Спасти людей в белых халатах. Часть 1.

Jul 02, 2019 18:14


Спасти людей в белых халатах. Часть 2.

В апреле 2019 года к нам поступила информация о том, что под угрозой уничтожения находится мозаика "Люди в белых халатах", расположенного в вестибюле главного входа в здание больницы им. Фишера и мы не могли остаться в стороне.

Пост в ВК от 11.04.19 - В больнице им. Фишера могут уничтожить мозаику Черноскутова.




На днях нам поступила информация о том, что под угрозой уничтожения находится работа заслуженного художника РСФСР - Черноскутова Геннадия Васильевича. Мозаика "Люди в белых халатах" 1977 года расположена в вестибюле главного входа в здание больницы. По неподтверждённой информации здесь должен будет разместиться приёмный покой.

Этот объект мы указывали в документе "объекты НЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ в реестр муниципальной собственности", который передавали в прошлом году депутатской комиссии по культуре. Все больницы и поликлиники переданы в собственность области и данный объект в том числе. К большому сожалению в области вообще кроме реестра объектов подпадающих под действие закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) ..." ничего нет, а значит никакой "охранной грамоты" у мозаики нет.



Модернизация не должна уничтожать культурное наследие города, нашу историю, нашу локальную идентичность!
Для справки: ГБУЗ "ГКБ №1 им.С.З.Фишера" включена в национальный проект "Здравоохранение" на территории Волгоградской области. Реализация проекта будет осуществляться в период с 2019 по 2024 годы. Контроль за исполнением проекта лежит на администрации Волгоградской области.

Статья на Волжский.ру от 11.04.19 - Волжане опасаются за сохранность мозаики Черноскутова.

Пост в ВК от 15.05.19 - Историко-культурная экспертиза мозаики «Люди в белых халатах».




Мозаичный ансамбль «Люди в белых халатах» обладает значительной художественной и культурно-исторической ценностью и является неотьемлемой частью общегородской среды г. Волжского. Он размещен в общественном пространстве - вестибюле ГБУЗ «Городская Клиническая Больница М1 им. С.З. Фишера» и успешно справляется с основной задачей монументального искусства-гуманизации, очеловечивания среды.

Мозаики выполнены в 1977 г. известным монументалистом, выпускником Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, принадлежащим к плеяде мастеров, в послевоенное время возродивших деятельность Волгоградского отделения Союза художников и создавших Волжское отделение Союза художников - Заслуженным художником России Г.В. Черноскутовым (1933-2003). Этот мастер оставил станковое и монументальное наследие, высоко ценимое не только в нашей стране, но и в мире (В.Толстой. Монументальное искусство СССР. М., 1978). Значительная коллекция произведений Г.В. Черноскутова находится в фондах ВМИИ.

Мозаики выполнены из смальты-наиболее дорогого и долговечного материала для монументальных произведений. Их площадь составляет 102 кв. м., площадь утрат относительно невелика, общая сохранность удовлетворительная.

Данная работа обладает качествами монументально-декоративных произведений: ясно читаемой общественно-значимой идеей, лаконичностью форм, внятностью силуэтов, соразмерностью архитектуре и пространству. Его идейное содержание, воплощает общечеловеческие ценности: энергичное стремление к постижению тайн природы и человека, веру в силу разума, благородство и сострадание. В своем очень сдержанном колористическом решении, основанном на сочетании оттенков светло-серого и синего, они создают атмосферу покоя, упорядоченности.

Художественное решение композиций является прекрасным образцом отечественного искусства середины 1970 гг., отмеченного несомненными успехами в деятельности Волжских и Волгоградских художников. Многочисленность произведений монументального искусства как в общественных интерьерах, так и на фасадах, является характерной особенностью г. Волжского, обеспечивает его неповторимый и привлекательный облик. Этот фактор целесообразно задействовать в формировании благоприятного имиджа города, патриотическом воспитании, формировании местной идентичности.

Таким образом, данная композиция, обладающая значительными художественными достоинствами, историко-культурной ценностью, являются важным и необходимым элементом синтеза среды Волжского и ее изъятие приведет к снижению самобытности нашего города, оскудению, обезличиванию его культурного пространства.
заместитель директора ГБУК ВМИИ Кандидат искусствоведения, Член Союза Художников России, Член международной ассоциации искусствоведов О.П. Малкова.




P.S. в газете "Волжская правда" выпуск №48 от 5 декабря 2018 года



От редакции: Уважаемая Ирина Петровна, мы связались с администрацией больницы им. С. Фишера и получили ответ, что мозаику демонтировать не будут.

Пост в ВК от 21.05.19 - "Я точно знаю, что из любого безвыходного положения, кроме смерти, есть выход." (с) З.Н. Черноскутова.




"Прочитала ваши рассуждения на тему мозаики и радуюсь тому, что эта тема рождает другие: как-то патриотизм, культура, городская среда. Мы приехали сюда в 1963 году. Молодёжь в то время была очень активна. Они были не просто строители, химики, учителя, врачи и т.д. Вы не представляете себе каким уважением и известностью пользовались люди творческих профессий. Это был их серебряный век. Неудивительно, что Фишер возводил больницы и поликлиники. И не просто больницы. Ему хотелось радовать вас, будущее поколение. И ему это удалось. Надо ли это было? Думаю, что необходимо. Особенно сейчас, когда резко изменились приоритеты.

В качестве вдовы я обращаюсь к людям и властям от имени авторов мозаики - заслуженного врача, почётного гражданина города С.З. Фишера и заслуженного художника Г.В. Черноскутова. Они ушли, оставив нам свои творения и любовь к городу. Я точно знаю, что из любого безвыходного положения, кроме смерти, есть выход. И никогда не поверю, что мозаика может помешать врачам.

О Б Р А Щ Е Н И Е

Давно ожидаемый ремонт в больнице №1 имени Фишера вдруг неожиданно стал самой обсуждаемой новостью в городе и интернете. Планируемые обновления, как обычно, несут за собой не только радостные ожидания, но и негатив. Так случилось и с проектом ремонта и обновления больницы. Вдруг появилась необходимость уничтожения мозаичного панно «Люди в белых халатах» площадью 102 кв.м. И тем обиднее, что инициаторами этого вандализма являются врачи.

В нашем городе уже был прецедент с мозаичной стеной «История развития автотранспорта» в бывшем таксомоторном парке. В 2004 году её тоже приговорили к уничтожению. Площадь понадобилась для размещения рекламы - самого востребованного в то время продукта. Благодаря общественному мнению очень эффективно и своевременно поработали наши журналисты, архитекторы и дизайнеры. И мозаика до сих пор радует волжан.
Несколько лет Самуил Захарович вынашивал свою мечту о создании настоящей современной больницы. За разрешением ему пришлось обратиться к председателю Совмина СССР А. Косыгину. И разрешение было получено, и строительство было начато. А с какой настойчивостью он убеждал Геннадия Васильевича заняться мозаикой! С деньгами в то время тоже было не легко. Но Фишер добился. Он всех заражал своими идеями, и сам был и строителем, и врачом, и художником. В его понимании интерьеры в больничном пространстве, их содержание - это первый шаг к выздоровлению. Именно поэтому в проекте был заложен просторный вестибюль, мозаичные стены, колонны и парадный, не чёрный вход.

А мозаика до сих пор пока ещё привлекает взоры не только врачей и пациентов. Сейчас готовится к выходу в немецком издательстве DOM publishers книга «Советская мозаика Юга России» Авторы: архитекторы И.Бычков, А.Токарев; искусствовед Н. Васильев. Мозаику «Люди в белых халатах» авторы считают уникальной и утверждают, что она не имеет аналогов не только на Юге России, но и за его пределами.
Возможно ли себе представить, что в мирное время, когда нет ни войны,ни революции, мы по собственной инициативе сами добровольно становимся вандалами и уничтожаем свои же памятники. Уничтожаем там, где просто нужно пригласить профессионалов и найти выход. Наши специалисты должны были участвовать в обсуждении и утверждении всего проекта. И проблема с мозаикой была бы решена ещё на стадии проектирования.

Комитет же здравоохранения в лице госпожи Чапуриной, давая оценочную характеристику мозаике, даже не потрудился ознакомиться с экспертным заключением кандидата искусствоведения,члена международной ассоциации искусствоведов О.П. Малковой.
Наш город называют городом художников. У нас много памятников. Мы гордимся ими, бережём их и будем защищать при всех обновлениях и ремонтах. Но об этом должна заботиться городская администрация."
(с) З.Н. Черноскутова
Продолжение следует ...

Черноскутов, Люди в белых халатах, мозаика, Фишер, Волжский

Previous post Next post
Up