Оригинал взят у
dilettant_ka в
Не рыночный социализм, а непосредственно общественное производствоДрузья мои, я вынуждена предостеречь вас от либерального дробления производства на мелких экономических субъектов. "Товарообмен", "продуктообмен" - это всё понятия из данной серии. Кто с кем обменивается, обособленные производители (неважно, крупные они или мелкие)? Не забываем, что товар - это продукт, поступающий в потребление через обмен, через рынок. Обмен подразумевает отчуждение собственности, а значит до обмена необходимо присвоение выпущенного продукта частным обособленным производителем (заводом, фабрикой). Какими бы симулякрами вы при этом не заменяли деньги, вы неизбежно скатитесь по хрущёвско-косыгинско-либермановской дорожке к реставрации капитализма.
Социализм - если это не буржуазный симулякр социально ориентированного государства с частной собственностью и частным присвоением, то это коммунизм в первой фазе. При коммунизме присвоение всего произведённого продукта всеми трудовыми коллективами осуществляется всем обществом в целом при управлении пролетарского государства.[1] Внутри общественного присвоения никто ни с кем не обменивается, все (как граждане, так и трудовые коллективы) делают трудовой вклад в общую копилку, а затем из общей копилки происходит как распределение в личное потребление, так и резервирование на государственные, общественные, социальные нужды. При этом граждане, участвующие в управлении, могут регулировать распределение по периодам, где-то больше на потребление, где-то больше на госрезервирование для научных, космических, экологических и прочих проектов. Отчуждение от процесса и от результатов труда преодолевается всеобщим участием граждан в управлении и планировании.
На мой взгляд, сейчас стоит задача первостепенной важности описать модель непосредственно общественного производства, предложить критерии и параметры, с помощью которых можно эту модель формализовать. При этом я предполагаю, что нужно сначала рассмотреть малую семью, потом условно вместе живущую составную семью из нескольких поколений и ветвей, потом сформулировать правила экономического планирования и распределения для общины, для страны, вспоследствии для человечества. Если тут и выделять для удобства анализа более мелкие коллективы, районы, области и т.д., то всё-таки необходимо описывать их взаимодействие именно в рамках правил всеобщего присвоения и распределения, а ни в коем случае не как обособленных экономических субъектов. После того, как будут предложены варианты описания модели непосредственно общественного производства, необходимо взять имеющуюся ныне капиталистическую модель экономики и разработать диалектическую многоходовку постепенного перехода от ныне существующей к желаемой хозяйственной и управленческой модели.
Эта задача далеко не простая, её не удастся решить с кавалерийского наскока, даже обладая серьёзным практическим опытом работы в советской промышленности. Нужна теоретическая подготовка. Я для себя определила некий минимум чтения, после которого можно более содержательно побеседовать по данной теме. Это сборники полемики 60-х годов товарников и антитоварников, от лица антитоварников: Цаголов Н.А. Закон стоимости и его роль при социализме [2], от лица товарников: Кронрод Я.А. Закон стоимости и его использование в народном хозяйстве СССР [3], кроме того Ельмеев В.Я. «Социальная экономия труда: общие основы политической экономии» СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007 [4], ну и небезызвестный труд ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. УЧЕБНИК. 1954 [5]. Сразу скажу, что я пока не готова сдать завтра же зачёт и экзамен по вышепоименованной литературе, однако планирую продвигаться в данном направлении, чего и рекомендую всем заинтересованным коммунистам и сочувствующим. Спасибо за внимание.
[1]
http://dilettant-ka.livejournal.com/16809.html[2]
https://yadi.sk/i/-JSOy1xYzq2ki[3]
https://yadi.sk/i/AfjdujuXzq3C3[4]
http://www.r-p-w.ru/soczialnaya-ekonomiya-truda.html[5]
http://anticomprador.ru/publ/uchebnik_politehkonomii_1954/politicheskaja_ehkonomija_uchebnik_1954/54-1-0-975 [6] - дополнительное:
Учебник политической экономии Цаголова (1973). Том I
http://comforum.forum-top.ru/viewtopic.php?id=94Учебник политической экономии Цаголова (1974). Том II
http://comforum.forum-top.ru/viewtopic.php?id=95 Вынесено из комментариев.
dilettant_ka 6 декабря 2016, 15:41:04 UTC
Три типа потребительского стандарта: производитель, координатор (помесь учётчика и начальника), иждивенец
Например, десять видов продукции - семь расходников, три вещи долгосрочного пользования, можно ещё по трудоёмкости/дефицитности разбить на подгруппы. Из них формируются потребстандарты и часть продуктов выступает как премии.
Производственная процедура зачисляет выпущенную продукцию на склад. Получает данные из планировочно-заявочной процедуры (планирование осуществляет координатор плюс прямые заявки могут подавать все граждане). Выдаёт данные в процедуру распределения: признак трудового участия, он позже развернётся как репутация гражданина, она же карма, она же рейтинг, включающая в себя коэф. участия в производстве, участия в управлении и т.д.
Признак трудового участия принимает 4 значения: не участв. (иждивенец), производитель, координатор, производитель + координатор.
Процедура распределения: потребнабор назначен к выдаче, исходя из признака трудового участия; потребнабор получен гражданином.
http://antidengy.livejournal.com/1562.html?thread=67610#t67610 dilettant_ka 6 декабря 2016, 19:02:18 UTC
Продолжаем разговор. Вы хотели про стимулы и принуждения. Попробую изложить обобщённый концептик.
Усложняю задачу. Для иждивенцев делаем два потребстандарта. Один в порядке социальной защиты для неработоспособных, другой - для работоспособных индивидуалистов-отказников. Как относиться к отказникам? Во-первых, зависит от уровня автоматизации промышленности. Одно дело, если кнопку нажал и изделия посыпались, другое дело - трудоёмкая или природно дефицитная продукция. Во-вторых, отказников может быть мало, допустим, 10 чел на 10 тыс (условный показатель). Ну чего их щемить, если их мало? Ну пишет Бродский стихи, а Перельман формулы, а пяток верующих в скит удалились - да ладно, пускай занимаются любимым делом на отказном потребстандарте, вдруг лет через 10 чего-нибудь гениальное представят.
Но нужно следить за ростом численности отказников. Как только их количество превышает некоторую величину, общество начинает нести ощутимые потери - нехватку рабочих рук, снижение уровня жизни или повышение рабочего дня сознательных трудящихся, поэтому тут требуется привязка к каким-то экономическим параметрам, на основании которых отказной потребминимум будет официально снижаться и эта новость будет настойчиво и максимально публично транслироваться, чтобы часть отказников влилась в ряды тружеников. Возможно, на всех отказников стоит создать один резервный фонд, чем их больше, тем меньше будет приходиться на каждого отказника еды, одежды и тех вещей, которые общество посчитает возможным им выделить. Что касается экономических показателей для расчёта плавающего потребстандарта отказника, то для маленького примера их можно придумать, а для больших групп мне уже надо беседовать с макроэкономистами и читать теорию политэкономии. Как-то так.
http://antidengy.livejournal.com/1562.html?thread=71450#t71450 Публикация от 05.12.2016