... павильон, в котором дают представление театра ваянг кулит (wayang kulit), разделён на две части ширмой-экраном - по одну сторону от ширмы располагаются музыканты gamelan, декламаторы, кукловод, показывающий представление, кресла для зрителей - по другую сторону - несколько рядов кресел - представление здесь - тени на поверхности ширмы
... здесь - за ширмой - голос оторван от тела, звук - от издающего его музыкального инструмента, и - исполнителя - тень - от производящей её фигуры
... одна и та же история - Рамаяна, переложенная на яванский язык в середине IX в. - примерно в тот же период появился и театр ваянг кулит - одновременно - репрезентуется двумя различными способами
... очевидно, что это уже две истории - зритель знает об этом, но должен сделать выбор - какую историю он хочет/ готов вос-принимать - с какой стороны от ширмы занять кресло
... делая выбор, зритель знает, что в любом случае он что-то упускает - нельзя одновременно оказаться по обе стороны от ширмы
... возможно, со стороны гамелана, представления кукол, сюжет будет яснее, но - любая ясность ограничивает восприятие - образ конкретен, особенно для посвящённого
... яванцы разработали театр рассчитанный именно на посвящённого - на - посвящение - невозможно визуально понять - как минимум если не понимаешь язык - какая кукла какого персонажа репрезентует - даже несмотря на то, что зрителям выдаётся поясняющая основы сюжета и принадлежность основных кукол брошюра - это первый этап посвящения
... куклы лишены связанных с персонажем атрибутов - невозможно отличить обезьяну (Хануман/ Равана) от человека (Рама/ Лакшмана), мужчину (Лакшмана, Рама) от женщины (Сита) - куклы абстрактны - как и их тени
... куклы почти неподвижны - тени мерцают - зачаровывают - извлекаемый из медных инструментов звук отсылает в подземный мир - мир металлов и их превращений - тьмы и недров - неразделенный на свет и тень - единый, но - не познаваемый зрением в нём невозможном - только на слух
... звук и тень звука - кукла и тень куклы - сюжет один, но с каждой стороны ширмы, кажется, раскрывается своя фабула
... в этом подходе - особое отношение к жизни - к повседневности - у которой есть своя тень - свои смыслы - свои способы репрезентации и познания
театр wayang kulit: со стороны "света"
со стороны тени