаете?
- В последнее время я работаю в кинематографе в качестве продюсера. Так получилось, что в середине девяностых годов я начал активно осваивать новую сферу деятельности - продюсирование кинокартин. Помните, в советские времена такой профессии как «продюсер» не существовало, были директора картин. Можно сказать, что в то время продюсированием фильмов занималось само же государство, так как и рыночной экономики как таковой не существовало. Активно снимаясь (в период с 1990 по 1995 год), я успел обзавестись обширными связями среди творческих групп. Был знаком и дружил со многими операторами, администраторами киностудий. Так вот, когда молодым режиссерам понадобилась помощь, мои связи пришлись кстати. Я обратился к моим коллегам по творчеству и мне не отказали. Начался процесс активной работы над новыми фильмами.
- Вы снимали в Грузии?
- Не только. Мне помогали в России и в Украине. Первым нашим детищем стала лента «Оскар» (1995). Я не забываю добрых дел. Наша продюсерская компания теперь встала на ноги, и пришло время отдавать долги - мы тоже в свою очередь помогаем коллегам как в Грузии, так и за ее пределами.
- Можно назвать общность кинематографистов «братством»?
- Вполне, и это не будет преувеличением.
- С кем из зарубежных кинематографистов вы сотрудничаете?
- Было очень много интересных проектов, то что прямо сейчас вспомнилось, это сотрудничество с молдаванами и украинцами, они приезжали в Грузию и здесь снимали. Буквально в конце июля окончились съемки в Тбилиси четырех талантливых ребят - студентов ВГИКа.
- Трудно ли сегодня в Грузии делать фильмы?
- Судите сами - бюджет всего кинематографа в нашей стране - 3 миллиона лари. Нам приходится целиком работать в содружестве с зарубежными кинематографистами. Например, у нас был удачный опыт работы с коллегами из Испании, мы сняли два фильма - «Два», «Хорошо» и сейчас работаем над кинолентой «Чайка», правда не по пьесе Чехова. Это история маленькой девочки. Съемки проходят у нас в Грузии и в Казахстане.
- Возникает вопрос: слухи о кончине грузинского кинематографа - это истина или ложь?
- Грузинское кино скорее спит, чем умерло. Всему есть свои причины.
- И какие?
- Давайте я попробую объяснить на примере российского кино. После развала Советского Союза в России стали работать, что называется « на кассу». Снимали кино о бандитах, ворах, проститутках. И зарабатывали этим хорошие деньги. Поверьте, это нормальный способ выжить. В Грузии все вышло по-другому, режиссеры стали снимать только авторские фильмы. И эти фильмы не были востребованными. Наши кинематографисты оказались не готовыми к такому кино.
- О каких фильмах идет речь?
- Пожалуй, я мог бы назвать картину «Они» Левана Закарейшвили (1992), « Солнце неспящих» Теймураза Баблуани (1992). Есть еще много других фильмов того периода, но сразу как то не вспомню.
- Вы не зря заговорили о Теймуразе Баблуани, насколько мне известно вся их семья эмигрировала во Францию.
- Да, и Теймураз и его дети Гела, Георгий и Олико (Ольга Легранд). Это интересный феномен грузинского кино наряду с Отаром Иоселиани. Эти люди, будучи этническими грузинами, работают за границей. Творят искусство. Мы-то конечно, считаем их своими и гордимся фильмами, которые снимают , и в которых снимаются наши соотечественники. Но, не думаю, что тот же самый «Тсамети» - фильм Теймураза и Гелы Баблуани, снятый во Франции, может считаться детищем грузинского кинематографа. Тем более его известный ремейк «13», отснятый уже в Голливуде при участии исключительно американской съемочной группы. Хочется, чтобы наши режиссеры творили на родной земле…
- Батоно Зура, вы много снимались в кино. Поделитесь своими воспоминаниями о самых ярких работах.
- Мне было интересно работать с режиссером Темуром Кулиани - выпускником Марлена Хуциева. В 1993 году я снялся в главной роли в картине «Фаршеванги», это история езидского народа. Можно сказать, что это первый фильм, посвященный этой тематике. Батони Темур, 25 лет живет в Норвегии, но в ближайшее время собирается возвращаться на родину.
- А с российскими звездами приходилось играть?
- Я сыграл с Еленой Кориковой в фильме «Я обещала, я уйду». Это очень трогательная мелодрама, фильм о любви, жизни и смерти, к сожалению, с грустным концом.
- Расскажите, как вам удается совмещать работу в кино в качестве актера с продюсированием фильмов?
- Собственно, это не так уж и трудно, потому что последние годы я мало снимаюсь. Разве что в том, случае, если фильм делает кто-то из моих близких друзей и приглашает поработать.
Еще работая в Грузинском государственном академическом театре имени Шота Руставели, я понял, что не должен быть актером.
- Почему?
- Я думаю, что работа актера, одна из самых тяжелых и неблагодарных профессий. Актер отдает себя зрителю полностью. Больше чем мать родным детям. Еще все артисты, подобны младенцам, они очень зависимы от обстоятельств. Представьте на минуту: проходит съемка нового кино- или телепроекта, либо постановка пьесы, каждый актер видит для себя роль в этой работе. Артисты, очень нервные, чувствительные. Многие спиваются. Не редки случаи злоупотребления наркотиками. Есть еще такое проявления актерской судьбы - боязнь, что никто не позвонит и никуда не пригласит работать! О чем говорить? Трудная работа!
- Скажите, а вы испытывали на себе это самый страх невостребованности?
- К счастью, нет. Меня это обошло стороной, я лишь теоретически знал, как мучаются мои коллеги.
Можно сказать, что я по двум причинам перестал работать актером - не хотел отдавать всего себя никому, кроме моей семьи и детей, и жалел времени на ожидания звонка с приглашением на съемки. Мало времени. Я выбрал другое - делать кино!
- А кто ваши любимые кинорежиссеры?
- Георгий и Эльдар Шенгелая, Отар Иоселиани, Сергей Параджанов, Ингмар Бергман, Лукино Висконти. Бергмана люблю за фильм «Фани и Александр».
- Батоно Зура, расскажите, где вы учились?
- Я закончил актерский факультет Тбилисского театрального института им. Ш. Руставели.
- Как вы выбрали профессию актера? Что повлияло на ваш выбор?
- Откровенно говоря, я особенно и не выбирал. Все вышло как-то само собой. Дело в том, что в школе я был двоечником. Помню, что примерно в классе 7-8-ом, к нам школу пожаловал эдакий гипнотизер . Он предложил кому-то из класса стать добровольцем, чтоб проверить действие его методики. Я поднял руку. И только после того, как я вышел к доске, этот «факир» заявил, что гипноз никогда не действует на умственно отсталых людей. Я сразу же уловил подвох и подумал, если на меня не подействует, все сразу поймут, что я наверное такой и есть, это и будет объяснением моей плохой успеваемости по многим предметам. Я не помню, что именно он делал. Но на меня это не подействовало никак, хотя я активно делал вид, что впал в гипнотический транс. Это происшествие сильно повлияло на меня. Я начал заниматься математикой, и прозанимался все лето. Прямо первого сентября я вызвался к доске и написал такое, что мой преподаватель был шокирован. С этого дня я стал отличником по математике, победил на многих олимпиадах. В том числе и республиканских. Участвовал в научно-практических конференциях. Через год меня взяли на работу на Руставский металлургический комбинат, благодаря моим рационализаторским предложениям.
- Вы были школьником?
- Да. Я учился в 9ом классе. Мой случай был уникальным, помню, что в Министерстве образования обо мне писали доклады, на тему слияние учебного процесса с трудом. Мое рационализаторское предложение внедрили в производство и оно дало 7% экономии металла! В общем я оказался не умственно отсталым, это факт.
- И как же это повлияло на ваше будущее?
- Мне дали возможность поступить в Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана исключительно по собеседованию. Мы с отцом поехали в Москву, я посмотрел на студентов этого вуза и они мне совсем не понравились - «очкарики», «заучки»… А в нашем театральном институте экзамены проходили на месяц раньше, я успел в тайне от родных подать документы и поступить. Когда все об этом узнали, был страшный скандал. Я сбежал из дома с тремя рублями в кармане. Около Сухуми меня поймали, хотели снять с поезда, мне пришлось долго убеждать проводника, он согласился «зайчиком» отвести меня в Москву. Там я остановился у своей бабушки. Позже мне прислали паспорт, одежду, деньги.
- Простили?
- Скорее махнули рукой: «Мы столько с ним занимались, а он в артисты пошел». Я рад, что не стал математиком. Они не совсем счастливые люди - либо не удачливые бизнесмены, либо бедные научные работники… С другой стороны, в моем кругу я чувствую определенный приоритет. Близкое знакомство с математикой дало мне особый склад ума, это часто помогает в разных сферах жизни.
- Ваша семья имела какие-либо актерские, театральные традиции?
- Нет. Разве что теперь мою семью можно назвать кино-семьей, так как я женат на женщине кинорежиссере, - Русудан Глурджидзе. Семья у меня интересная. Например, у нас много родственников живет в Москве - целых 16 семей! Эти люди в 2008 году, когда началась война между нашими странами пошли в паспортные столы и сменили свои русские фамилии на грузинские - фамилии своих бабушек и прабабушек!
- Проявили протест?
- Да, таким образом, каким могли. Интересно и другое, ведь это не единственный вариант протеста против военных действий, вы помните, когда началось это жуткое бессмысленное противостояние между Россией и Грузией, нашлось пятеро человек, вышедших на Красную площадь! Они демонстрировали свою активную жизненную позицию, протестовали . К сожалению, в Тбилиси не нашлось тех, кто бы был против этой войны.
- Не простая ситуация…
- По-моему проще некуда. Мы, воюя друг с другом, будучи соседями и народами одной веры, демонстрируем свою отсталость, необразованность. За окном 21-ый век, кто воюет в нашем мире? Страны третьего мира! Нет времени воевать, когда столько нужно успеть сделать за короткую жизнь: строить, создавать, помогать ближним … Любые войны - это не правильное применение ресурсов, как человеческих, так и финансовых. Обратите внимание, часто мы слышим словосочетание : «злой гений». Кто он? Злой, но очень умный человек. А я считаю, что любой злобный индивидуум изначально дурак, он не может умным быть. Ведь известно, что негативные поступки никогда не приводят не к чему хорошему.
- Это просто как в вашем последнем фильме «Сван», бессмысленное противостояние двух сванских родов привело только к смерти. Жуткий фильм.
- Вы мне не поверите, но я совершенно случайно попал в эту картину.
- Ее снимал ваш друг?
- Да, угадали. Сосо Джачвлиани взял на съемки в Сванетию один из моих операторских кранов. Мне как раз очень нужен был этот кран и я отправился за ним в горы. Две недели Сосо не отпускал меня и не отдавал технику, пришлось сниматься, я играю в картине брата главного героя. Он погибает в самом начале фильма, но его смерть вызывает за собой целую цепочку страшных событий.
- Думаю, что наша жизнь вообще полна всяческими радостными и печальными совпадениями, неожиданностями. А с вами нечто подобное случалось?
- В 2006 году, я только переехал на новую квартиру и сменил в очередной раз номер телефона, меня разыскал мой друг юности. Я был крайне удивлен, этого номер не знала еще даже моя мама, а Валера узнал, и позвонил. На вопрос, откуда он знает мой номер, и почему не разыскал меня раньше, тот со смехом ответил , что до это был полковником, а сегодняшнего дня стал генералом!
- Откуда звонил ваш друг?
- Из Украины. Я служил там в армии, сильно подружился с двумя ребятами, оба украинцы, один родом из Донецка, другой из Черновцов. Мы были настолько близкими, что я даже был у одного из них свидетелем на свадьбе, позже крестил его детей. Второй парень, тоже не плохо устроился в жизни - он директор машиностроительного комбината. Прошлой зимой мы прекрасно провели время с ним и его друзьями в Бакуриани. Я искренне рад за своих однополчан.
- Давайте побеседуем о вашей семье, где вы познакомились с супругой?
- Я помог ей снять ее фильм «Оскар». В то время я «служил» кинематографу в актерской ипостаси. Русудан училась на третьем курсе института.
- С этого момента вы вместе?
- Да. Знакомство у нас получилось классическим - я , как мужчина и профессионал, выручил свою будущую супругу, можно сказать - спас. Дело было так: ей необходимы для фильма были распечатки образов Греты Гарбо, Марлен Дитрих и других актеров прежних эпох. Сделать их нужно было из «негативов» в «позитивы». В Тбилиси на то время все лаборатории стояли, производства не существовало. У меня были друзья в Москве, которые могли это сделать. Я пообещал Русико помощь, но у нас совсем не было средств, чтоб добраться до России.
- Как вы вышли из положения?
- Не поверите, я вошел в офис одной из авиакомпаний и попросил билет до Москвы и обратно в обмен на съемки рекламного ролика. Билеты выписали, рекламу мы благополучно отсняли. В Москве все тоже сложилось более чем удачно. Я сделал, необходимые для съемок распечатки, но на этом удача меня не оставила. Мы встретились с моим старым товарищем Исмаилом Таги-Заде, известным на то время российским кинопродюсером, и он предложил финансировать нашу ленту.
- Наверное Русудан была в шоке.
- Я сам был не меньше удивлен. Нам дали все: деньги, пленку, предоставили услуги…
- Хорошим людям всегда везет.
- Ну не зря говорят: «Хороший человек - не профессия». Думаю, что дело именно в моем серьезном подходе к работе. Я никогда не был капризным артистом, видимо за это меня и ценили коллеги. Сам-то я этого не понимал , находясь по ту сторону объектива, в кадре. Зато, когда сам перестал сниматься, но начал снимать и продюсировать понял и оценил эти качества актеров - не конфликтность, внимание, скромность.
слева: Эльдар Шенгелая - режиссер и глава союза кинематографистов Грузии.
- Вам приходилось после «Оскара» сотрудничать с Русудан Глурджидзе, вашей супругой?
- Нет. Но в ближайшее время мы приступим к работе над фильмом «Чужой дом».
- О чем эта картина?
- Об абхазских беженцах. 300 000 человек были вынуждены внезапно покинуть свои жилища. Просто все оставить и уйти. Другие люди входят в дома беженцев и хотят быть счастливыми на чужом добре. Об этом наша будущая лента.
- К сожалению, для нас до сих пор актуальна проблема беженцев и участия в военных конфликтах . Вам приходилось воевать?
- Воевать не воевал, а в плену оказался.
- Так бывает?
- Выходит что да. Мы в 1992 году отдыхали с друзьями на черноморском побережье в Абхазии, как раз в то время, когда вся эта «каша» и заварилась. Вначале, пока у нас еще срок путевки не кончился, все хорошо было. Помню, был такой абхаз один местный - Даур, он нам помогал. Позже, когда срок истек, мы обратились к директору санатория, с просьбой выделить нам какое-то питание, но тот развел руками, - вам не положено. Он как раз грузином был, вот как бывает…
С нами в переплет попали разные люди- были и женщины, и дети. Помню, со мной в то лето отдыхал молодой парень - будущий актер Дато Иашвили, я его тогда научил бриться, жаль, что он позже погиб.
- Как вы выпутались их этой ситуации?
- Ситуация становилась день ото дня все напряженнее. Были убиты двое грузин - парень и девушка, когда просто выбрались из санатория и отправились в кафе перекусить. В один прекрасный день, мы заметили приближающийся со стороны Грузии катер, на нем оказался грузинский флаг. Все заинтересовались, стали собирать свои вещи и направились к берегу, в надежде, что это за нами. В ту сторону и абхазские военные устремились. Из катера вышел небольшого роста усатый человек в военной форме и представился: «Я адмирал грузинской армии!» На борту катера он был один! Все были удивлены. Абхазы начали спрашивать, как он посмел приплыть один, без экипажа. На что наш спаситель ответил, что он не боится ничего, так как 25 лет служил капитаном атомной подлодки. Звали его Александр Джавахишвили. Он был адмиралом советской армии, а после распада Союза стал служить в армии грузинской. Абхазы, пораженные мужеством этого человека, позволили ему забрать столько пенных, сколько он сможет увести. На катере поместилось 400 человек!
- Куда он вас привез?
- В Поти. Пока мы покидали корабль, он торопил заправщиком, просил чтоб ему залили полный бак дизельного топлива. Хотел как можно скорее вернуться за оставшимися людьми. Вот на таких гражданах держится наше государство, вот он - цвет грузинской нации. Знаю, что его потом с работы уволили.
- Почему?
- Кто его знает. Грустное должно быть зрелище, адмирал без корабля. Многие и сейчас не на своем месте.
- Кроме вас.
- Я по образованию актер, но работаю продюсером. Вернее я играю в продюсера.
- Батоно Зура, это самоирония, по-моему вы хорошо делает свою работу.
- Возможно, делаю, все что от меня зависит, для кинопроизводства.
И по традиции, немного живой речи:
Click to view
Зураб Магалашвили о грузинском кинематографе
Из проекта "Грузия в лицах":
Грузия в лицах: Юрий Мечитов Грузия в лицах: Сосо ДжачвлианиДругие мои посты о Грузии:
Знакомство с Тбилиси Про Батуми (Аджария) Тифлисский рынок Катарсис - Дом Милосердия «Будругана Гагра» - Театр теней Барахолка на Сухом мосту