(no subject)

Aug 21, 2024 11:30

... согласно джаванской традиции, как сообщается на одной из информационных панелей экспозиции музея Sonobudayo, мужчина должен выполнить пять вещей - Pancaunika: 1. wisma - дом, т. е. построить/ создать дом, 2. wanita - женщина - т. е. жениться/ найти свою женщину, 3. turangga - лошадь - т. е. обеспечить себя и семью транспортом, 4. curiga - наследие - т. е. оставить наследника и - что очень важно - наследство - сохранить/ передать дальше/ создать семейные реликвии - одежда из батика, керисы и т. п. , и - 5. kukila - птица - вероятно, создать что то для души/ отводить душу слушая пение птиц/ вовлечься во что-то прекрасное/ трансцендентное - "думать о душе"

... полнота всего этого - полноценность жизни - репрезентуется керисом - "персональным" кинжалом

... второстепенные яванские занятия, о которых информирует экспозиция музея: 1. изготовление батика, 2. gamelan - исполнение яванской музыки на традиционных яванских инструментах - металлофон/ перкуссии/ ударные - всё из меди, 3. живопись по стеклу, 4. представление театра wayang, 5. игра в candlenut - permainan adu kemiri - ставшая популярной уже после прихода ислама - игроки складывают в выемке устроенной в доске для игры орехи, по орехам ударяют камнем - выигрывает тот, чей орех не разбился; любивший играть в орехи султан Матарама Агунг, если замечал, что кто-то из игроков жульничает - приказывал отрезать голову лошадям, на которых он приехал - хорошая история для сказок Шахаразады, 6. бои сверчков - tempat adu jangkrik, 7. игра в dakon/ kongklak, смысл которой я не могу понять по данному здесь описанию, 8. gemparingan - стрельба из лука - именно искусство стрельбы из лука решило исход сражения между Рамой и Раваной в джаванской версии Рамаяны

... в залах пустеющего музея замерли безымянные/ скрывающие свои имена и истории керисы - их тени не способные оторваться от самих керисов - так же как когда-то не способны были расстаться с керисами их владельцы

... но - кто кем здесь владеет - тень кериса керисом, или - наоборот

... я выхожу из музея в джаванскую ночь - полнолуние - приглушенное сияние звёзд, не смеющих мешать Луне насладиться своим величием - прохлада оживляет сонные днём улицы Джогьи - мчит becak под флажком Палестины (на Jalan K. Haji Wachid Hasyim - яркое граффити - Free Palestine from river to the sea), стучат копыта ангкотов - музыка, angkringan'ы - лотки с едой, на Jalan Malioboro - магазины, продающие одежду из батика

... но, я не вовлекаюсь - жду начало вечернего представления театра wayang

певчие птицы, выставленные на продажу на улице Джокьякарты


живопись по стеклу

Sunan Kalijaga и Ki Ageng Pandanaran. начало XX в. музей Sonobodoyo.
Sunan Kalijaga - один из Wali Sanga - "девяти благочестивых" - распространивших ислам на Джаве. Ki Ageng Pandanaran - сын и наследник султана крупного султаната Demak, отказавшийся после встречи с Sunan Kalijaga от трона и посвятивший себя распространению ислама на Джаве. Сюжет изображает встречу Sunan Kalijaga и Ki Ageng Pandanaran, занимавшего пост "регента" крупного портового города Semarang. Sunan Kalijaga предстал перед "регентом" в образе торговца тростником, "регент" осознал что бессмысленно тратит свою жизнь на накопление богатства и стал исламским миссионером.


Jaka Tingkir сражается с крокодилами. начало XX в. музей Sonobodoyo.
Jaka Tingkir - основатель яванского султаната Pajang и последователь Sunan Kalijaga. Сюжет изображает историю из яванской хроники Babad Tanah Jawi, повествующую о сражении Jaka Tingkir с крокодилами, после победы над которыми - благодаря покровительству Аллаха, крокодилы перешли на сторону Jaka Tingkir'а (и по сути стали мусульманами). История по своему содержанию очень близка сказкам из собрания 1001-й ночи.


Alat Adu Kemiri - приспособление для игры в орехи. XX в.


Приспособления для боев сверчков: слева - "ринг", в центре - "стойло", справа - приспособление для окуривания сверчков специальным составом, чтобы они были агрессивнее в бою.


"доска" для игры в dakon

1001 ночь, Ява, 2024_4, Индия, ЮВА, луна, живопись, Палестина, keris

Previous post Next post
Up