Грузия в лицах: Сосо Джачвлиани

Aug 17, 2011 05:25



Сегодняшний гость, нашего с soldat-jah совместного проекта "Грузия в лицах" - актер, сценарист, режиссер и продюсер Иосеб (Сосо) Джачвлиани. Он снялся в десятках известных грузинских художественных фильмов, таких как «Древо желания», Тенгиза Абуладзе, «Ждите связного» Отара Коберидзе, «Солнце неспящих» Темура Баблуани, и многих других. Из зарубежных работ он исполнял одну из ролей в сериале "Есенин", снимался в картине "Личный номер" и это только за последние несколько лет. Кроме того кинокомпания Сосо и Бадри Джачвлиани «Studio Tetnuldi» успешно производит фильмы, не смотря на плачевное состояние грузинского кинематографа. В частности на экраны вышли такие успешные проекты как «Сван» и «Давай насос». В течение двух последних месяцев, к сожалению, в СМИ имя Сосо Джачвлиани чаще связывают не с его удачной творческой деятельностью, а с гражданской позицией (он - активный сторонник оппозиционного «Всенародного собрания») и печальными событиями 26 мая 2011 года. Об этом и многом другом наш сегодняшний разговор.



- Сосо, расскажите о вашей творческой судьбе. Как вы выбрали для себя работу в кинематографе?

- Я могу назвать своим «крестным отцом» в кино сценариста и режиссера Резо Габриадзе. Будучи родом из Сванетии, я учился в Тбилиси в Институте физической культуры и спорта, на педагогическом факультете. Это был 1975 год, батони Резо искал героев для своей короткометражной ленты «Кавказский романс». Выбрал меня. Фильм стал моим кинодебютом. Мы снимались вместе с актрисой Ликой Кавжарадзе, моей партнершей по более поздней киноленте Тенгиза Абуладзе «Древо желания».

- Начав сниматься в кино, вы прекратили заниматься спортом?

- Нет что вы, после окончания Института физической культуры я добился очень хороших результатов в спорте. Я мастер спорта по борьбе самбо и по дзюдо, чемпион Европы и двукратный чемпион мира по армрестлингу.



- Получается, что вы актер-самородок?

- Ну не совсем. Я окончил кинорежиссерский факультет Государственного института театра и кино в Тбилиси. У нас с младшим братом - Бадри, похожие истории,- мы оба одержимы страстью к кино. Его первое образование - медицинское, он окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге и уже только после этого ВГИК. Мы сняли совместный фильм «Сван», в котором выступили в качестве актеров, режиссеров и сценаристов. Это фильм основан на реальных событиях. Я горжусь нашей работой, так как кинолента была удостоена престижной премии «Золотой Реми» на международном фестивале в Хьюстоне в номинации «Культура и религия». На Международном фестивале в Киеве картине присудили приз жюри за режиссуру. За лучшую женскую роль вручили Гран-при актрисе Дареджан Харшиладзе. Так же этот фильм получил приз на Минском международном кинофестивале «Листопад».



- Трудно было снимать кино в горах? Возникали проблемы с техникой?

- Вы не поверите, на съемки мы потратили всего 27 дней! Я говорил, что горжусь, тем какой получилась картина, это так, но знаю, что будь у нас больше времени, мы бы смогли сделать фильм еще лучше. К сожалению, в связи с независящими от нас обстоятельствами, у нас было два варианта, либо доснимать в короткий срок, либо заморозить проект, мы остановились на первом варианте и не прогадали.

- Какие у вас ближайшие творческие планы? Есть ли какие-то проекты в работе?

- Мы с Бадри планируем снять фильм о нашем отце, Амиране Джачвлиани, кавалере ордена Славы. Сценарий будущего фильма уже готов, рабочее название картины «Штрафники». Мы хотим рассказать о том, как наш отец закончил военное училище, как воевал, как попал в штрафбат, и тем не менее дошел до Берлина… Он прожил долгую достойную жизнь и ушел от нас 2 года назад.



- Это будет грузинский проект?

- Нет, мы планируем сотрудничество с российскими коллегами. Я недавно был в Москве, вел переговоры с Александром Гордоном, который выразил желание сняться в фильме, а также выступить продюсером с российской стороны. Понимаете, этот фильм будет не столько о Великой отечественной войне, сколько о людях, простых советских гражданах, которые вместе родились, выросли, которые сражались за одну великую державу. А потом этой большой страны не стало… Мой отец воевал на фронте вместе с русским парнем - Александром Сбоевым, после войны они тридцать лет искали друг друга. И все-таки нашли. Помню, как Александр приезжал к нам в Сванетию. В нашей семье была одна трагическая история: до войны мой отец учился в России. У него была жена и трехлетняя дочка -наша сестра. Но война разлучила семью и отец так и не смог узнать, что случилось с его супругой и дочерью. Отец женился на нашей матери через 11 лет после окончания войны, все верил, что дождется вестей от своих близких. Он до конца своих дней пытался их найти. Вот такой ностальгический, философский фильм должен получиться в память о Советской стране и конечно о нашем отце-герое. Проект будет запущен в работу в самое ближайшее время. Думаю, что этот фильм очень нужен обеим нашим странам, и России и Грузии.

- Желаем, чтобы ваши планы удачно воплотились в жизнь!

- Спасибо.

- Скажите, вам легко работать с родным братом?

- Очень трудно, потому что мы ничего не прощаем друг другу.



- Батоно Сосо, мы не можем не спросить вас об обстоятельствах вашего ареста и пребывания в следственном изоляторе г. Мцхета.

- Я не думаю, что это может быть интересно вашим читателям, эти события уже в прошлом…

- Что вы, рассказ о подробностях этих печальных событий из первых уст будет крайне важен и ценен. Расскажите, как все произошло (происходило) на самом деле? Вы случайно оказались в месте проведения демонстрации в ночь с 25 на 26 мая?

- Конечно, не случайно. Ведь я взрослый и здравомыслящий человек. Не считаю себя принадлежащим какой-либо политической партии, я - человек искусства и спорта. Но одновременно я и гражданин своей страны и не могу быть безразличным к процессам, происходящим внутри моего государства. Иногда я слышу обидные замечания в свой адрес, мол зачем он, режиссер и продюсер говорит о политике, наверняка, это для того чтобы обратить на себя внимание. Поверьте, это не так. Я не вмешиваюсь в политику, к сожалению, политика вмешивается в мою жизнь, равно как и в жизни каждого, кто живет в Грузии. Я стараюсь говорить правду. И не боюсь говорить то, что думаю. Ведь мы живем в демократическом обществе и стараемся строить наше государство по законам демократии, а значит не стоит бояться выражать свое мнение, каким бы радикальным оно не было.



- За что конкретно вас арестовали?

- Нарушение общественного порядка. За это, по закону, полагается задержание в течение тридцати суток.

- Много ли было задержанных в ту ночь?

- Нас арестовали в районе часа ночи, думаю, что около тысячи человек, я не могу утверждать точно. Многих отпустили, выписав штрафы.

- Писали, что в процессе задержания, вы сильно пострадали физически, это правда?

- Нас хорошенько «помяли», когда разгоняли митинг и арестовывали его участников. Позже, уже в изоляторе методов физического воздействия я не испытывал на себе. Суд надо мной был проведен в шесть часов утра 26 мая, по горячим следам. После того, как я услышал свой приговор, я принял решение голодать в течение всего назначенного мне срока, так как откровенно говоря, совершенно не понял, за что именно меня осудили. Мне всегда казалось, что в нашей стране действует закон о свободе собраний, я просто воспользовался своим гражданским правом, придя в тот вечер на проспект Руставели.



- Вы сидели в одиночной камере?

- В принципе, когда человек объявляет голодовку, он должен быть переведен в отдельную камеру, но в моем случае так не получилось. Я сидел вместе с Сандро Дунадзе - соратником Нино Бурджанадзе.

- Вам трудно было переносить голодание в течение 30 дней?

- Пожалуй, нет, хотя за это время я потерял 30 кг. Дважды наш Каталикос-Патриарх обращался ко мне с просьбой прекратить голодовку. Но я был стоек в своем убеждении, потому что я только таким способом мог выразить свое отношение к несправедливости… За прошедшее после заключения время, мое здоровье восстановилось, я смог возместить потерю веса, набрал 20 кг, думаю, что это моя хорошая физическая форма. Могу сказать одно: не зря древние говорили, что за сто лет человек не в силах познать столько, сколько дают ему достойно перенесенные трудности. Я чувствую, что эти испытания прошел не зря. Сразу же после освобождения из заключения я и моя семья были приглашены на аудиенцию к Святейшему и Блаженейшему. Я получил в подарок золотой крестик из рук Ильи ІІ и благословение.



- Все таки, вы ощущали физическое недомогание?

- Была сильная слабость, но только физическая, понимаете о чем я ? Духом я был крепок. Я с детства привык отвечать за свои слова. Если я сказал, что буду пить только воду и ни крошки в рот не возьму, то я обязан был поступить именно так, таково мое воспитание. Я не горжусь своим поступком, я считаю, что любой нормальный мужчина на моем месте, поступил бы точно так же. Ко мне несколько раз приходили представители «Красного креста», предупреждая о последствиях моего голодания, пугали остановкой сердца, уговаривали прекратить.



- Как вы восстанавливались после голодания?

- Оказалось самым трудным, выходить из голодовки. В течение первых двух-трех недель я вынужден был придерживаться жесткой диеты. Состояние здоровья сейчас в порядке. Можно сказать, что пребывание за решеткой пошло мне на пользу.



- И напоследок, расскажите немного о своей семье.

- Моя супруга, Ирма, биолог. У нас трое сыновей: Георгий, Лука и Сосо.

- Вы наверняка гордитесь, что у вас целых трое наследников подрастают.

- Да. Я могу быть уверен, что род Джачвлиани не прервется!

Немного живой речи:

image Click to view

Сосо Джачвлиани о своём аресте и голодовке

И немного юмора напоследок:

image Click to view

Анекдотичный случай из жизни актёра Кахи Кавсадзе (Абдулла - Белое солнце пустыни)

Из проекта "Грузия в лицах":
  • Грузия в лицах: Юрий Мечитов
  • Грузия в лицах: Зураб Магалашвили

  • Другие мои посты о Грузии:
    Знакомство с Тбилиси
    Про Батуми (Аджария)
    Тифлисский рынок
    Катарсис - Дом Милосердия

    персоналии, Грузия

    Previous post Next post
    Up